Курсовая с практикой на тему Развитие эмоционального интеллекта младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1. Понятие эмоционального интеллекта. История появления,
его структура и развитие. 6
1.2. Составляющие эмоционального интеллекта младших
школьников. 16
1.3. Возрастные особенности развития эмоционального
интеллекта младших школьников. 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 25
2.1. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта
младших школьников 25
2.2. Приемы развития эмоционального интеллекта младших
школьников. 29
2.3. Условия эффективности развития эмоционального интеллекта
младших школьников. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 43
ПРИЛОЖЕНИЯ. 46
Приложение 1. 47
Приложение 2. 87
Введение:
Актуальность
исследования. Философское осмысление человека, проблем
формирования гармонично развитой личности, демократического общества, различных
биологических, социальных, духовных, психологических и других аспектов
человеческого бытия сегодня приобретают огромное значение для каждого индивида
и цивилизованного человечества в целом. Современные стиль мышления, способ
мировосприятия и символическая деятельность субъекта характеризуются как
коммуникативные, дискурсивные и симулятивные. В этой ситуации человек
социализированный приобретает еще большую степень самостоятельности,
ответственности, степени самосознания в измерении собственной экзистенции.
Любопытствующие
вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы
самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления.
С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и
раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является
мысль, выраженная в слове.
Поэтому
исследовательская деятельность в условиях современных образовательных
стандартов даёт большую возможность интеллектуального развития школьников с
учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и
обучения, что обусловливает актуальность
темы исследования.
Цель
исследования: изучить особенности развития
эмоционального интеллекта младших школьников.
Объект
исследования: эмоциональный интеллект детей
младшего школьного возраста.
Предмет
исследования: особенности развития эмоционального
интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Для
реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть состояние изученности понятия «эмоциональный интеллект»;
2. Охарактеризовать составляющие эмоционального интеллекта младших
школьников;
3. Выделить возрастные особенности развития эмоционального интеллекта
детей младшего школьного возраста;
4. Диагностировать уровень развития эмоционального интеллекта младших
школьников;
5. Разработать рекомендации по развитию эмоционального интеллекта младших школьников;
6. Сформулировать условия эффективности работы по развитию эмоционального
интеллекта младших школьников.
Методология
исследования. В научно-педагогической литературе
неоднократно прорабатывались различные аспекты интеллектуального развития
школьников. Исследователи характеризовали особенности организованной
самостоятельной деятельности детей в школе, новые подходы к изучению особенностей
их мышления, условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в
школе.
Методы
исследования:
—
изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
—
наблюдение;
—
тестирование;
—
беседа с психологом;
—
анализ и содержательная интерпретация данных;
—
методы математической статистики.
Теоретическая
значимость исследования определяется вкладом в разработку новых
аспектов работы по изучению особенностей развития эмоционального интеллекта
детей младшего школьного возраста.
Практическая
значимость исследования определяется необходимостью изучения
особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников, на
основании чего разрабатываются психолого-педагогические и методические
рекомендации для родителей и педагогов.
Структура
работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе
рассмотрены теоретические аспекты эмоционально-интеллектуального развития
школьников. Вторая глава посвящена анализу формирования и развития
эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. В заключении
подведены итоги исследования.
Заключение:
Рассмотрев основные подходы к определению
интеллекта и определение его структуры, стоит отметить разнообразие теорий,
концепций, взглядов, связанных со сложностью объекта изучения. Следует
подчеркнуть, что все исследователи интеллекта делали акцент на особенностях
структурных компонентов интеллекта и зависимости от них успешности обучения,
применения знаний и опыта на практике, решения различного типа проблем.
На наш взгляд, интеллект является одним из
факторов успешности обучения, а успешность обучения – одно из многих проявлений
интеллекта. По нашему мнению, обучение является важным фактором развития
интеллекта и его структурных составляющих в том случае, если оно развивает
механизмы интеллектуальной деятельности. Итак, одним из главных условий
эффективной педагогической деятельности является исследование и применение на
практике педагогом знаний природы интеллекта, особенностей его структуры и
закономерностей интеллектуального развития субъектов учебного процесса.
Интеллектуальное развитие подростков
характеризуется тем, что, с одной стороны, их познавательные возможности
непрерывно растут, совершенствуется память, внимание, характер, мышление,
развиваются критические черты характера, самостоятельность, расширяется круг
интересов, стремлений. С другой стороны, физиологические изменения, характерные
для этого возраста, вызывают последствия, препятствующие учебной деятельности и
эффективному развитию интеллектуальных способностей: неустойчивость настроения,
повышенная эмоциональность и тому подобное.
Создание условий для активизации
интеллектуальной деятельности школьников, повышение эффективности
учебно-воспитательного процесса через развитие интеллектуальных способностей
учащихся является актуальной задачей современной педагогики. Значительное внимание
на сегодня уделяется созданию условий для интеллектуального развития ребенка,
способного самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои
поступки, мыслить логически и критически.
В системе наращивания интеллектуального
потенциала школьников основным является педагогическая деятельность,
направленная на формирование основных составляющих развития творческого,
логического, последовательного мышления, в частности: высокого уровня умственных
операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация); высокого
уровня активности, раскованности и гибкости мышления, которое позволяет ребенку
видеть несколько вариантов решения проблемы, выдвигать различные гипотезы,
идеи.
Для
проведения эксперимента по формированию эмоционального интеллекта младших
школьников мы считали необходимым создать следующие педагогические условия:
расширить деятельность классного руководителя с помощью
социально-педагогической составляющей; поднять субъектность родителей как
естественных воспитателей ребенка с помощью актуализации родительских
общественных объединений. Это в определенной мере подготовило следующий этап
работы: разработку содержания внеучебных досуговых занятий младших школьников.
При этом мы в полной мере использовали возможности клубной, кружковой
деятельности детей, а также группы продленного дня, в структуре которой мы
выделяли клубный час.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие эмоционального интеллекта. История
появления, его структура и развитие
Проблема исследования эмоционального
интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного)
развития является одной из старейших и одновременно самых актуальных проблем
психолого-педагогического исследования. Ведь успешное выполнение любой
деятельности, особенно учебно-познавательной, интеллектуально-творческой
зависит, прежде всего, от наличия и участия в этой деятельности
интеллектуальной составляющей субъектов учебного процесса.
Интеллект опосредует успешность
деятельности человека. По нашему мнению, от него зависит: разумность поведения
в межличностных отношениях; решение комплекса учебных, жизненных и
профессиональных проблем; социальный статус и самореализация в жизни. Следовательно,
интеллект является показателем не только когнитивного, но и целостного
личностного развития.
Знание педагогом структуры и содержания
интеллектуальной составляющей субъектов учебного процесса является неотъемлемым
условием его эффективной педагогической деятельности. В связи с этим, возникает
необходимость уточнения понятия «интеллект», раскрытие его сути, определение
структуры.
Согласно с философским словарем:
«Интеллект (лат. Intellectus – познание, понимание, рассудок) – субъективная
способность живых существ осуществлять социально-ориентированную деятельность,
выражающаяся в приспособлении к среде, ее творческой смене. <…>.
Обеспечивает организму прогрессирующий жизненный стимул. <…>.
Противопоставляется инстинктам и шаблонам. <…> как способность,
позволяющая живым существам активно достигать поставленной цели »[13: 234].
В социолого-педагогическом словаре под
редакцией В.В.Радула [12: 95] интеллект рассматривается как способность к
мышлению, рационального познания.
В психологическом словаре наблюдаем
«Интеллект (от лат. Intellect – понимание, познание) — это:
1) общая способность к познанию и решению
проблем, определяющая успешность любой деятельности и являющаяся основой других
способностей;
2) система всех познавательных
способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения;
3) способность к решению проблем без проб
и ошибок «в уме» »[9: 138].
Понятие «интеллект» (англ. Intelligence)
как объект научного познания было введено в психологию английским антропологом
Ф. Гальтоном в конце XIX в.
Следующие исторические этапы исследования интеллекта
связаны с попытками структуризации этого психологического понятия и выделения в
его содержании личностного фактора. Согласно с большим количеством научных
исследований в области интеллекта и теории интеллекта, существует большое
количество подходов к раскрытию этого понятия. На основе анализа научных
источников по проблеме интеллекта человека, выделим следующие подходы к
пониманию сущности понятия «интеллект», которые на протяжении ХХ – начала XXI
века подлежали научному анализу:
феноменологический подход (интеллект
объясняется в контексте проблемы организации феноменального поля сознания
(М.Вертгеймер)
психометрический подход (интеллект
рассматривается как измеряемый тестами интеллекта (А. Бине)
контекстуальный (социокультурный) подход
(интеллект – как результат процесса социализации, а также влияния на него
культуры (Л. С. Выготский, П.Ружгис)
биологический (генетический) подход
(интеллект – как генетически обусловленный адаптационный механизм,
способствующий приспособлению человека к различным условиям, выступающий как
способность личности сосредоточивать свои умственные усилия на освоении и применении
информации в жизни, способность адекватно реагировать и находить правильные
пути решения проблемных ситуаций (Ж. Пиаже)
процессуально-деятельностный подход
(интеллект – как особая форма человеческой деятельности (А.В.Брушлинский, С. Л.
Рубинштейн, Н.Ф.Талызина)
образовательный подход (интеллект – как
фактор и результат целенаправленного обучения, в частности, как «зона
ближайшего развития» по Л.С.Выготскому, как способность или один из факторов
успешности обучения по В.М.Дружинину, С.А.Корнилову)
информационный подход (интеллект — как
совокупность процессов переработки информации в процессе решения сложных
логических задач, как аналог компьютера (Г.Ю.Айзенк, В.А.Звегинцев)
функционально-уровневый подход (интеллект
– как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневая
теория интеллекта Б. Г. Ананьева), интеллект как иерархия познавательных
процессов (теория функциональной организации познавательных процессов
Б.М.Величковского);
регуляционный подход (интеллект – как
фактор саморегуляции психической активности (Р.Стернберг);
метакогнитивный (интегративный) подход
(интеллект – как многоаспектный, однако интегрированный конструкт
(В.Ю.Крамаренко, В.Е.Никитин, Г.Г.Андреев, М.Л.Смульсон, М.О.Холодная).
У представителей каждого подхода
выработались свои представления о понятии «интеллект». Рассмотрим их подробнее.
Б. Г. Ананьев [2] считает, что интеллект
является сложной умственной деятельностью, которая характеризуется единством
межфункциональных связей познавательных функций разного уровня (в частности,
психомоторики, памяти, внимания, мышления).
В.М. Дружинин [10] отмечает, что интеллект
выражает свойство, способность, способность к мышлению.
В.Ю. Крамаренко, В.Е.Никитин, Г.Г.Андреев
[6: 105-106] рассматривают интеллект как совокупность умственных способностей
человека, как интегральную и высоко дифференциальную способность к мышлению,
как универсальную тренированность мозга.
Ж. Пиаже [7] рассматривает понятие
«интеллект» как гибкое, одновременно устойчивое структурное равновесие
поведения, как адаптацию к окружающему миру, что выражается в поддержании
равновесия между ассимиляцией (усвоение и воспроизведение элементов среды в
психике субъекта в виде когнитивных схем) и аккомодацией (изменение этих
когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира).
М.Л. Смульсон толкует понятие интеллект
как целостное интегрированное психическое образование, которое обеспечивает
порождение, конструирование и перестройку личностных ментальных моделей мира
[11: 32].