Курсовая с практикой на тему Развитие гибкости у детей 6 – 7 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости 5
1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов 8
1.3. Методы и средства развития гибкости 10
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 26
Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 27
3.1 Содержание педагогического эксперимента 27
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Приложение 1 39
Приложение 2 41
Введение:
Актуальность темы. Многочисленные факторы обусловливают оптимальный уровень физической деятельности и одним из самых важных среди них является гибкость. Она оптимизирует процесс тренировки, повышая усвоение и выполнение специальных сложнокоординационных движений. Целенаправленное увеличение или снижение диапазона движений определенных суставов, в результате использования тренировочных программ для развития гибкости, позволяет повысить эффективность некоторых умений и навыков. Как отмечают специалисты [1, 2, 8], растяжение способствует увеличению мышечной гипертрофии и улучшению дыхания у людей с нарушениями этой функции.
Оптимальный уровень физической деятельности обусловлен рядом факторов. Среди них — координация, выносливость, ловкость, сила и психическая устойчивость. Одним из основных факторов развития качественного движения, бесспорно, является гибкость. Итак, гибкость также может играть важную роль в определении конечного результата физического развития. Ученые утверждают [1, 2, 13], что адекватный уровень гибкости способствует оптимизации процесса усвоения и реализации качественного движения. Итак, целенаправленное увеличение или снижение диапазона движения в конкретных суставах для достижения оптимального уровня гибкости способствует улучшению определенных навыков [5, 11].
Некоторые ученые [8, 15], утверждают, что имеющиеся клинические данные подтверждают необходимость и целесообразность программ развития гибкости для профилактики травм мышц и соединительных тканей. Кроме того, малая эластичность мышц и соединительной ткани ограничивает подвижность суставов. Именно поэтому, рациональным и необходимым является целенаправленное развитие гибкости в рамках школьных занятий ФК, начиная с самого раннего, младшего школьного возраста, ведь без нее невозможно достичь гармоничного развития детского организма, в целом.
Для реализации вышеупомянутой необходимости, современная педагогическая система школьной физической культуры требует разработки и апробации специализированных методик, направленных на развитие гибкости, приемлемых для использования на уроках с детьми младшего школьного возраста.
Объект исследования. Гибкость и ее особенности, как общефизическое качество детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования. Методика развития гибкости на уроках ФК по разделу «Гимнастика» у учащихся 1-го класса.
Гипотеза исследования: В младшем школьном возрасте (6-7 лет) рационально развивать гибкость у учащихся в рамках уроков по ФК. Способна ли апробируемая методика эффективно увеличить уровень владения таким общефизическим качеством, как гибкость в рамках полугодичного цикла занятий на уроках по физической культуре с учащимися 1-го класса?
Цель исследования: Апробировать унифицированную методику развития гибкости у детей 6-7 лет, методом педагогического наблюдения.
Задачи исследования:
— дать общую характеристику гибкости, как физического качества и изучить особенности развития гибкости у детей 6-7 лет;
— разработать унифицированную методику проведения занятий с детьми 6-7 лет, направленную на развитие гибкости;
— внедрить и апробировать унифицированную методику проведения занятий с детьми 6-7 лет, направленную на развитие гибкости, в рамках школьных уроков физической культуры.
Структура работы. Работа изложена на 41 листе, содержит 7 таблиц и иллюстрирована 3 рисунками. Библиографический указатель содержит 27 источников отечественных авторов 1 зарубежных, а также 2 электронных ресурса.
Заключение:
В младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие всего организма.
1-4 классы — ответственный этап формирования человека как личности. Как правило, дети этого возраста откровенные, искренние. Наибольшее значение для них имеет авторитет учителя.
Поэтапное и эффективное развитие гибкости у детей 1-го года школьного обучения – приоритетная задача, так как от параметров данного показателя непосредственно зависит общая подвижность суставов, эластичность мышц, навыки, позволяющие без затруднений, выполнять и переносить физические нагрузки.
По итогам проведенного педагогического наблюдения, удалось достичь следующих положительных результатов:
1. Разработать план проведения уроков по ФК, рассчитанный на занятия с учениками 1-ых классов, направленный на эффективное развитие гибкости.
2. Адаптировать и апробировать унифицированную методику развития гибкости, так, чтобы она стала приемлемой для использования в рамках школьных уроков по ФК с учениками 1-ых классов.
3. Повысить показатели уровня развития такого общефизического качества, как гибкость, у учеников 1-А класса, в течении одного учебного года, в среднем на 19,5%, что доказывает несомненную эффективность выбранного педагогического подхода.
Таким образом, гипотеза исследования, выдвинутая на начальном этапе работы: «В младшем школьном возрасте рационально развивать гибкость у учащихся в рамках уроков по ФК. Способна ли апробируемая методика эффективно увеличить уровень владения таким общефизическим качеством, как гибкость в рамках полугодичного цикла занятий на уроках по физической культуре с детьми 6-7 летнего возраста?», по итогам полученных фактических данных, доказана в полной мере.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости
Целенаправленные тренировки на развитие гибкости требует учета возрастных изменений в формировании подвижности в суставах, а также антропологических особенностей в различные периоды жизни ребенка.
В организме, который растет, происходят значительные изменения скелета, гетерохронное изменение хрящевой ткани на костную. Полное окостенение фаланг пальцев рук заканчивается уже в 9-10 лет (у девочек этот процесс проходит с опережением на 1-2 года по сравнению с мальчиками), окостенение ключицы и лопатки — только до 20-25 лет.
До 7 лет происходит формирование шейного и грудного изгибов позвоночника, до 12 лет поясничной кривизны. Тазовые кости срастаются в 14-16 лет. Только в этом возрасте кости таза приобретают достаточную прочность, чтобы выдержать большие нагрузки.
Рост костей таза также не равномерен. Особенно это проявляется в период полового созревания, в подростковом возрасте. В это время кости конечностей, таза (особенно у девочек) и плечевого пояса (особенно у мальчиков) растут очень быстро, а кости грудной клетки значительно отстают от общего роста.
Скелет верхних и нижних конечностей формируется у детей и подростков с неодинаковой скоростью. Так до 7-8 лет длина ног растет более чем в три раза быстрее по сравнению с длиной их у новорожденного, а длина рук только вдвое [24]. С ростом и формированием организма ребенка изменяется строение мышц.
Совершенствуется сократительный аппарат мышцы, форма нервных окончаний, увеличивается количество полосатых волокон в мышечных пучках, количество миофибрилл и соответственно уменьшается содержание саркоплазмы.
К 7-8 годам мышечные волокна приобретают основные структурные свойства, характерные для взрослых. В этом возрасте наблюдается усиленный рост сухожилий во всех мышцах, утолщение апоневрозов фасций, увеличение объема соединительной ткани. Совершенствуются новые капилляры, густой становится сосудистая сетка. В стенках сосудов появляется много эластичных элементов. Наблюдается очень высокая эластичность мышц и связок, накапливается большое количество синовиальной жидкости в суставах.
До 13-15 лет возрастает мышечная сила и улучшаются упругие свойства мышц, продолжают увеличиваться количество мышечных волокон и их перекладин.
Одновременно с дифференцировкой сократительного аппарата мышц продолжается усовершенствование соединительнотканных образований. Количество эластических волокон с возрастом увеличивается, но они становятся грубыми, менее растяжимыми.
Перечисленные морфологические и функциональные изменения в организме растущего ребенка влияют на проявление подвижности в суставах и обусловливают возрастные границы для развития гибкости.
По мнению некоторых авторов, [1, 6] ннаиболее значительные темпы роста показателей гибкости в движениях, совершаемые с участием крупных частей тела, наблюдаются, как правило, до 10-12 лет.
Затем в период с 11-12 лет до 14-15 лет в эти показатели стабилизируются и если не выполнять упражнений, направленных на развитие гибкости, начинают значительно уменьшаться в юношеском возрасте. Возраст 14-15 лет является вторым сенситивным периодом в развитии этого качества. В этот период больше развивается активная гибкость, благодаря интенсивному естественному приросту силовых качеств.
В связи с увеличением массы сухожилий (по сравнению с мышцами) и уплощением мышечной ткани, тоническое сокращение мышц под действием сил растяжения увеличивается и гибкость ухудшается. Уровень гибкости зависит от пола ребенка, особенностей внешней среды и различных дополнительных факторов [5].
Уровень гибкости у женщин значительно выше, чем у мужчин, особенно в тазобедренных суставах. Гибкость изменяется в течение дня: маленькие ее величины наблюдаются утром, после сна, затем они постепенно увеличиваются, достигая предельных показателей днем, а к вечеру постепенно уменьшаются. Самые высокие показатели гибкости проявляются в пределах 11-13 часов и 16-18 часов, а в утренние и вечерние часы подвижность в суставах снижена [6].