Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Развитие фонематических представлений у детей с дефектами произношения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

2.1 Организация, методы и методики исследования

Цель исследования: изучить состояние и особенности нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР.

База исследования: логопункт ДОУ.

Выборки: в исследовании участвуют 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Этот тип нарушения выбран, потому что у детей данной группы отмечаются в основном именно нарушения звукопроизношения и фонематических процессов.

Задачи исследования:

1. Выборка группы испытуемых.

2. Разработка содержания экспериментальной программы.

3. Изучение состояния фонематического восприятия старших дошкольников с ФФН.

3.Анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных.

4. Сопоставительный анализ данных.

Параметры исследования: исследование проводилось в индивидуальной форме, в процессе выполнения детьми игровых упражнений. Исследование проводилось в первой половине дня, чтобы исключить чрезмерное утомление участников исследования. На констатирующем этапе исследования было изучено состояние фонематического восприятия старших дошкольников с ФФНР, определены основные типы нарушений фонематического восприятия детей с ФФНР.

Для обследования речи детей были выделены следующие её структурные компоненты:

1. состояние звукопроизношения

2. фонематические процессы:

-фонематическое восприятие,

— слоговая структура слова,

-фонематический анализ

— фонематический синтез.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, логопедическое обследование, качественный и количественный анализ данных.

Методики исследования: методика О. Б. Иншаковой для исследования звукопроизношения [9]; методика, разработанная Е. Ф. Архиповой для исследования фонематических процессов [1]; методика Г. А. Волковой [2].

Система обследования фонематических процессов включает в себя серию проб, которые направлены на исследование различных компонентов фонематических процессов, для того чтобы установить, какие компоненты нарушены в большей степени, а какие – наиболее сохранны.

Оценивание успешности выполнения предложенных заданий происходит с помощью начисления баллов. Балльная оценка развития фонематических процессов позволяет специалисту сформировать полную картину имеющихся нарушений и выработать индивидуальную стратегию коррекционно-развивающей деятельности с конкретным ребенком.

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Для обследования нами были выбраны следующие пробы данной методики, которые позволяют исследовать фонематической восприятие:

1) различение слов, близких по звуковому составу;

2) дифференциация слогов;

3) дифференциация фонем.

Дифференциация слов, сходных по звуковому составу

Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

1. «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно — не хлопай»:

Логопед демонстрирует испытуемым иллюстрации и четко воспроизводит название изображенного предмета. Дети, опираясь не предъявленное изображение, должны узнать образец на слух среды группы слов, произнесенных искаженно.

2. «Покажи, где, например, лук — люк».

(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.)

Данная проба позволяет выяснить наличие явных недостатков в развитии фонематического слуха. Следует особо уточнить, что слова, сложные по семантике, применяются для диагностики исключительно после уточнения их значения и присутствия их в пассивной речи.

3. «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение».

Тень — день, удочка – уточка и др.

4. «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».

5. «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже».

Посредством указанных проб устанавливается недостатков акустического анализа, нарушения слухоречевой памяти, а также трудности в семантической дифференциации слов.

Дифференциация слогов.

Цель: выявить уровень способности дошкольника к различению звуков по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т. д.

1. «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».

2. «Послушай слоги и скажи какой лишний».

3. «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы