Курсовая с практикой на тему Развитие эстетической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Организация внеурочной деятельности в начальной школе 5
1.2 Концепция эстетической культуры личности и общества в литературе 10
1.3 Значение и методы эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1 Организация эксперимента 22
2.2 Формирующий этап исследования 25
2.3 Контрольный этап исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность проблемы организации эстетической деятельности обусловлена необходимостью совершенствования организации такой деятельности учащихся в системе внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на детей с целью развития их эстетических способностей выступает как актуальный.
Комплексное решение основных ориентиров и целей воспитания и социализации младших школьников, в аспекте национального воспитательного идеала, их системного развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, в особенности, в условиях системы начального общего образования. Подобная возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (ФГОС).
Актуальность настоящей работы также состоит в том, что она отображает общую современную тенденцию к возрождению искусства, базируясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов искусства.
Таким образом, цель исследования состоит в анализе развития эстетической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: Предполагается, что развитие эстетической творческо-художественной деятельности у детей в системе внеурочной деятельности будет успешно развиваться, если:
1) детям будут предлагаться интересные и доступные объекты для творчества;
2) будет использоваться методика совместного творчества педагога и ребенка.
Для решения поставленной цели исследования и выдвигаемой гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности внеурочной деятельности у младших школьников.
2. Определить значение и методы развития эстетической культуры.
3. Провести практическое исследование по повышению уровня эстетической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологическая основа работы: методические подходы к развитию эстетических способностей ребенка в продуктивных видах деятельности в системе дополнительного образования исследованы в трудах С. Ю. Афонькина, Л.А. Венгера, Т. С. Комаровой, Е.И. Николаевой и др.
Организация исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе учреждения Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Бийска.
Заключение:
Эстетическая культура личности и эстетическая культура общества находятся в постоянном взаимодействии. Основными каналами их взаимодействия являются эстетическое воспитание и художественное образование, а также художественное творчество. Особое место в динамике эстетической культуры личности принадлежит самовоспитанию и самообразованию. В данном случае эстетическая культура общества выступает главным фактором и стимулом этого процесса.
Суть эстетического воспитания заключается в формировании эстетического отношения у детей к окружению и в обучении художественным умениям в области разнообразных видов искусства (рисование, лепка, аппликация, пение, музыка, танцы).
Для построения эффективного обучения необходимо придерживаться нескольких условий данного процесса, а также знать несколько закономерностей, основное положение которой заключается в грамотном построении образовательного процесса, в следовании единым правилам и использовании одних методов обучения, а также регулярным занятием с детьми, которые должны проходить в игровой форме. Систематические занятия сформируют свое представление у ребенка о мире, произойдут изменения в его мышлении, восприятии, познании и воображении.
Сегодня эстетическое воспитание детей возможно с использованием разнообразных методов и форм, которые будут направлены на воспитание у ребенка эстетического вкуса. Для эстетического воспитания ребенка проводятся тематические выставки, экскурсии, а также встречи, ярмарки и др.
На констатирующем этапе была определена цель и задачи исследования, подобраны диагностические методики для определения уровня эстетического воспитания детей. На формирующем этапе было проведена коррекционная работа по повышению уровня чувства эстетизма у детей. На контрольном этапе были повторно проведены ранее проведенные диагностические методики, описаны количественные и качественные результаты, определено отношение результатов 1 и 3 этапов исследования, сделаны общие выводы.
На высоком уровне эстетическое воспитание находится у 73 % — 11 человек, среднем у 20 % — 3 человека, низком у 7 % — 1 человека. Согласно критериям эстетической культуры, больше проявления и желания у детей связано с эмоциональностью, чувственностью к увиденному, высокий уровень впечатления у 88 %, далее идет критерий знаний – 75 %, умение воспринимать прекрасное – 56 %, интерес к эстетике – 56 %, эстетико-предметная творческая деятельность – 55 %, ценностно-художественная ориентация – 46 %, эстетический вкус – 41 %.
Высокий уровень чувства прекрасного повысился на 9%, средний уровень низкий уровень не изменился, а низкий уровень уменьшился на 5%. Это означает, что применение игровых приемов и участия родителей повышает уровень эстетической культуры детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Организация внеурочной деятельности
в начальной школе
Прежде всего необходимо отметить, что сфера организации внеурочной деятельности всегда представлялась объектом пристального научного интереса. Так, философами рассматривается свободное время в качестве пространства для проведения специфических социальных процессов, определяются истоки возникновения свободного времени и его связь со временем рабочим, его общественная ценность и прикладная значимость [5, с. 14].
Социологическая и экономическая наука проводят количественный и статистический анализ данных процессов, изучают характер и само содержание свободного времени у индивида, работу различных общественных институтов досуга по его наполнению, а также аксиологию досуга. Социальная психология при исследовании особенностей внеурочной деятельности прежде всего обращает внимание на основные личностные потребности и мотивы, которые определяют поведение и все поступки в данной временной сфере.
Итак, на основе изложенного выше можно заключить, что свободное время как ресурс в развитии младших школьников представляется доминирующим пространством, в котором осуществляется физическое и духовное развитие современного ребенка.
Несмотря на все многообразие различных теоретических материалов и системных исследований, которые посвящены изучению культурно-досуговой деятельности как основного средства развития активности, сама проблематика организации внеурочной деятельности в начальной школе по-прежнему представляется недостаточно разработанной [4, с. 61].
В соответствии с ФГОС системы начального общего образования главная образовательная программа на практике реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность и работу.
Под самой внеурочной деятельностью в рамках практической реализации ФГОС необходимо понимать такую образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, по существу имеющих отличия от классно-урочной, и ориентированную непосредственно на достижение планируемых результатов усвоения основной образовательной программы в системе начального образования [27, с. 4].
Кроме этого, внеурочная деятельность в младших классах дает возможность разрешить еще целый ряд довольно существенных задач, а именно [27, с. 7]:
1) Способствует благоприятной адаптации ребенка в образовательной организации;
2) Оптимизирует учебную нагрузку младших школьников;
3) Улучшает условия для развития личности ребенка;
4) Учитывает возрастные и индивидуальные характеристики младших школьников.
Согласно ФГОС, внеурочная деятельность как отдельная категория педагогической работы организовывается по следующим направлениям развития личности младшего школьника:
1) спортивно-оздоровительное направление;
2) морально-нравственное направление;
3) общественно-юридическое направление;
4) обще-интеллектуальное направление;
5) общекультурное направление.
Перечислим основные формы внеурочной деятельности, которые используются в начальной образовательной системе по ФГОС [25, с. 8]:
1) экскурсии;
2) кружки;
3) секции;
4) диспуты;
5) олимпиады;
6) соревнования;
7) поисковые и научные исследования;
8) общественно полезные практики.
Федеральный государственный образовательный стандарт непосредственно предусматривает, что внеурочная деятельность в системе начального образования младших школьников производится с помощью следующих инструментов и технологий [22, с. 11]:
1) структурированный учебный план образовательной организации;
2) дополнительные образовательные программы организации (т.е. внутришкольная система дополнительного образования);
3) образовательные программы дополнительного образования детей, а также образовательных организаций культуры и спорта;
4) организация систематической работы групп продленного дня (ГПД);
5) классное руководство;
6) систематическая инновационная деятельность педагогических работников в соответствии с должностными обязанностями квалификационных требований должностей сотрудников системы образования.