Психология инклюзивного образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, обучающихся в системе инклюзивного образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава I.
Теоретические особенности развития эмоционально-волевой сферы младших
школьников с нарушениями слуха. 6
1.1 Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис. 6
1.2. Особенности развития
эмоциональной сферы младших школьников. 11
Глава II.
Организация педагогического исследования по развитию эмоционально-волевой
сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в системе
инклюзивного образования. 15
2.1. Обоснование и описание методики организации
исследования эмоционально–волевой сферы детей младшего школьного возраста с
нарушением слуха. 15
2.2. Организация и результаты исследования
эмоционально–волевой сферы детей младшего школьного возраста с нарушением
слуха. 22
2.3. Методика коррекционной работы по развитию
эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением
слуха при помощи дидактических игр. 29
Заключение. 36
Список используемой литературы.. 39

  

Введение:

 

Актуальность работы. Проблемой
развития эмоционально-волевой сферы занимались многие ученые среди них такие
как А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.В. Симонов. Они считали, что эмоции — это
сфера психического отражения ребенка, которая является реакцией на конкретную
ситуацию.

Эмоции
и воля являются эмоциональным и волевым компонентом любых психических
процессов. Так, при решении какой-либо проблемы процесс мышления включает в
себя наше отношение к проблеме (эмоция), наши цель и усилие разрешить ее (воля).

Волевые
качества младших школьников развиваются благодаря воле ребенка. Это основа их
обучения .Воля младшего школьника характеризуется достаточно высоким уровнем
произвольности, которая позволяет ему осознавать и и выполнять обязательные
задания, подчинить им свою активность, управлять познавательными процессами,
выполнять сложные инструкции и требования взрослых

Незрелость
эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие
познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и
низкого уровня контроля.

Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, занимались изучением особенностей эмоциональной
сферы на разных возрастных этапах и доказали, что эмоционально-волевая сфера
является важной составляющей в развитии младших школьников. Младший школьный
возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление
эмоционального мира личности.

Эмоционально-волевая
сфера у младших школьников с проблемами развития слуха играет незаменимую роль
в жизни маленькой личности, за счет позитивных эмоций и чувств у детей она
совершенствуется намного правильнее и скорее, а это значит, процедура
совершенствования речи представит конструктивные достижения и поспособствует
его приспособлению в социуме.

Согласно
общим закономерностям эмоционального совершенствования индивидуальность не
имеющего слуха и слабослышащего школьника создается в результате взаимодействия
с детьми того же возраста и старшими людьми в течение постижения общественного
познания. Повреждение или абсолютная утрата слуха ведут к затруднениям во
взаимодействии с другими людьми, тормозит процедуру овладения сведений,
разоряет опыт школьников и не позволяет, не сказаться на развитии их
индивидуальности и эмоционально-волевом формировании личности.

Эмоционально-волевая
сфера младших школьников с нарушением слуха характеризуется тем, что у детей
отсутствует живость и яркость эмоций по сравнению со сверстниками с нормой. Для
них характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний,
повышенная внушаемость, отсутствие критики.

Незрелость
эмоционально-волевой сферы у детей c нарушением слуха является одним из
факторов тормозящих развитие познавательной сферы из-за не сформированности
мотивационной сферы.

Процесс
формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников состоит в
организации положительных влияний, оказываемых социальной средой на
эмоциональную сферу ребенка, в последующей выработки положительного отношения к
нормам и правилам поведения

Объект исследования – эмоционально-волевая
сфера.

Предмет исследования  – развитие
эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением слуха.

Цель исследования – изучить
особенности – развития
эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением
слуха.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть основные
классификации нарушений слуха у детей;

2.
изучить особенности развития эмоциональной сферы
младших школьников;

3.
дать обоснование и описание методики организации исследования
эмоционально–волевой сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха;

4.
описать организацию и результаты исследования эмоционально–волевой сферы детей
младшего школьного возраста с нарушением слуха;

2.3.
подобрать методику коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы
у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха при помощи дидактических
игр.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, эмоциональное развитие играет важную роль в становлении личности
младшего школьника. Проблема исследования эмоциональной сферы младшего
школьника актуальна, поскольку в случае недостаточности ее развития
затрудняется процесс саморегуляции учебной деятельности.

Развитие
эмоциональной сферы имеет важное значение в младшем школьном возрасте. При
переходе младших школьников в среднее звено проблемы эмоциональной регуляции
возникают с особой остротой. Поскольку учащимся младших классов трудно
управлять собой и своей учебной деятельностью, необходимо развивать у них
эмоциональную сферу и навыки саморегуляции.

 Эмоционально-волевая сфера младших школьников
имеет свои особенности: дети отличаются непосредственностью в проявлении
эмоций, бурно реагируют на определенные явления, окружающие их и вызывающие
эмоциональный отклик; появляется сдержанность, которая дается с трудом, но
необходима, чтобы не делали замечания учителя и ребенок не предавался осуждению
класса; гнев и раздражение в основном проявляются в словесной форме (ругается,
дразнит, грубит). У младших школьников появляются более выраженные в интонации
речи и в мимике эмоции.

В
процессе роста ребенка и развития его психических функций можно заметить, что
возрастает чувство сопереживания эмоционального состояния. Младшие школьники
впечатлительны, реагируют на все яркое и большое, а от скучных и монотонных
уроков у них пропадает интерес к учебе. В этом возрасте у детей формируется
чувство ответственности и появляется чувство товарищества.

Особенно
велико у младших школьников влияние эмоционального состояния на
интеллектуальную деятельность. Если эмоциональное состояние ребенка не уравновешено,
то это проявляется в особенностях поведения. Младшие школьники легко
отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и
эмоциональны.

Особенности
эмоционального развития детей с нарушениями слуха характеризуются различной
степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются:
ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании
эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных
эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей
возникновения эмоций у человека.

У ребенка с повреждением
слуха есть сложности представления базовых эмоций в сравнении с обычно
развивающимися детьми того же возраста. Они находятся в неудовлетворительном
опознавании эмоции по ее наружному обозначению и в совмещении похожих
эмоциональных состояний. У индивида с нарушением или полным отсутствием слуха в
сравнении с естественно развивающимися личностями можно наблюдать сложности
переживания эмоций, которые заключаются в одинаковом и простом их объяснении и
еще огромным количеством употребления ненормальных обстоятельству слов. По
причине ведущего заключения независимо делается более сложным взаимопонимание с
другими людьми, так как он ущемлен в приобретении значительной чувственной
информации — словесной. Умение

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические особенности
развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушениями слуха

1.1 Психолого-педагогическая классификация
Р.М. Боскис Первые годы жизни имеют решающее значение
для развития слуховых и языковых способностей. Этот период, являющийся пиком
процесса созревания центральной слуховой системы и нейропластичности,
происходит в слуховом тракте. Пациенты с потерей слуха требуют, чтобы диагноз
был поставлен на ранней стадии, чтобы уменьшить влияние на развитие речи,
слуховых и когнитивных способностей. Таким образом, интервал между подозрением
на потерю слуха, диагностикой и вмешательством должен быть сведен к минимуму.

Нарушение слуха — это фактор, который
непосредственно компрометирует речь индивида. Это может варьироваться в
зависимости от типа и степени потери слуха. Известно, что нейросенсорная тугоухость
бывает тяжелой или глубокой, что может нанести больший ущерб языкам, затрудняя
приобретение и развитие устной речи, особенно у людей с предязыковой
тугоухостью.

Педагогическое распространение Р. М.
Боскиса оказало большое влияние на организацию дифференцированного обучения,
создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха,
определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку способов
обучения детей с различными нарушениями слуха.

Основываясь на теории Л. И. Выготского о
первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с нарушением
слуха, Р. М. Боскис определил основные критерии, которые легли в основу
педагогической типологии детей с сенсорными нарушениями и характеризуют
особенности их развития.[1]

В отличие от слухового анализатора у
ребенка, следует учитывать его принципиальное отличие от аналогичного
недостатка у взрослых. У взрослых нарушение деятельности слухового анализатора
приводит к проблемам с речевым общением со слуховым аппаратом. Нарушение слуха
с раннего возраста влияет на ход психического развития ребенка, вызывая ряд
серьезных вторичных отклонений в развитии, главным образом в форме речи.

Для точного понимания развития ребенка с
нарушениями слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью
в условиях нарушения слуха (без специальной подготовки). Особенность слухового
анализатора в его жизненно важной роли в формировании речи. Невозможность
полноценного слухового восприятия создает барьеры для овладения речью и причины
преступности речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или
значительное недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: поймет,
что читается, и передаст одному из умов собственное письмо. В свою очередь,
недостаточное развитие речи служит препятствием для овладения знаниями в
различных сферах жизнедеятельности человека.

Слух и речь тесно связаны. С одной
стороны, нарушение слуха будет мешать естественному развитию речи; с другой
стороны, при нормальном использовании слуха будет зависеть уровень речевого
развития. Чем лучше речь ребенка, тем больше возможностей использовать свой
слух.

Группа детей с нарушениями слуха
чрезвычайно разнообразна не только по степени нарушения слуха, но и по уровню
развития речи. Разнообразие в детской речи обусловлено сочетанием следующих
факторов:

1) степени нарушения
слуха [1] Боскис Р.М.
Дифференциальный диагноз с сенсорной афазией / Р.М. Боскис // Глухие и
слабослышащие дети. — М., 1963. — С. 215-246.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы