Курсовая с практикой на тему Развитие фонематических представлений у детей с дефектами произношения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
2.1 Организация, методы и методики исследования
Цель исследования: изучить состояние и особенности нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР.
База исследования: логопункт ДОУ.
Выборки: в исследовании участвуют 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Этот тип нарушения выбран, потому что у детей данной группы отмечаются в основном именно нарушения звукопроизношения и фонематических процессов.
Задачи исследования:
1. Выборка группы испытуемых.
2. Разработка содержания экспериментальной программы.
3. Изучение состояния фонематического восприятия старших дошкольников с ФФН.
3.Анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных.
4. Сопоставительный анализ данных.
Параметры исследования: исследование проводилось в индивидуальной форме, в процессе выполнения детьми игровых упражнений. Исследование проводилось в первой половине дня, чтобы исключить чрезмерное утомление участников исследования. На констатирующем этапе исследования было изучено состояние фонематического восприятия старших дошкольников с ФФНР, определены основные типы нарушений фонематического восприятия детей с ФФНР.
Для обследования речи детей были выделены следующие её структурные компоненты:
1. состояние звукопроизношения
2. фонематические процессы:
-фонематическое восприятие,
— слоговая структура слова,
-фонематический анализ
— фонематический синтез.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, логопедическое обследование, качественный и количественный анализ данных.
Методики исследования: методика О. Б. Иншаковой для исследования звукопроизношения [9]; методика, разработанная Е. Ф. Архиповой для исследования фонематических процессов [1]; методика Г. А. Волковой [2].
Система обследования фонематических процессов включает в себя серию проб, которые направлены на исследование различных компонентов фонематических процессов, для того чтобы установить, какие компоненты нарушены в большей степени, а какие – наиболее сохранны.
Оценивание успешности выполнения предложенных заданий происходит с помощью начисления баллов. Балльная оценка развития фонематических процессов позволяет специалисту сформировать полную картину имеющихся нарушений и выработать индивидуальную стратегию коррекционно-развивающей деятельности с конкретным ребенком.
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.
Для обследования нами были выбраны следующие пробы данной методики, которые позволяют исследовать фонематической восприятие:
1) различение слов, близких по звуковому составу;
2) дифференциация слогов;
3) дифференциация фонем.
Дифференциация слов, сходных по звуковому составу
Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.
1. «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно — не хлопай»:
Логопед демонстрирует испытуемым иллюстрации и четко воспроизводит название изображенного предмета. Дети, опираясь не предъявленное изображение, должны узнать образец на слух среды группы слов, произнесенных искаженно.
2. «Покажи, где, например, лук — люк».
(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.)
Данная проба позволяет выяснить наличие явных недостатков в развитии фонематического слуха. Следует особо уточнить, что слова, сложные по семантике, применяются для диагностики исключительно после уточнения их значения и присутствия их в пассивной речи.
3. «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение».
Тень — день, удочка – уточка и др.
4. «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».
5. «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже».
Посредством указанных проб устанавливается недостатков акустического анализа, нарушения слухоречевой памяти, а также трудности в семантической дифференциации слов.
Дифференциация слогов.
Цель: выявить уровень способности дошкольника к различению звуков по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т. д.
1. «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».
2. «Послушай слоги и скажи какой лишний».
3. «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)