Курсовая с практикой на тему Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе плоскостного моделирования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1. Задачи математического развития в дошкольном возрасте. 5
1.2. Особенности развития геометрических представлений у
старших дошкольников 8
1.3. Использование плоскостного моделирования в развитии
геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 13
Выводы по первой главе. 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 18
2.1. Характеристика базы и методов исследования. 18
2.2. Анализ результатов исследования. 25
Выводы по второй главе. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 36
Введение:
Актуальность исследования.
Развитие математических представлений – это чрезвычайно важная часть
интеллектуального и личностного развития детей дошкольного возраста. Одной из
важных задач математического формирования является развитие геометрических
представлений. Свои первые представления о форме и размерах, их расположении в
пространстве дети формируют именно в дошкольном детстве.
В
соответствии с ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна
обеспечивать познавательное развитие ребенка, предполагающее формирование
первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (форме, размере,
цвете, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.). В процессе ознакомления
дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: развитие
представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и
развитие представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Над
проблемой формирования геометрических представлений у детей дошкольного
возраста работали следующие ученые педагоги и психологи: П. Я. Гальперин,
Т. И. Ерофеева, С. А. Козлова, В. П. Новикова, А. М. Пышкало, Л. А. Столяр и
многие другие.
Одним
из наиболее эффективных способов развития математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста является моделирование. Система моделирующих
действий ребенка должна быть направлена как на формирование начальных
геометрических представлений, так и на формирование общей способности к
моделированию изучаемых объектов. Во всех этих случаях использование моделей и
моделирования играет важнейшую роль внешней материализованной опоры нового
умственного действия, по типу которой оно будет строиться у ребенка. Именно
модель позволяет дошкольникам развивать интерес к последующим этапам обучения;
иметь наглядное представление о свойствах предмета; организовывать практическую
работу с различными предметами и т.д. Все выше представленное и обусловило
актуальность темы исследования.
Объект исследования
– развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования
– развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в
процессе плоскостного моделирования.
Цель исследования
– теоретически обосновать развитие геометрических представлений у детей
старшего дошкольного возраста в процессе плоскостного моделирования и провести
эмпирическое изучение геометрических представлений старших дошкольников.
Гипотеза исследования:
предполагаем, что развитие геометрических представлений у детей старшего
дошкольного возраста будет происходить эффективно в процессе плоскостного
моделирования.
Задачи исследования:
1. Изучить задачи математического развития в
дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть особенности развития
геометрических представлений у старших дошкольников.
3. Изучить использование плоскостного
моделирования в развитии геометрических представлений у детей старшего
дошкольного возраста.
4. Представить характеристику базы и методов
исследования.
5. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
анализ педагогической и научно-методической литературы по теме исследования,
синтез, систематизация, классификация, обобщение, анализ результатов
эмпирического исследования.
База исследования:
МБДОУ Детский сад № 36.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В
ходе выполнения работы было выявлено, что:
Под
математическим развитием детей дошкольного возраста понимают не только сумму
знаний в области числа и счета, пространственно-временной ориентировке,
представлений о геометрических формах и величинах, но и математические
способности, которые помогают ребенку успешно овладевать математическими
категориями.
В
старшем дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и
интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. У детей старшего дошкольного
возраста формируются первые представления о геометрических фигурах, знания
детей постепенно расширяются, углубляются и систематизируются.
Плоскостное
моделирования реализует проблемное обучение, которое наилучшим образом готовит
детей к школе. Плоскостное моделирование является построением на плоскости
модифицированных изображений предметов из разных плоских геометрических фигур:
треугольника, квадрата, прямоугольника, параллелограмма, овала и т.д.
Эмпирическое
изучение геометрических представлений старших дошкольников проходило на базе
МБДОУ Детский сад № 36. В исследовании приняли участие 25 детей старшего
дошкольного возраста. В группе детей старшего дошкольного возраста приобретены
различные современные развивающие игры. Цель исследования: выявление начального
уровня сформированности геометрических представлений старших дошкольников.
Первичная
диагностика была представлена тремя заданиями «Построим домики для фигур»,
«Найди предмет такой же формы», «Составь картинку». Задания были взяты из книг
Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева.
Анализ
проведенной диагностики с детьми старшей группы по формированию у них
представлений о геометрических фигурах показали, что в основном дети находятся
на среднем уровне освоения программы по данному разделу математической
подготовки дошкольников. Выяснилось, дети не могут применять знания и умения в
решении проблемных и практических задач, у них не достаточно сформированы
представления о математических, в частности, геометрических свойствах и
закономерностях, у детей слабые навыки классификации.
Было
установлено, что уровень развития геометрических детей старшего дошкольного
возраста оказался невысокий. Среди детей были такие, которые выполняли задания
без особых затруднений, а были и такие, которым часто требовалась помощь
взрослого. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной
педагогической работы по развитию геометрических представлений в процессе
плоскостного моделирования. Все вышеизложенное определяет дальнейшую работу по
формированию геометрических представлений.
Традиционно
можно использовать разнообразные развивающие игры на плоскостное моделирование,
в которых дошкольник не только выкладывает картинки, конструкции по образцам,
но и самостоятельно придумывает, составляет силуэты. Это такие игры как
«Танграм», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др. Каждая игра
имеет свой комплект элементов, которые отличаются от элементов других игр, и
обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. В
работе с разными видами материалом, таких как бумага, картон, пластилин, можно
создавать модели геометрических фигур и тел, изучать их свойства. С целью
повторения и закреплений знаний о формах геометрических фигур, можно предложить
узнать предметы вокруг.
Итак,
если воспитатель осуществляет поэтапное усвоение знаний, выбирает в
соответствии с возрастом методы обучения, им детально продумана система
организованной образовательной деятельности, система заданий и игр на
плоскостное моделирование, то формирование геометрических представлений
проходит более эффективно.
Таким
образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены. Гипотеза
подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Задачи математического развития в дошкольном возрасте
Математическое
развитие детей дошкольного возраста по прежнему остаётся одной из актуальных
проблем дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования
данное направление работы осуществляется в рамках решения задач образовательной
области «познавательное развитие» [30].
Понятие
«математическое развитие дошкольников» широко используется в современной
дошкольной педагогике и детской психологии. Исходя из исследований Е.И.
Щербаковой, под математическим развитием дошкольников понимается сдвиг и
изменение в познавательной деятельности личности, которые формируются в
результате развития математических представлений и связанных с ними логических
операций [5]. Под этим понимается, что математическое развитие дошкольников представляет
собой качественные изменения в формах их познавательной активности, которыми
ребёнок овладевает в результате освоения элементарными математическими
представлениями и связанными с ними логическими операциями
По
мнению А.А. Столяра, под математическим развитием дошкольников, следует
понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в
результате формирования элементарных математических представлений и связанных с
ними логических операций [15].
А.В.
Белошистая под математическим развитием ребенка предлагает понимать, что только
целенаправленное и методически организованное формирование и развитие
совокупности взаимосвязанных основных свойств и качеств математического
мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности
[23].
З.А.
Михайлова считала, что в настоящее время, понятие «математическое развитие»
тесно связано с понятием «логико-математическое развитие», которое является
тождественным [17].
Е.И.
Щербакова выделила следующие задачи по формированию элементарных математических
знаний и дальнейшего математического развития воспитанников дошкольных
учреждений, а именно:
¾ формирование обширной начальной ориентации
в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей
воспитанников дошкольного учреждения действительности;
¾ приобретение знаний детьми о множестве,
числе, величине, форме, пространстве и времени являющихся основными для
математического развития;
¾ овладение математическими понятиями;
¾ формирование умений и навыков в счёте, а
также в вычислении, измерении, моделировании, общеучебных умений;
¾ развитие познавательных интересов и
способности логически излагать свои мысли, способствование интеллектуальному
развитию ребёнка [21].
Все
эти задачи целесообразно решать педагогу одновременно как на занятии по
математике, так и в процессе организации разнообразных видов самостоятельной
деятельности детей дошкольного возраста. Многочисленные
психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в
дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная
деятельность воспитанников дошкольного учреждения и систематическое обучение
обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.
Е.А.
Носова указывает, что в дошкольные годы желательно детей научить:
¾ различать геометрические формы: круг,
треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д., различать прямую и кривую
линию.
¾ различать цифры в пределах 10 [10].
Л.А.
Венгер, О.М. Дьяченко предлагают математическое развитие строить таким образом,
чтобы оно было направлено на развитие логического мышления, а именно на умение
устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету,
форме, размеру [7, 16].
С.Д.
Луцковская, изучая процесс формирования у ребенка дошкольника
пространственно-временных представлений [12]. В.А Крутецкий, З.А. Михайлова,
Е.А. Носова, М.Н. Полякова изучали развитие интеллектуальных способностей,
логического и творческого мышления и выделяли компоненты математических
способностей [24].
Математические
представления формируются у ребенка на основе системных знаний, которые ребенок
получает при взаимодействии с предметами окружающего мира, в общении со
взрослыми и сверстниками. Полученные знания могут выполнять разные функции в
математическом опыте детей:
¾ информационную функцию, когда
математические знания несут в себе какую-либо информацию о количественных,
временных, пространственных, геометрических и величинных отношениях. Значение
данной функции состоит в том, что дошкольник начинает ориентироваться в
окружающем мире. Однако, для каждого ребенка, понятие информативности,
неоднозначно. Это зависит от уровня сформированности у него тех или иных
математических представлений, от уровня развития познавательных интересов,
обуславливающих открытость к информации;
эмоционально-познавательная
функция, когда ребенок проявляет интерес к изучаемому объекту, в эмоциональном