Курсовая с практикой Экономические науки Региональное управление и территориальное планирование

Курсовая с практикой на тему Развитие государственно- частного партнерства в регионе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и развития государственно-частного партнерства в регионе 6
1.1 Необходимость и экономическая сущность государственно-частного партнерства 6
1.2 Нормативная правовая база ГЧП в Хабаровском крае 10
1.3 Преимущества и недостатки государственно-частного партнерства 13
Глава 2. Анализ состояния и перспектив развития ГЧП в Хабаровском крае 16
2.1 Анализ состояния ГЧП в Хабаровском крае 16
2.2 Деятельность Министерства экономического развития Хабаровского края по развитию ГЧП 19
2.3 Проблемы и перспективы развития ГЧП в Хабаровском крае 21
Глава 3. Совершенствование государственно-частного партнерства в инновационной сфере 23
3.1 Направления совершенствования государственно-частного партнерства в инновационной сфере 23
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности по реализации ГЧП в Хабаровском крае 25
Заключение 28
Библиографический список 31

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Сегодня государственно-частное партнерство (ГЧП) становится одним из основополагающих инструментов развития региональной и муниципальной инфраструктуры, привлечения инвестиций, повышения качества оказываемых услуг населению – растет спрос на инфраструктурные инвестиции, появляются интересные предложения о реализации проектов и заинтересованные в долгосрочном партнерстве инвесторы и инфраструктурные компании. В результате среди субъектов Российской Федерации увеличивается конкуренция за наиболее надежных и профессиональных инфраструктурных инвесторов. Это приводит к необходимости активного развития сферы ГЧП на региональном уровне, в том числе и в Дальневосточном федеральном округе.
Сегодня крупный бизнес готов вкладываться в те сферы, которые ранее были для него неинтересными или считались недоступными. Это стало возможным благодаря ГЧП. Его суть заключается в привлечении частного капитала к финансированию инвестиционных проектов, реализация которых входит в сферу ответственности органов государственной власти, в том числе регионального и муниципального уровня. К их числу относится и медицинское обслуживание населения.
ГЧП – это один из множества способов развить общественную инфраструктуру, который базируется на долгосрочном взаимодействии бизнеса и государства. При этом частная сторона принимает участие не только в проектировании, финансировании и строительстве объекта, но и в его последующей эксплуатации, предоставлении услуг на созданной базе, техническом обслуживании и реконструкции .
Механизм ГЧП – это популярная и быстроразвивающаяся форма взаимодействия между частными инвесторами и государством, которая предполагает распределение рисков между ними. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению.
Для этого созданы правовые, экономические и организационные условия, обеспечивающие бизнесу возврат вложенных инвестиций и получение прибыли. Население же получает возможность доступа к широкому спектру социальных услуг – качественных и доступных.
Анализ изученных источников: в работе использованы данные Министерства экономического развития Хабаровского края, данные исследований «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015-2016 годах», «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017» Ассоциации «Центр развития ГЧП», Министерства экономического развития Российской Федерации, работы ученых по анализу нормативной базы и основных понятий ГЧП в России.
Цель работы – разработка предложений по развитию государственно-частного партнерства в регионе (на примере Хабаровского края).
Задачи исследования:
— изучить теоретико-методологические основы формирования и развития государственно-частного партнерства в регионе;
— проанализировать состояние и перспективы развития ГЧП в Хабаровском крае;
— разработать направления и мероприятия совершенствования государственно-частного партнерства в инновационной сфере.
Объект исследования – Хабаровский край.
Предмет исследования – процессы государственно-частного партнерства в регионе.
Теоретико-методологические основы: анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход.
Практическая значимость: сформированы направления активизации ГЧП в Хабаровском крае.
Хронологические рамки: 2015-2018 гг.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первом разделе работы исследованы теоретические основы ГЧП. Доказано, что система взаимодействия институтов государственного и частного секторов национальной экономики приобретает все большее значение в условиях, характеризующих современный этап развития экономических отношений (глобализационные тенденции, геополитические угрозы, постиндустриальный характер и связанные с ним процессы производственно-финансовой трансформации). Нестабильность и зависимость национальных экономических систем от внешних факторов конъюнктуры, подверженность системным кризисам повышают степень уязвимости национального бизнеса и предполагают активизацию государственных институтов в целях поддержки и стимулирования национальных предпринимательских инициатив. В этих обстоятельствах одной из наиболее адекватных современным реалиям форм стимулирования предпринимательской деятельности выступает модель государственно-частного партнерства, доказавшая свою высокую эффективность, как в зарубежных странах, так и в России.
Также охарактеризовано нормативную базу ГЧП, которая включает федеральное и региональное законодательство, местное законодательство.
Во втором разделе охарактеризована деятельность Министерства экономического развития Хабаровского края, которое ведет систематическую работу по развитию ГЧП.
Также во втором разделе выделены проекты ГЧП, концессионные проекты, реализуемые Правительством края:
— создание центра амбулаторного диализа в г. Хабаровске. Инвестиционное соглашение. Объем и источники финансирования – 300 млн. рублей, средства частного инвестора. Срок строительства центра – 2 года. Объект сдан в эксплуатацию. Мощность построенного центра, оснащенного 30 аппаратами «искусственная почка», позволяет принимать около 180 пациентов с хронической почечной недостаточностью;
— создание нефрологического центра в г. Комсомольске-на-Амуре. Соглашение о государственно-частном партнерстве. Создание центра ведется инвестором за счет собственных средств. Объем финансирования создания центра будет определен инвестором после разработки проектной документации. Срок действия соглашения – 28 лет. Подписано соглашение о ГЧП. Проект в стадии реализации;
— создание автомобильной дороги «Обход г. Хабаровска км 13 – км 42». Однако наряду с реальными преимуществами использования механизма государственно-частного партнерства (снижение государственных расходов и экономия ресурсов, разделение ответственности и рисков с частным сектором, доступ к технологическим и управленческим инновациям, развитие отдельных предприятий и секторов экономики, территорий и регионов) эксперты в сфере взаимодействия государства с частным бизнесом выделяют определенные проблемы, ставящие под угрозу его эффективность.
Темп роста расходов бюджета в ГЧП проекты в Хабаровском крае в 2016 г. составил 150 %, в 2017 г. – 117 %.
В процессе исследования во второй главе выделены проблемы развития ГЧП в Хабаровском крае, которые заключаются в следующем:
— недостаточная заинтересованность субъектов бизнеса в ГЧП;
— наличие рисков финансирования объектов ГЧП из-за волантильности курса рубля, инфляции;
— длительный период согласования проектов ГЧП;
–недостаток обеспечения потенциальных инвесторов необходимой информацией о планирующихся проектах ГЧП (когда правительства разрабатывают проекты для привлечения заранее известного инвестора);
–отсутствие достаточного опыта в частном секторе, потенциала и навыков в государственном;
— неготовность государственной инфраструктуры принятия решений к реализации проектов;–возможная потеря контроля традиционно государственных сфер экономики;–более высокая стоимость финансирования в частном секторе (приводит к росту общих затрат по проекту);
–невозможность оптимального распределения рисков между участниками.
В третьем разделе сформированы перспективы развития ГЧП в Хабаровском крае заключаются в следующем:
Муниципальными образованиями края прорабатывается возможность заключения соглашений о муниципально-частном партнерстве в 2019 году в отношении 40 объектов, среди которых: лагерь им. Дзержинского; здание летнего загородного лагеря; детские сады, школы; пирс; социально-культурный центр; этно-культурный центр; подростково-молодежный клуб; спортивно-тренажерный зал; казарма и общежитие; здания очистных сооружений; хранилище сельскохозяйственной продукции; здания распределительных подстанций; трансформаторные подстанции, ЛЭП; свалка отходов; автомобильные дороги и другие объекты.
Кроме того, на территории края в 2019 году прорабатывается и планируется заключение соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении объекта «Сеть фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных лабораторий в Хабаровском крае».

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и развития государственно-частного партнерства в регионе

1.1 Необходимость и экономическая сущность государственно-частного партнерства

У государства существует широкий спектр инструментов влияния на экономику. Одним из них является государственно-частное партнерство.
Какие цели при этом преследуются? Главное, чего хочет достичь государство – стимулирование привлечения инвестиций частных лиц и структур в производство потребительских товаров, услуг, работ. Этот подход применяется тогда, когда необходимо обеспечить определенное публично-правовое образование за счет конкретного бюджета, а также сократить участие властных структур в определенном секторе экономики. Последнее выполняется исключительно в тех случаях, когда бизнес может эффективно выполнять возложенные на него обязанности .
С юридической точки зрения ГЧП – это форма взаимоотношений определенного публично-правового образования (например, Российской Федерации, отдельного субъекта РФ, конкретного муниципального образования) и частных лиц. Строятся они на соглашении концессионном (КС) или государственно-частном партнерстве (СГЧП), которые заключаются между участниками. По своей природе они являются гражданско-правовыми документами.
Законодательное определение для механизма ГЧП содержится в федеральном законе № 224-ФЗ от 13.07.2015. В статье № 3 дается определение ГЧП. Это было уже рассмотрено ранее. Более интересными являются понятия СГЧП и КС. С точки зрения законодательства – это самостоятельные правовые институты .
Для заключения КС или СГЧП законодательством предусмотрен процесс проведения торгов в виде конкурса, на котором участники борются за право заключить соглашение. Хотя предусмотрены и отдельные случаи, когда оно заключается без него .
СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами. Отличие между ними заключается вот в чем: Концессионное соглашение (КС) регулируется федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005. Оно предусматривает право государства (муниципального образования) на собственность объекта соглашения. Соглашение государственно-частного партнерства (СГПЧ) регулируется федеральным законом № 224-ФЗ от 13.07.2015. В данном случае предусматривается, что объект соглашения находится в частной собственности. Но только в случае соблюдения требований, имеющихся в законодательстве.
Достижение договоренности
Долгосрочный характер партнерства. Он необходим для возврата частных инвестиций, а также комплексности этого проекта. Как пример: длительность СГЧП не может быть меньше трех лет. Распределение рисков и ответственности благодаря привлечению частного партнера не только к созданию объекта, но и его последующей эксплуатации и техническому обслуживанию. Это обязательное условие для формирования структурированных отношений между сторонами в рамках проекта. Также на этапе подготовки поиск оптимального положения является наиболее сложным.
Полное или частичное финансирование создаваемого объекта общественной инфраструктуры со стороны частного партнера. Это основное отличие ГЧП от государственных заказов. При этом публичный партнер или концедент может компенсировать определенную часть затрат, которые были направлены на объект соглашения .
Что же получает инвестор, который выбирает государственно-частное партнерство? Механизмы реализации ГЧП закрепляются в долгосрочном соглашении. Также частник может получить земельный, лесной, водный участок без торгов (но только для реализации оговоренных целей). Еще один момент – это возможность софинансирования проекта публичной стороной или же получение дополнительных гарантий (например, минимальной доходности). Благодаря наличию довольно широких возможностей для работы часто используются дополнительные способы увеличения выручки. Это и оказание дополнительных платных услуг, и применение оптимальных решений, которые позволяют снизить траты на этапах как создания, так и использования объекта. Также эта модель позволяет закрепиться в сферах, которые традиционно считаются государственными .
Кроме того, часть рисков передается публичному партнеру. Это позволяет более уверенно смотреть на реализацию проекта и его последующую эксплуатацию.
А какова выгода для государства? Вот краткий перечень основных преимуществ, которые приносит развитие ГЧП:
— возможность привлекать частных инвесторов к финансированию и созданию инфраструктурных проектов в условиях, когда нет необходимого объема бюджетных средств. Этот способ позволяет не увеличивать долговую нагрузку в рамках текущего периода ;
— возможность объединить в одном проекте различные этапы создания (проектирование, строительство, использование). Приобретается не объект, а услуга за счет платежей, которые привязаны к объему и качеству. Это способствует развитию конкуренции;
— возможность использования ресурсов и компетенции частного сектора для оказания социально значимых услуг, а также для повышения их качества;
— снижение присутствия государства в экономике. Наиболее важным и перспективным здесь является первый пункт. Следует признать, что у государства не хватает денег на полное выполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому механизм ГЧП позволяет минимизировать все негативные моменты и сделать жизнь более комфортной как для граждан, так и для тех, кто обязан заботиться о гражданах.
Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты. Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:
— акционерное соглашение;
— договор услуг;
— аренда публичной собственности с принятием частными участниками на себя обязательств по ее улучшению;
— инвестиционный договор по созданию объекта;
— концессионное соглашение;
— договор подряда под ключ в рассрочку .
По сути, государственные контракты делятся на две модели. В их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список – это форма контракта, которую он принимает на практике. Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие .
Безусловно, механизм государственно-частного партнерства заслуживает внимания. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению. Но, увы, здесь есть место и для многих негативных аспектов. Например, если было достигнуто соглашение о том, что работа над проектом финансируется и из бюджета, и из частных средств, то спустя определенное время может оказаться, что по факту все полученные деньги направлялись, скажем, в офшор. Необходимо работать над тем, чтобы такого не происходило. Также довольно остро стоит вопрос о коррупции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы