Курсовая с практикой на тему Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
<p>Введение 2<br />Глава 1. Проблема развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в психолого-педагогических исследованиях 5<br />1.1 Особенности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня 5<br />1.2. Анализ программ и методик по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня 11<br />Вывод по 1 главе 16<br />Глава 2. Экспериментальное исследование фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня 18<br />2.1 Выявление уровня развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня 18<br />2.2 Методические рекомендации по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня 30<br />Вывод по 2 главе 36<br />Заключение 37<br />Список литературы 39</p>
Введение:
Актуальность исследования. Важное место среди различных задач специального обучения в дошкольном учреждении занимает обучение детей овладению фонематическим слухом и фонематическим восприятием. Овладения этим составом языка начинается с раннего возраста. За короткий промежуток времени дети овладевают разными звуковыми структурами слова родного языка. К 3 годам большинство детей усваивают сложный звуковой состав множества слов, а к старшему дошкольному возрасту практически все дошкольники способны произносить слова любой сложности.
Однако с каждым годом увеличивается количество детей, которые страдают нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени прослеживается нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия. Если такое нарушение не исправить вовремя, то в дальнейшем оно будет приводить к негативным изменениям в развитии личности ребенка, которые в свою очередь будут оказывать влияние на его обучении в школе и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Помимо этого, своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. Вопросами особенностей состояния развития фонематического восприятия и фонематического слуха у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи занималось множество ученых и логопедов.
Так, А.Р. Лурия в своих исследованиях дает нейропсихологическое обоснования формирования звуко-слоговой структуры слов. Б.М. Теплов отмечает, что чувство ритма представляет основу для фонетико-фонематического развития. Н.С. Жукова в своих работах показывает периодизацию формирования звуковой структуры слов при нормальном развитии и у детей с общим недоразвитием речи.
Такие авторы как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков занимались изучением звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С. Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. В исследованиях авторов указывается, что своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ОНР 3 уровня именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.
Все это определяет актуальность изучения особенностей развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Таким образом, целью исследования является определение особенностей и изучение содержания работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
2. Проанализировать современные программы и методики по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
3. Выявить уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
4. Составить методические рекомендации по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: особенности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
Предметом исследования является содержание работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с ОНР 3 уровня недостаточно развито фонематическое восприятие и фонематический слух, в связи с чем необходимо разработать методические рекомендации, которые позволят скорректировать данный недостаток развития речи детей.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический (проведение исследования, тестирование).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 города Новокузнецка. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5 лет с ОНР 3 уровня (экспериментальная группа) и 10 детей в возрасте 5 лет с нормой речевого развития (контрольная группа).
Заключение:
Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. В основе продуктивного овладения грамотой лежит умение проводить анализ звучащей речи и слого-звукового состава слова. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у рассматриваемой группы детей в процессе овладения грамотой. Суммируясь, они становятся заметным тормозом на пути обучения родному языку.
Изучая уровень звукопроизношения детей с ОНР 3 уровня, было определено, что они не имеют высоких показателей, им характерен средний уровень – 30%, уровень ниже среднего – 50, а низкий уровень – 20%. Тогда как у детей с нормой речевого развития был обнаружен высокий уровень – 60% и уровень выше среднего – 40%.
Исследуя фонематическое восприятие, было обнаружено, что в группе детей с ОНР 3 уровня 30% дошкольников имеют средний уровень фонематического восприятия, 50% свойственен уровень ниже среднего, а 20% детей имеют низкий уровень. Что касается детей с нормой речевого развития, то у них низких баллов не обнаружено, и по 50% дошкольников находятся на высоком уровне и уровне выше среднего развития фонематического восприятия и слуха.
В связи с этим логопедическая работа должна включать в себя процесс формирования произносительных навыков, развитие фонематического восприятия, а также формирование навыков звукового анализа и синтеза. При этом коррекционные занятия должны предусматривать определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, определяемых для усвоения детьми на данном возрастном этапе.
Важным моментом при этом является организация совместной деятельности логопеда и воспитателя. Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит логопеду. Он определяет основные направления и содержание работы с детьми по выявленным нарушениям звукопроизношения и фонематического восприятия, проводит систематическую коррекционную работу с детьми, а так же координирует усилия педагогов и родителей, контролируя качество проводимой работы.
Что касается воспитателя, то его главной функцией в преодолении нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия заключается обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания, закрепляя речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию логопедов, проведения групповых занятий по развитию речи по схеме логопеда и т.п.
Предметом исследования является содержание работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с ОНР 3 уровня недостаточно развито фонематическое восприятие и фонематический слух, в связи с чем необходимо разработать методические рекомендации, которые позволят скорректировать данный недостаток развития речи детей.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический (проведение исследования, тестирование).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 города Новокузнецка. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5 лет с ОНР 3 уровня (экспериментальная группа) и 10 детей в возрасте 5 лет с нормой речевого развития (контрольная группа).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблема развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Особенности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня
Нарушения речи являются своего рода отклонениями в речи говорящего от принятой в данной языковой среде языковой нормы. Такие отклонения определяются расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности человека [18]. А беря во внимания коммуникативную теорию, то нарушение речи здесь будет представляться как нарушение вербальной коммуникации.
Следует заметить, что проблеме недоразвития речи и разным ее нарушениям посвящены работы многих исследователей. Среди них мы можем выделить исследования Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, Л.С. Волковой и др.
Таким образом, основываясь на определения разных исследователей, под общим недоразвитием речи мы будем понимать такую форму речевой аномалии, при которой вместе с сохранным интеллектом и нормальным слухом, происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы, в том числе фонетической, лексической и грамматической речи. При этом, такая форма нарушений может определяться как в смысловой, так и в произносительной стороне речи [23].
Детям с ОНР присущи некоторые признаки, среди которых общими можно назвать следующие:
— позднее начало речи, зачастую к 3-4 годам;
— ограниченность словаря и яркая выраженность аграмматизмов, которое проявляется в смешении падежных форм, отсутствии согласований, пропуске предлогов и т.п.;
— дефекты звукопроизношения и нарушения в ритмико-слоговой структуре слова;
— трудности в построении простых и сложных предложений [6].