Курсовая с практикой на тему Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития на музыкальных занятиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты развития эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР 5
1.1. Специфика эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 5
1.2. Психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития 11
1.3. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема 18
2. Диагностика развития эмоционально- волевой сферы детей с задержкой психического развития на музыкальных занятиях 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 36
Введение:
На сегодняшний момент количество людей с ограниченными возможностями увеличивается. Они нуждаются в специальном образовании. Особая часть данной категории – это группа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Таким детям требуется оказание поддержки в адаптации в социальной среде и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, включая формирование условий инклюзивного образования.
Осуществление развития эмоционально-волевой сферы является первостепенной задачей и имеет существенное значение для дошкольников. Эмоционально-волевая сфера дает возможность ребенку ориентироваться в окружающем мире, регулирует его поведение и фактически любую деятельность. Эмоции оказывают существенное влияние на различные виды психической деятельности дошкольника.
Эмоциональное благополучие играет существенное значение в социально-личностном развитии ребенка. Формирование ребенка как личности осуществляется на базе учета множества факторов, такие как благополучная семья, привлечение родителей к воспитанию ребенка в плане его корректного отношения к окружающим и к самому себе, к труду и к жизни в целом. Родители должны обязательно учитывать интересы ребенка и его потребности. При нарушении в развитии эмоционально-волевой сферы могут быть определенные отклонения в развитии ребенка, в частности, может появляться дискомфорт, чувства неполноценности, осуществляется изменение отношения к окружающему миру.
Актуальность рассматриваемого вопросы связана с ростом количества детей с ограниченными возможностями, включая детей с задержкой психического развития. Эмоционально-волевая сфера является базой для реализации формирования личности. У данной категории детей имеются определенные особенности. Развитие эмоционально-волевой сферы – приоритетная задача.
Объект исследования: особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
Предмет исследования: развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР на музыкальных занятиях
Цель исследования: определить уровень развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР на музыкальных занятиях
Основные задачи исследования:
— определить специфику эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
— определить психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития;
— рассмотреть развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР как психолого-педагогическую проблему;
— провести диагностику развития эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития на музыкальных занятиях.
Методологическая основа исследования базируется на современных научных представлениях отечественных психологов и педагогов о ключевых закономерностях развития эмоционально-волевой серы личности в условиях определенных отклонений, в частности задержки психического развития. Осуществление формирования эмоционально-волевой сферы должно проводиться в тесной взаимосвязи когнитивного и аффективного развития. В процессе изучения рассматриваемого вопроса учитывается эмоционально-волевой и личностный компонент ребенка.
Методы исследования представлены теоретическим анализом психологической, педагогической и методической литературы в рамках темы работы, использованием проектных методик, статистическим анализом, обработкой результатов исследования за счет использования методов статистики.
Заключение:
Эмоции и чувства в жизни человека занимают значимое место, побуждая к деятельности, помогая преодолевать различные трудности в обучении, работе и творчестве. Эмоции и чувства определяют собственно поведение человека, определение конкретных жизненных целей. Велико значение эмоций и чувств также в продуктивной деятельности. Эмоционально насыщенный материал в процессе обучения вызывает определенный эмоциональный подъем у дошкольников, так как в подобном состоянии восприятие является обостренным. Скучное музыкальное занятие определяет апатичное состояние и дошкольники тогда плохо воспринимают учебный материал.
Развитие эмоционально-волевой сферы имеет существенное значение в формировании всесторонне развитой личности дошкольника. Формирование соответствующей эмоционально-волевой сферы определяется созданием положительного эмоционального фона, знакомством с ключевыми эмоциями. В ходе работы на данном этапе решаются задачи по гармонизации эмоционального фона, снятия психического и мышечного напряжения, закреплении нового положительного опыта от музыкальных занятий, обучении распознавать эмоции. В дальнейшем ведется работа по совершенствованию понимания и выражению эмоций своих и окружающих, развитие выразительных средств общения, формированию навыков произвольного поведения. Ведется обучение оптимальному поведению в конкретных ситуациях. Заключительный этап связан с закреплением и активизацией полученных знаний и умений.
Для дошкольников с ЗПР характерна недостаточное развитие внимания, восприятия, памяти, недоразвитие деятельностной основы, отставание в речевом развитии, довольно низкий уровень речевой активности, замедленный темп становления регулирующей функции речи. Появление эмоций у дошкольников с задержкой психического развития определяется конкретной обстановкой.
Полученные результаты свидетельствует о преобладании высокого уровня тревожности у мальчиков, что негативно сказывается на познавательной активности и соответственно деятельности дошкольников. Самый низкий уровень тревожности был зафиксирован у 4 испытуемых, что составляет 35% от количества привлеченных дошкольников к участию в тесте. Большая часть дошкольников продемонстрировала высокий уровень тревожности. Есть также средний уровень тревожности, что является нормальным показателем.
Проведя качественный анализ, можно выделить следующие тенденции проявления тревожности среди дошкольников:
— наиболее часто дошкольники делают эмоционально отрицательный выбор в случае ситуации агрессии или же агрессивного нападения;
— в группе детей с достаточно высоким уровнем тревожности, довольно часто проявляются ситуации одиночества;
— многие дети проявляют наибольший уровень тревожности в ситуациях непосредственного общения с детьми;
— низкий уровень тревожности проявлялся в ситуациях общения с родителями.
Однако, в случае наличия конфликтов в семье, ребенок мог демонстрировать тревожность и в общении с родителями. Конфликтные ситуации в семье также негативно сказывались на восприятии ребенком группы и в целом на его взаимодействии с сверстниками, вследствие чего особое внимание необходимо обратить на детско-родительские отношения в семье. Родителям необходимо уделять достаточно внимания своим детям для сохранения благоприятных отношений в семье.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты развития эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
1.1. Специфика эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
У детей дошкольного возраста с нарушением психического развития часто меняются интересы и потребности, сужаются сферы сенсорного познания. Также отмечен ряд изменений в формировании личности и психики. Кроме того, отмечены некоторые особенности в развитии эмоционально-волевой сферы.
Детям с умственной отсталостью трудно демонстрировать основные эмоции (например, страх, гнев, радость и т. д.) Через выражения лица. Большинство этих детей быстро отвечают на вопросы, но правильность их ответов крайне мала — причина этого в их высокой импульсивности. В таких случаях даже просьба учителя обдумать ответ вновь игнорируется. Это объясняется тем, что конечный результат полностью удовлетворил уровень собственных претензий. Принятие решений для этих детей требует большего интеллектуального и эмоционального напряжения .
В результате сравнительного изучения восприятия, понимания и оценки эмоциональных состояний дошкольников с умственной отсталостью они отметили множество различий в восприятии и воспроизведении выразительных средств эмоций. Детям были представлены различные эмоции, изображенные на рисунках, которые необходимо было различить и устно описать. Ответы детей с умственной отсталостью позволили говорить об отсутствии четких представлений об эмоциях как информативной характеристике состояния человека в процессе общения. Из-за ограниченных выразительных движений (жестов, мимики, речи) у таких детей они не могут правильно интерпретировать эмоции собеседника. Дети с умственной отсталостью проявляют негативную реакцию на участие в совместных играх или занятиях (плач, плач), но они не могут распознать причину отказа и используют простые фразы («Я не хочу») .
Из-за снижения познавательного интереса и отсутствия социального опыта у детей с умственной отсталостью отмечаются многие негативные черты: эгоцентризм, упрямство, вспыльчивость, застенчивость, отсутствие активности и снижение любопытства. Кроме того, этим детям часто сложно установить эстетические чувства.
Целеустремленность и саморегуляция своего поведения, связанная со способностью преодолевать различные проблемы, характеризуют волю человека. Последнее, в свою очередь, очень важно для самоопределения детей с умственной отсталостью и определения их места в обществе. У всех детей в раннем возрасте следует начинать развивать волевые качества под присмотром учителя, а у детей с особыми потребностями особое внимание следует уделять формированию мотивов поведения. Они будут продолжать помогать таким детям в активном познании окружающего их мира.
Другие формы мотивации, в частности поощрение, внедряются в младшем дошкольном возрасте и помогают ребенку занять свое место в семье и в детском саду .
Осложнение мотивов, помогающее ребенку перейти к более серьезным занятиям в детской команде, происходит в среднем дошкольном возрасте. Именно в этот период благодаря мотивации ребенка формируются трудовые навыки, и он начинает стремиться к положительной оценке окружающих.