Курсовая с практикой на тему Развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта дошкольников 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста 5
1.2. Сущность и развитие эмоционального интеллекта дошкольников 9
Глава 2. Экспериментальное изучение развития эмоционального интеллекта у дошкольников 16
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 16
2.2. Описание системы работы по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников 25
2.3. Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики 33
Заключение 43
Список используемой литературы 46
Введение:
Актуальность работы. В последнее время проблема эмоционального интеллекта в детском возрасте приобрела особую актуальность. У детей плохо сформированы эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым. Также у детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему пониманию в процессе игры. У дошкольников недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
Степень разработанности темы исследования. Особенности формирования и развития эмоционального интеллекта у дошкольников отражены в исследованиях таких ученых, как Ю.А. Афонькина, Г.Г. Гарскова, А.О. Куракина, М.А. Нгуен, Е.А. Тупичкина, А.Ф. Яфальян и др.
Объект исследования – процесс развития эмоционального интеллекта.
Предмет исследования – дети дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить особенности развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
2. изучить сущность и развитие эмоционального интеллекта дошкольников;
3. провести опытно-экспериментальную работы по изучению развития эмоционального интеллекта у дошкольников
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, термин «эмоциональный интеллект» появился в отечественной науке в конце ХХ века. Автором фундаментального исследования феномена эмоционального интеллекта по праву считается американский журналист и психолог Дэниел Гоулман («Эмоциональный интеллект»), предложивший собственную модель эмоционального интеллекта, на которую ссылаются зарубежные и отечественные исследователи.
Данная модель включает в себя 5 компонентов: самопознание, саморегуляция, социальные навыки, эмпатия и мотивация. Априори, что социальная сфера, а именно, способность человека адаптироваться в современных условиях, вырабатывать социальные навыки, является приоритетной, поскольку способствует гармонизации собственных и чужих интересов. В этой связи представляется важным тезис о том, что «эмоциональная грамотность», подразумевающая умение использовать эмоциональный интеллект на собственное благо и благо общества, является важнейшим атрибутом современного человека.
Интерес общества к развитию эмоционального интеллекта как важнейшей составляющей социального интеллекта, обусловлен потребностью в людях, которые, развивая собственную деятельность, были бы способны стимулировать прогресс в этом обществе, так как именно эмоционально одаренная личность характеризуется высоким качеством и эффективностью межличностных отношений. В данном случае высокий уровень эмоционального интеллекта выступает как предпосылка успешности в социальной сфере. Долгое время проблема развития эмоционального интеллекта детей занимала второстепенные позиции в общем списке актуальных проблем образования. Анализ обучающих программ, разработанных для различных детских образовательных учреждений, показывает, что в них основное внимание уделяется развитию когнитивной сферы. Это было обусловлено и социальным заказом, и значительной теоретико-методической обеспеченностью при внедрении подобного рода разработок. При этом целенаправленным развитием эмоциональной сферы, в том числе, эмоционального интеллекта, системно не занимались.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются познавательные процессы, на новый качественный уровень выходит межличностное общение. Этот период характеризуется процессом развития человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через выстраивание отношений со сверстниками в игре и продуктивной деятельности. И поэтому односторонность внимания педагогов, психологов, методистов, исследователей к развитию когнитивных процессов приводит к существенному ухудшению коммуникативного и личностного развития ребенка. Напротив, можно утверждать, что целенаправленное развитие эмоциональной сферы способствует развитию как личности в целом, так и ее способности к познавательной деятельности в частности.
Современные исследователи в качестве средств развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста предлагают различные технологии и методы: артпедагогику, музейную педагогику, театральную педагогику, литературную педагогику и др. Возможности этих направлений неформального образования очень широки, но основная их функция заключается в гармонизации эмоциональной сферы ребенка, его адаптации в современном мире через продуктивную творческую деятельность. Средствами развития эмоционального интеллекта здесь выступают различные виды искусства и литература, а педагоги — помощниками и проводниками детей.
Следует отметить, что развитием эмоционального интеллекта детей должны заниматься не только педагоги в дошкольных образовательных учреждениях, но и родители. К сожалению, далеко не всегда родители демонстрируют дома высокий уровень эмоциональной грамотности, что отражается на развитии эмоциональной сферы детей, и это достаточно серьезная проблема, которую необходимо решать. На наш взгляд, помощь родителям в поддержке развития эмоционального интеллекта их детей должны оказывать специальные психолого-педагогические службы. К сожалению, такие службы, если и функционируют в населенных пунктах, то они ориентированы в основном на работу с социально неблагополучными семьями. Однако, в помощи зачастую нуждаются и те семьи, которые по формальным признакам не относятся к неблагополучным, порой они не знают, куда обратиться со своими вопросами.
Таким образом, развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на познавательные процессы, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем. При этом эмоциональная грамотность взрослых и детей пока остается низкой, и эта проблема выходит в разряд первостепенных в российской психолого-педагогической науке.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта дошкольников
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это большой и ответственный период психического развития детей. Современные ученые показывают, что в дошкольном детстве у ребенка стремительно развиваются все психические функции, но, в тоже время, происходит закладка общего фундамента когнитивных способностей.
В индивидуально-личностной сфере формируется сложная иерархическая структура мотивов и потребностей, эмоционально-волевое регулирование поведения, дифференцированная самооценка. Каждое звено в структуре механизма психологического развития дошкольников занимает особенное значение, нарушение функционирования может сказаться на всем будущем ходе развития детей.
Дошкольный период – это важный период с точки зрения генеза и формирования социальных форм нравственного поведения и психики, считается начальным этапом в становлении субъекта в практической и познавательной деятельности. Эмоционально-непосредственное отношение к окружающему миру переходит к отношениям, которые строятся на усвоении детьми нравственных правил и норм, что говорит о преимущественной ориентации на социальное окружение. В общении с взрослыми, дети усваивают нравственные понятия преимущественно в категориальной форме, а это процесс их формирования, однако и создает опасность их формального усвоения. Важно, чтобы дети научились применять их в отношении себя и других, что способствует формированию личностных свойств .
Дошкольный возраст – это сложный для детей период из-за больших перемен, которые происходят в физической и психической форме. Дети теряют детскую непосредственность поведения, внешне становятся старше. Психическое развитие детей в данный период обладает большим значением, происходит формирование новейших психологических механизмов поведения и деятельности, на что затрачивается намного больше энергии, нежели прежде.
В период дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности:
1. формируется устойчивая структура мотивов;
2. зарождаются иные социальные потребности (признание, уважение, желание быть лучшим и первым, быть как взрослый и выполнять соответствующие функции);
3. появляется опосредованный тип мотивации (зарождается основа произвольного поведения);
4. усвоение социальных ценностей (правил и норм поведения, формируется умение поступать не так, как «хочется», а так, как «надо»)
Дети становятся наименее понятными для окружающих. Причина потери детьми их наивности и прежней непосредственности кроется в дифференциации в сознании дошкольниками их внешнего и внутреннего мира, происходит расслоение в поведении .
Наивность и непосредственность детей выражается во внешнем отражении внутренних эмоций и желаний, поведение представляет схему: «захотел — сделал», что свидетельствует о том, что внешне дошкольники такие же, как и внутри, их поведение зеркально отражает их внутреннее состояние и довольно просто читается теми, кто их окружает.
При помощи включения в поведение дошкольника интеллектуального момента, осознанности осуществляется утрата наивности, непосредственности. В выборе манеры поведения и последующего действия отныне руководствуется иная схема: «захотел — осознал — сделал». Осознание приглушает эмоциональные выплески непосредственности, оно включается в каждую сферу жизни ребенка дошкольного возраста: осуществляется осознанное отношение к самому себе и своим поступкам, к окружающим и их поведению, собственного индивидуального опыта.
Одно из главных достижений ребенка дошкольного возраста заключается в осознании своего собственного «Я», формируется внутренняя социальная позиция. В данном возрасте дети способны осознать возможную необходимость изменить самих себя в хорошую сторону и осознанно стремиться к этому.
Отличительная особенность дошкольного возраста выделяется в осознании детьми собственного положения в обществе, расхождение между положением, занимаемое ими среди иных людей, и их действительными желаниями и возможностями. На данном этапе дети готовы и желают стать лучше, умнее, взрослее, отмечается отчаянное стремление к иной социально значимой деятельности.
Удовлетворение данной социальной потребности обладает большим значением для формирования личности ребенка. Итак, происходит осознание собственного места в социуме, формируется собственная социальная позиция, поэтому, стремление к исполнению конкретной социальной роли, которая соответствует новому статусу. Дети начинают интегрировать и осознавать собственные переживания, формируется устойчивая самооценка, отношение к поражениям и победам .
С осознанием собственного реального «Я» приходит стремление к своему усовершенствованию, то есть формируется представление об идеальном «Я», диктующееся представлениями, окружающих. Совпадение идеального и реального «Я» говорит об эмоциональном благополучии детей.
Еще одна особенность для дошкольников заключается в появлении рефлексии. Умение анализировать собственную деятельность и соотносить собственные имения, действия и переживания с оценками и мнением окружающих способствует модифицированию самооценки детей, она становится наиболее реальной.
Формирование самооценки детей зависит от успешного развития личности. Разумеется, микроклимат в семье занимает главное место в становлении личности, хорошего отношения с близкими родными очень нужны детям. Желание заслужить одобрение, похвалу со стороны родителей считается рычагом воспитания. Похвала может вызвать чувство гордости, со временем образуется притязание к признанию, самоуважение, а это один из самых важных человеческих потребностей. Период становления самоуважения и самооценки формируется на необходимости у детей получить высокую оценку собственных достижений в социуме, получить признание.
На протяжении дошкольного детства происходит формирование фундамента нравственности детей, со временем поведение становится наиболее осознанным, дисциплинированным, приобретают отчетливую форму нравственные представления.