Курсовая с практикой на тему Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе освоения жанра песни.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста 5
1.1.Структура понятия «эмоциональная отзывчивость» 5
1.2.Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста 10
Глава 2. Практика развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе освоения жанра 13
2.1. Диагностика эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста 13
2.2. Освоение жанра песни с детьми дошкольного возраста 19
2.3.Результативность работы по освоению жанра песни с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоциональной отзывчивости 28
Заключение 32
Список литературы и источников 34
Введение:
Актуальность. В настоящее время в обществе сформулирована проблематика развития эмоциональной отзывчивости, которая является важным качеством для духовного становления личности ребенка дошкольного возраста. Известно, что эмоциональная сфера является определяющей в психическом развитии ребенка, а дошкольный возраст – ведущий период зарождения эмоций и чувств. Несмотря на то, что проблема развития эмоциональной отзывчивости принадлежит к числу важнейших в дошкольной педагогике и, как правило, рассматривается в связи с социальной, интеллектуальной и эстетической активностью ребенка, психолого-педагогическая литература свидетельствует о том, что сложное понятие «эмоциональная отзывчивость» имеет разночтения.
Одним из важных направлений эмоциональной отзывчивости является музыка. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Песенное творчество важно формировать начиная с дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.
Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчеств может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.
В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.
Объект исследования: эмоциональная выразительность в процессе музыки;
Предмет исследования: освоение жанра песни с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать комплекс по освоению жанра песни для развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели были сформулированы задачи:
— рассмотреть структуру понятия «эмоциональная отзывчивость»;
— изучить особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста;
— провести диагностику эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста;
— произвести внедрение жанра песни в практику воспитателя;
— определить эффективность проведенной работы.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез, обобщение);
— практические (наблюдение).
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключение, списка литературы и источников.
Заключение:
В ходе представленного исследования были решены следующие задачи:
— рассмотрена структура понятия «эмоциональная отзывчивость»;
— изучены особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста;
— проведена диагностика эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста;
— произведено внедрение жанра песни в практику воспитателя;
— определена эффективность проведенной работы.
В структуре понятия «эмоциональная отзывчивость» определяются следующие аспекты:
— эмоциональный предполагает возникновение и развитие эмоционального отклика на музыкальные произведения;
творческий направлен на экспериментирование с материалом разных видов искусства для оригинального воплощения чувственных впечатлений в разных видах художественной деятельности;
— ценностно-смысловой включает осознание ассоциаций и мысленных образов, возникших в процессе восприятия музыкальных произведений.
Основным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у ребенка в период дошкольного детства является накопление чувственного опыта, который необходим для последующих интегрированных деятельностей. Выяснено, что музыке дошкольник может представить в образе свои внутренние впечатления, которые возникают в процессе восприятии и интерпретации того или иного явления.
Анализ результатов констатирующего эксперимента дал возможность определить: у большинства детей дошкольного возраста определен средний и высокий уровни развитости эмоциональной отзывчивости.
В процессе реализации разработанного перспективного плана была проведена достаточно большая работа по развитию эмоциональной выразительности детей дошкольного возраста путем освоения песенного жанра.
Контрольный эксперимент подтвердил эффективность внедренного перспективного плана по освоению песенного жанра.
Таким образом, задачи исследования решены.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
1.1.Структура понятия «эмоциональная отзывчивость»
Эмоции можно описать как отражение переживаний, которые связаны непосредственно со степенью удовлетворения потребностей. Эмоции принимают участие в различных психических процессах. По мнению Б.М. Теплова, «эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы. Поскольку человек находится под влиянием некоторых актуальных потребностей и интересов, то в каждый момент времени он находится в том или ином эмоциональном состоянии. Иными словами, эмоции, как специфические переживания характеризуют жизнь в целом и все процессы, связанные с ее сохранением и развитием».
А.Е. Ольшанникова, в свою очередь, писала, что «содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения».
По мнению психолога Р.С. Немова, эмоции представляют собой «специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы».
Очень важными считаются обсуждения проблемы способов воздействия на эмоциональную сферу человека для воспитания чувств. П.М. Якобсон считает воспитание чувств необходимым направлением. «Проблема воспитания чувств, – по мнению исследователя, – это проблема изменения, в известном смысле слова, личности человека, ее отношения к вещам, жизненных установок, субъективного мира». «Воспитание чувств — это не просто накопление чувств, а это, по существу, образование новых чувств и изменение в той или иной мере уже имеющихся чувств человека».