Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации зон активности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации зон активности 8
1.1. Характеристика эмоционального интеллекта 8
1.2 Особенности развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 17
1.3. Организация зон активности как средство развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 24
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционального интеллекта дошкольников 30
2.1. Характеристика базы и методов исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 34
Выводы по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

 

  

Введение:

 

Обоснование актуальности исследования. В настоящее время проблема эмоционального развития личности дошкольника привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, психологии, педагогики и других наук. Психологические новообразования, возникающие на каждой возрастной ступени детства, имеют значение для всестороннего развития. Значимость развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста отмечается в Федеральном Законе «Об образовании», где одним из приоритетных направлений определено создание условий эмоционально -нравственного воспитания детей.
Дошкольный возраст является предметом внимания ученых и практиков как важный период в жизни. В этот период ускоряется развитие психических процессов и личностных качеств. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, выстраивается иерархия мотивов и их подчинение. Развитие чувств ребенка является важнейшей педагогической задачей. Способность сопереживать, чувствовать объект или явление увеличивает возможность чувственно-эмоционального понимания мира.
В эмпирическом исследовании использованы теоретико- методологические основы, составляющие основные теории и принципы возрастной и общей психологии, психологии развития: о закономерностях психического развития, имеющего свою специфику на каждом возрастном этапе жизни человека и непосредственную связь с эмоциональной сферой человека (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и др.);о сущности эмоционального интеллекта и роли эмоций в личностном становлении индивида (Д. Гоулман, И. Н. Андреева, Дж. Д. Мейер, П. Сэловей, М .А. Нгуен и др.
Однако, вопрос организации зон активности с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в данных работах рассмотрен, на наш взгляд недостаточно.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью развития, формирования, коррекции эмоционального интеллекта у дошкольников, с одной стороны, и недостаточным применением в этом процессе зон активности с другой стороны.
Разрешение данного противоречия составляет проблему нашего исследования.
Объект исследования – развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Предмет исследования –организация зон активности как средство развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности зон активности в развитии эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – мы предполагаем, что организация зон активности будет являться эффективным средством развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать характеристику понятию эмоционального интеллекта
2. Рассмотреть особенности эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить возможности организации зон активности как средства развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
4. Эмпирически изучить уровень развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
5. Обобщить результаты исследования.
Методологические основы: современные исследования в области общей и когнитивной психологии (Б.М. Величковский, В .П. Зинченко, B.À. Мазилов, O.K. Тихомиров, Д.В. Ушаков); концепции саморегуляции деятельности и активности субъекта (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, О.А-. Конопкин, А.А. Крылов, Г.С. Никифоров, Д.А. Ошанин, В.А. Петровский); современные-теоретические и эмпирические исследования эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин, R. Bar-On, R. Boyatzis).
Теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, сравнение, классификация.
Эмпирические – анкетирование, проективные методики
База исследования: БДОУ города Омска детский сад № 134 комбинированного вида, дети старшего дошкольного возраста, 10 человек.
Структура работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, разбитые на параграфы, заключения и списка источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, необходимо перечислить следующие выводы.
Эмоциональный интеллект — усвоение, понимание, умение воспринимать и выражать эмоции, как свои эмоции, так и эмоции других.
Эмоциональный интеллект включает 3 компонента: распознавание эмоций: ресурс для повышения продуктивности умственной деятельности; понимание эмоций; управление эмоциями.
Особенности развития эмоционального интеллекта включает в себя следующие этапы: эмоциональное осознание собственных чувств, затем эмоций других людей; распознавание, идентификация и восприятие эмоций, понимание что такое чувство, умение читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей; расширение эмоционального словаря, используя его, чтобы передать свои чувства и охарактеризовать состояние окружающих; проявление эмпатии – сочувствия; контроль и управление своими эмоциями, применение своих навыков для выбора стратегии поступков и реакций в зависимости от испытываемых чувств; понимание того, что именно вызывает у ребенка и у других людей положительные или отрицательные эмоции; осознание взаимосвязи между эмоциями и поведением.
Неотъемлемым фактором ФГОС является развитие эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект приобретается по мере приобретения жизненного опыта, который ребенок может получить при организации центров активности. В зонах активности дети смогут распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания.
На основании изученного материала мы пришли к выводу, что у детей наблюдается тенденция к большему пониманию и осмыслению своих эмоций и эмоций других людей. Для становления высших чувств ребенку важно ощущать эмоциональное благополучие, которое способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Дети испытывают определенные трудности в идентификации эмоций, легче понимают эмоции по ситуациям, а не по лицевым экспрессиям. В старшем дошкольном возрасте дети уже узнают более широкий круг эмоций, способны говорить о причинах эмоциональных состояний.
Следовательно, зоны активности являются эффективным средством развития эмоционального интеллекта дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации зон активности
1.1. Характеристика эмоционального интеллекта
Понятие о эмоциональном интеллекте взяло свое начало в изучении социального интеллекта такими учеными, как Г.Айзенк, Дж.Гилфорд, Х.Гарднер. К одной из современных концепций эмоционального интеллекта относится модель «множественного интеллекта» Х.Гарднера. Данная модель включает в себя семь основных форм интеллекта, в которые кроме традиционных вербальных и логико-математических, входят музыкальный, пространственный, телесно–кинестетический, межличностный и внутренний интеллекты. Все это он описывал в своей теории «множественного интеллекта».
Первыми, кто ввел понятие «эмоциональный интеллект» были Майер и П. Сэловей в 1990 году. По их мнению, эмоциональный интеллект определяется усвоением, пониманием, умением воспринимать и выражать эмоции, это относиться как к своим эмоциям, так и к эмоциям других. П. Сэловей и Дж. Мэйер выделили четыре направления, которые представляют устройство эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, ступени которой осваиваются в онтогенезе последовательно.
1. Распознание эмоций. Включает в себя способность воспринимать эмоции, то есть факт их наличия, распознавать, адекватное выражать и различать подлинных и ложных эмоций. Маленький ребенок познает эмоции через выражения лица, мимику. Поскольку родители более четко выражают чувства, ребенок наблюдает эмоции отраженные на их лицах. В ходе взросления ребенок начинает различать искренние чувства, например вежливую улыбку. Немало важным фактом является то, что люди генерализируют эмоции касающиеся объектов.
2. Эмоции, как ресурс для повышения продуктивности умственной деятельности. Освоение эмоций, набор опыта включает в себя умственный

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы