Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта дошкольников 5

1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста 5

1.2. Сущность и развитие эмоционального интеллекта дошкольников 9

Глава 2. Экспериментальное изучение развития эмоционального интеллекта у дошкольников 16

2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 16

2.2. Описание системы работы по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников 25

2.3. Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики 33

Заключение 43

Список используемой литературы 46

  

Введение:

 

Актуальность работы. В последнее время проблема эмоционального интеллекта в детском возрасте приобрела особую актуальность. У детей плохо сформированы эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым. Также у детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему пониманию в процессе игры. У дошкольников недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

Степень разработанности темы исследования. Особенности формирования и развития эмоционального интеллекта у дошкольников отражены в исследованиях таких ученых, как Ю.А. Афонькина, Г.Г. Гарскова, А.О. Куракина, М.А. Нгуен, Е.А. Тупичкина, А.Ф. Яфальян и др.

Объект исследования – процесс развития эмоционального интеллекта.

Предмет исследования – дети дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить особенности развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;

2. изучить сущность и развитие эмоционального интеллекта дошкольников;

3. провести опытно-экспериментальную работы по изучению развития эмоционального интеллекта у дошкольников

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, термин «эмоциональный интеллект» появился в отечественной науке в конце ХХ века. Автором фундаментального исследования феномена эмоционального интеллекта по праву считается американский журналист и психолог Дэниел Гоулман («Эмоциональный интеллект»), предложивший собственную модель эмоционального интеллекта, на которую ссылаются зарубежные и отечественные исследователи.

Данная модель включает в себя 5 компонентов: самопознание, саморегуляция, социальные навыки, эмпатия и мотивация. Априори, что социальная сфера, а именно, способность человека адаптироваться в современных условиях, вырабатывать социальные навыки, является приоритетной, поскольку способствует гармонизации собственных и чужих интересов. В этой связи представляется важным тезис о том, что «эмоциональная грамотность», подразумевающая умение использовать эмоциональный интеллект на собственное благо и благо общества, является важнейшим атрибутом современного человека.

Интерес общества к развитию эмоционального интеллекта как важнейшей составляющей социального интеллекта, обусловлен потребностью в людях, которые, развивая собственную деятельность, были бы способны стимулировать прогресс в этом обществе, так как именно эмоционально одаренная личность характеризуется высоким качеством и эффективностью межличностных отношений. В данном случае высокий уровень эмоционального интеллекта выступает как предпосылка успешности в социальной сфере. Долгое время проблема развития эмоционального интеллекта детей занимала второстепенные позиции в общем списке актуальных проблем образования. Анализ обучающих программ, разработанных для различных детских образовательных учреждений, показывает, что в них основное внимание уделяется развитию когнитивной сферы. Это было обусловлено и социальным заказом, и значительной теоретико-методической обеспеченностью при внедрении подобного рода разработок. При этом целенаправленным развитием эмоциональной сферы, в том числе, эмоционального интеллекта, системно не занимались.

В дошкольном возрасте интенсивно развиваются познавательные процессы, на новый качественный уровень выходит межличностное общение. Этот период характеризуется процессом развития человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через выстраивание отношений со сверстниками в игре и продуктивной деятельности. И поэтому односторонность внимания педагогов, психологов, методистов, исследователей к развитию когнитивных процессов приводит к существенному ухудшению коммуникативного и личностного развития ребенка. Напротив, можно утверждать, что целенаправленное развитие эмоциональной сферы способствует развитию как личности в целом, так и ее способности к познавательной деятельности в частности.

Современные исследователи в качестве средств развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста предлагают различные технологии и методы: артпедагогику, музейную педагогику, театральную педагогику, литературную педагогику и др. Возможности этих направлений неформального образования очень широки, но основная их функция заключается в гармонизации эмоциональной сферы ребенка, его адаптации в современном мире через продуктивную творческую деятельность. Средствами развития эмоционального интеллекта здесь выступают различные виды искусства и литература, а педагоги — помощниками и проводниками детей.

Следует отметить, что развитием эмоционального интеллекта детей должны заниматься не только педагоги в дошкольных образовательных учреждениях, но и родители. К сожалению, далеко не всегда родители демонстрируют дома высокий уровень эмоциональной грамотности, что отражается на развитии эмоциональной сферы детей, и это достаточно серьезная проблема, которую необходимо решать. На наш взгляд, помощь родителям в поддержке развития эмоционального интеллекта их детей должны оказывать специальные психолого-педагогические службы. К сожалению, такие службы, если и функционируют в населенных пунктах, то они ориентированы в основном на работу с социально неблагополучными семьями. Однако, в помощи зачастую нуждаются и те семьи, которые по формальным признакам не относятся к неблагополучным, порой они не знают, куда обратиться со своими вопросами.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на познавательные процессы, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем. При этом эмоциональная грамотность взрослых и детей пока остается низкой, и эта проблема выходит в разряд первостепенных в российской психолого-педагогической науке.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта дошкольников

1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это большой и ответственный период психического развития детей. Современные ученые показывают, что в дошкольном детстве у ребенка стремительно развиваются все психические функции, но, в тоже время, происходит закладка общего фундамента когнитивных способностей.

В индивидуально-личностной сфере формируется сложная иерархическая структура мотивов и потребностей, эмоционально-волевое регулирование поведения, дифференцированная самооценка. Каждое звено в структуре механизма психологического развития дошкольников занимает особенное значение, нарушение функционирования может сказаться на всем будущем ходе развития детей.

Дошкольный период – это важный период с точки зрения генеза и формирования социальных форм нравственного поведения и психики, считается начальным этапом в становлении субъекта в практической и познавательной деятельности. Эмоционально-непосредственное отношение к окружающему миру переходит к отношениям, которые строятся на усвоении детьми нравственных правил и норм, что говорит о преимущественной ориентации на социальное окружение. В общении с взрослыми, дети усваивают нравственные понятия преимущественно в категориальной форме, а это процесс их формирования, однако и создает опасность их формального усвоения. Важно, чтобы дети научились применять их в отношении себя и других, что способствует формированию личностных свойств .

Дошкольный возраст – это сложный для детей период из-за больших перемен, которые происходят в физической и психической форме. Дети теряют детскую непосредственность поведения, внешне становятся старше. Психическое развитие детей в данный период обладает большим значением, происходит формирование новейших психологических механизмов поведения и деятельности, на что затрачивается намного больше энергии, нежели прежде.

В период дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности:

1. формируется устойчивая структура мотивов;

2. зарождаются иные социальные потребности (признание, уважение, желание быть лучшим и первым, быть как взрослый и выполнять соответствующие функции);

3. появляется опосредованный тип мотивации (зарождается основа произвольного поведения);

4. усвоение социальных ценностей (правил и норм поведения, формируется умение поступать не так, как «хочется», а так, как «надо»)

Дети становятся наименее понятными для окружающих. Причина потери детьми их наивности и прежней непосредственности кроется в дифференциации в сознании дошкольниками их внешнего и внутреннего мира, происходит расслоение в поведении .

Наивность и непосредственность детей выражается во внешнем отражении внутренних эмоций и желаний, поведение представляет схему: «захотел — сделал», что свидетельствует о том, что внешне дошкольники такие же, как и внутри, их поведение зеркально отражает их внутреннее состояние и довольно просто читается теми, кто их окружает.

При помощи включения в поведение дошкольника интеллектуального момента, осознанности осуществляется утрата наивности, непосредственности. В выборе манеры поведения и последующего действия отныне руководствуется иная схема: «захотел — осознал — сделал». Осознание приглушает эмоциональные выплески непосредственности, оно включается в каждую сферу жизни ребенка дошкольного возраста: осуществляется осознанное отношение к самому себе и своим поступкам, к окружающим и их поведению, собственного индивидуального опыта.

Одно из главных достижений ребенка дошкольного возраста заключается в осознании своего собственного «Я», формируется внутренняя социальная позиция. В данном возрасте дети способны осознать возможную необходимость изменить самих себя в хорошую сторону и осознанно стремиться к этому.

Отличительная особенность дошкольного возраста выделяется в осознании детьми собственного положения в обществе, расхождение между положением, занимаемое ими среди иных людей, и их действительными желаниями и возможностями. На данном этапе дети готовы и желают стать лучше, умнее, взрослее, отмечается отчаянное стремление к иной социально значимой деятельности.

Удовлетворение данной социальной потребности обладает большим значением для формирования личности ребенка. Итак, происходит осознание собственного места в социуме, формируется собственная социальная позиция, поэтому, стремление к исполнению конкретной социальной роли, которая соответствует новому статусу. Дети начинают интегрировать и осознавать собственные переживания, формируется устойчивая самооценка, отношение к поражениям и победам .

С осознанием собственного реального «Я» приходит стремление к своему усовершенствованию, то есть формируется представление об идеальном «Я», диктующееся представлениями, окружающих. Совпадение идеального и реального «Я» говорит об эмоциональном благополучии детей.

Еще одна особенность для дошкольников заключается в появлении рефлексии. Умение анализировать собственную деятельность и соотносить собственные имения, действия и переживания с оценками и мнением окружающих способствует модифицированию самооценки детей, она становится наиболее реальной.

Формирование самооценки детей зависит от успешного развития личности. Разумеется, микроклимат в семье занимает главное место в становлении личности, хорошего отношения с близкими родными очень нужны детям. Желание заслужить одобрение, похвалу со стороны родителей считается рычагом воспитания. Похвала может вызвать чувство гордости, со временем образуется притязание к признанию, самоуважение, а это один из самых важных человеческих потребностей. Период становления самоуважения и самооценки формируется на необходимости у детей получить высокую оценку собственных достижений в социуме, получить признание.

На протяжении дошкольного детства происходит формирование фундамента нравственности детей, со временем поведение становится наиболее осознанным, дисциплинированным, приобретают отчетливую форму нравственные представления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы