Курсовая с практикой на тему Развитие государственной контрактной системы в Московской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ.. 6
ВВЕДЕНИЕ. 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ.. 11
1.1 Сущность и содержание
государственной контрактной системы.. 11
1.2 История формирования контрактной системы.. 16
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 28
2.1 Роль и функции современной государственной
контрактной системы.. 28
2.2 Механизм организации и проведения государственных закупок
и его эффективность 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК. 51
Введение:
Актуальность тeмы исследования. В настоящее время важной задачей государства является эффективное
расходование бюджетных средств всех уровней. Государство представляет собой наиболее крупного заказчика и потребителя
товаров, работ и услуг, что, безусловно, имеет влияние на повышение
эффективности экономики. Ежегодно, на закупку товаров (работ, услуг) для
обеспечения государственных и муниципальных нужд тратится огромная доля
федеральных, региональных и муниципальных бюджетных средств. В связи с этим,
создание эффективной системы закупок можно без преувеличения назвать
стратегической задачей государства.
Дмитрий Медведев назвал эффективность государственных
закупок резонансной темой и отметил, что «далеко не всегда тендеры
организуются правильным образом». По словам премьер-министра
Дмитрия Медведева «несмотря на то, что в течение последнего времени было
принято много решений по модернизации контрактной системы, и они принесли
положительный результат, необходимо и впредь повышать ее прозрачность и
эффективность, так как на государственные закупки каждый год тратятся триллионы
рублей».[1] Президент Российской
Федерации подчеркнул, что «нам нужны внятные, прозрачные и эффективные правила
проведения закупок». По словам главы государства, это касается, прежде
всего, планирования, обеспечения государственных нужд, обоснования
начальных цен закупок товаров и услуг, управления исполнением
контрактов, мониторинга этих контрактов.
Сфера закупок представляет собой один из
главных факторов регулирования рынка, роста экономики и поддержки экономической
и социальной стабильности государства. Закупки с помощью предусмотренных
законодательством инструментов стимулируют развитие приоритетных направлений
экономики. Например, применение национального режима и ограничения допуска
иностранной продукции способствуют защите внутреннего рынка, поддержанию
российских производителей и развитию национальной экономики в целом.
Степень научной разработанности темы. В научной литературе проблемы эффективности государственных закупок
остаются малоизученными. Следует отметить, что на сегодняшний день существует
несколько диссертационных исследований, касающихся темы государственных
закупок. Одной из значимых, стала работа Н.Ю. Гончаровой «Контракт
в сфере государственных закупок». Особого внимания заслуживает диссертационное исследование В. В. Балакина
«Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной
экономики России».
Объектом
исследования является государственная контрактная
система.
Предметом
исследования являются
общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственных и
муниципальных закупок.
Цели и задачи
исследования. Цель
исследования: разработка предложений по совершенствованию государственной
контрактной системы, с целью повышения ее эффективности.
Задачи исследования:
1. Исследовать
теоретико-правовые основы осуществления закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных (муниципальных) нужд и определить место контрактной
системы в сфере закупок в системе финансового права и в системе
законодательства РФ;
2. Рассмотреть теоретико-правовые основы расходов бюджетов и расходных
обязательств;
3. Установить взаимосвязь
финансово-правовых норм, регулирующих распределение и использование бюджетных
средств, и финансово-правовых норм, регулирующих контрактную систему в сфере
закупок;
4. Раскрыть специфику и
основные проблемы финансово-правового регулирования отношений, возникающих в
процессе осуществления контрактной системы в сфере закупок;
5. Рассмотреть модель
регулирования контрактной системы в сфере закупок и алгоритм взаимодействия
субъектов в Московской области;
6. Выработать рекомендации и
предложения по совершенствованию правового регулирования контрактной системы в
сфере закупок.муниципальных закупок.
Методологической
основой исследования. В процессе написания исследования использовались диалектический,
статистический, формально-логический, сравнительно-правовой методы
исследования, общенаучные и частнонаучные приемы, включая системный подход;
метод анализа и синтеза.
Теоретическая
база исследования. Проблемам формирования эффективной государственной контрактной системы
посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Результаты и выводы
исследования, сущности, содержания и особенностей реформирования контрактной
системы содержатся в работах: Смирнова В.И., Смотрицкой И.И., Новоселова В.И., Кичик
К.В., Кикавец В.В., Демина А.А., Заботиной Н.Н.
Нормативно-правовая
основа исследования. Нормативную базу исследования составили нормы Гражданского кодекса РФ
(далее ГК РФ), Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и другие федеральные
законы, регулирующие отношения в данной сфере, а также Постановления
Правительства РФ и указы президента.
Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенное исследование
вносит определенный вклад в развитие учения о контрактной системе в Российской
Федерации. Анализ проблем повышения эффективности контрактной системы способен
дополнить юридическую науку новыми знаниями, которые могут способствовать
активации дальнейших исследований в данной области. Предложенные в исследовании
способы совершенствования контрактной системы и корректировки
нормативно-правовых актов, при применении на практике способны повысить
эффективность закупочного процесса.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
включающих в себя пять параграфов, заключения, библиографического списка. [1] Медведев: госзакупки у
единственного поставщика будут на контроле у ФАС [Электронный ресурс]//URL:http://delovoymir.biz/ (дата обращения: 19.06.2021).
Заключение:
Изучение законодательства о контрактной
системе в современных реалиях имеет очень важное и актуальное значение. Это
связано прежде всего с тем, что данное законодательство направлено на
регулирование социальной и экономической сферы государства, создание условий для
развития различных субъектов экономики, эффективное расходование бюджетных
средств, создание эффективных и прозрачных закупок, а также предотвращение
коррупционных преступлений в данной сфере.
Проведя данное исследование, мной
проанализированы многие аспекты формирования, функционирования, и перспектив
развития федеральной контрактной системы. Выяснено, что в период перехода от
советской системы государственного снабжения, к контрактной системе России,
отрасль государственного заказа переживала глубочайший кризис. Более десяти лет
государство не могло создать альтернативу советской системе. Но с годами
система менялась, принимались новые законы, подзаконные акты, нормативные
документы.
В настоящее время мы имеем достаточное
хорошо работающую систему государственных закупок, назвать ее совершенной
нельзя, но темнее менее, в нее заложены принципы открытости, прозрачности информации о
контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма
заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере
закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и
муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Создана Единая
информационная система и электронные торговые площадки.
Сфера закупок представляет собой бурно
развивающееся направление, с закупками, так или иначе, связаны все сферы
деятельности государства. С помощью эффективно построенной работы
государственных закупок муниципалитеты добиваются повышения стратегических показателей,
таких как экономия бюджетных средств, повышение качества поставляемых товаров,
выполненных работ, оказанных услуг для нужд населения. Несмотря на стремление
всех участников системы закупок к соблюдению всех норм законодательства и
заключению наиболее эффективных контрактов, зачастую возникает большое
количество юридических препятствий. Не соблюдение норм законодательства,
связанных с заключением, исполнением и расторжением контракта, ошибки,
допускаемые поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и заказчиками могут
привести как к потере контракта, так и к привлечению сторон к ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс осуществления и проведения
закупок требует постоянной оптимизации.
Контрактная система выступает инструментом управления
государственной и муниципальной собственностью. Ее особая роль в этом отношении
связана с целым рядом важных обстоятельств. Результаты процесса управления
государственной и муниципальной собственностью влияют на судьбы многих людей,
определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья,
интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные
человеческие ценности.
Изучив в данной работе проблематику
применения 44-ФЗ, мной были предложены меры по повышению эффективности системы
государственных закупок, путем корректировки этого нормативного документа.
Помимо корректировки отдельных норм законодательства, в качестве ключевого
этапа реформирования закупок, было предложено ввести обязательную централизацию
закупок, путем создания уполномоченных учреждений, в которые будут переданы
обязанности по осуществлению закупок.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ 1.1 Сущность и содержание государственной контрактной системы Обеспечение государственных нужд является функцией каждого государства. В
рамках обеспечения государственных нужд удовлетворяется потребность государства
в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления государственных
функций и полномочий.
Система государственных закупок является одним из главных инструментов
воздействия государства на экономику. Она направлена на решение социальных
задач, эффективное использование финансовых и иных ресурсов государства, а
также на создание условий для экономического развития.
В Российской Федерации обеспечение государственных нужд составляет
существенную часть затрат федерального бюджета, по данным размещенным в Единой
информационной системе в сфере закупок общий объем закупок по России, включая
закупки госкорпораций в 2019 году, достиг 9806,57 миллиардов рублей.
В условиях смешанной экономики государство, реализуя свои экономические
цели, вступает в договорные контрактные отношения. Именно через систему
контрактов устанавливаются и реализуются экономические и договорные связи
государства-заказчика с хозяйственными субъектами различных форм собственности.
Данная система, в частности, предполагает конкурентную борьбу между
соискателями государственного заказа. Предмет конкуренции — государственные
средства, направляемые на закупки для государственных нужд.
В фундаменте контрактной системы государства, заложен принцип контрактных
отношений между заказчиком и исполнителем государственного заказа, в основе
которого стоит заключение контракта между госзаказчиком и исполнителем
госзаказа в том или ином виде.[1]
В пункте 5 статьи 3 44-ФЗ указано,
что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской
Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные
обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко —
заказчик.
Можно уверенно сказать, что именно контракт является главной составляющей
контрактных отношений, так как все предшествующие его заключению этапы,
осуществляются именно с целью его заключения.
Использование термина «государственный контракт» как нельзя лучше
раскрывает специфику заключаемых гражданско-правовых договоров. По мнению Н.И.
Клейн при толковании данного термина «государственный» подчеркивает участие
государства в договорных отношениях и особую значимость поставок продукции для
государственных нужд, а «контракт» выражает договорный характер взаимоотношений
государства и хозяйствующего субъекта по закупкам товаров (работ, услуг) в
публичных интересах»[2].
А.В. Андреева считает, что «применение именно термина «контракт», а не
«договор» отражает историческую преемственность современной системы
государственных закупок и контрактной системы закупок государством в советский
период»[3].
Также невозможно не согласиться с мнением О.Е. Маховой, которая полагает,
что употребление данного термина объясняется тем, что «в мировой практике под
«contractus» понимают не просто соглашение между двумя или несколькими лицами,
а юридически обязательное соглашение, в котором некоторые существенные условия
определяются заказчиком»[4].
Однако существуют и противоположные точки зрения современных авторов, так
Н.Н. Заботина считает, что «использование законодателем словосочетания
«государственный контракт» является нерациональным, так как оно имеет
декларативный характер, не несет особой смысловой, функциональной нагрузки,
более того, вызывает споры о его публично-правовой природе»[5].
Таким образом можно сделать вывод, что применение данного термина с одной
стороны отражает его значимость — закупка товаров (работ, услуг) происходит для
удовлетворения государственных нужд, а с другой стороны определяет участие в
правоотношениях именно государственных заказчиков.
На сегодняшний день особый, сложный и многоэтапный процесс закупок,
включающий в том числе заключение и исполнение контракта, создает проблемы
определения его правовой природы, роли и места в системе гражданско-правовых
отношений. Также к проблемам определения правовой природы контракта можно
отнести субъектный состав, источники финансового обеспечения и конечно же цели,
с которыми он заключается.
Тем временем этот вопрос является ключевым в характеристике его правового
режима. В настоящее время в юридической литературе и правоприменительной
практике вопрос о правовой природе контракта остается дискуссионным. [1] Кичик К.В. Государственный
(муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и
исполнения. М. 2012. С.15. [2] Клейн Н.И. Поставка продукции для
государственных нужд // Закон. 1995. № 6. С. 36-42. [3] Андреева Л. В. Закупки товаров и
энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое
регулирование. 2-е изд., перараб. и доп. М.: Волтере Клувер, 2011. С. 302. [4] Махова О. Е. Договор строительного
подряда как институт гражданского права: дис. … канд. юрид. наук. Москва,
2008. С. 86. [5] Заботина Н.Н. Правовая природа
правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку
товаров для государственных нужд // Право. 2018. № 2. С.27-36.