Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
проблемы развития эмоций у детей дошкольного возраста в театрализованной игре. 6

1.1. Подходы отечественных и
зарубежных исследователей к проблеме развития эмоций у детей дошкольного
возраста. 6

1.2. Развитие эмоций детей
дошкольного возраста. 9

1.3. Развитие эмоций
средствами театрализованной игры у детей старшего дошкольного возраста. 13

Глава 2. Эмпирическое
исследование  особенностей развития
эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.. 18

2.1 Обоснование цели, задач и
методов исследования. 18

2.2 Выявление уровня развития
эмоций у детей старшего дошкольного возраста  20

2.3 Комплекс  театрализованных игр, направленных на
развитие эмоций детей старшего дошкольного возраста. 23

Заключение. 31

Библиографический список. 33

Приложение  36

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что
личность ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той,
которая является ведущей на каждом возрастном этапе, определяет его интересы,
отношение к действительности, особенности взаимоотношений с другими людьми. В
дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Эта деятельность
спонтанна, спонтанна и неожиданна. Это дает отдых и освобождение от умственного
напряжения, благодаря доставляемому удовольствию.

В игре, в частности театральной, ребенок не только
получает информацию об окружающем его мире, законах общества, о красоте
человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить собственные отношения.
Для этого необходима творческая активность личности (внимание, воображение,
логика, эмоциональная память, хорошо развитая речь, мимика). В то же время
важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать
действительность и реагировать на нее.

В театральной игре проявляются и формируются все
стороны психической жизни ребенка.

Театральная деятельность в детском саду-это хорошая
возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую
направленность личности. Дети учатся замечать интересные идеи в окружающем
мире, воплощать их, создавать собственный художественный образ персонажа, у них
развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть
необычные моменты в обыденном. В педагогической литературе театральная игра
также рассматривается как средство эмоционального развития детей.

Многими авторами, изучавшими феномен детских эмоций
(Г. Денисова, А. Осипова, Л. Лебедева, А. Тащёва, С. Гриднева, В.С. Мухина,
А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук, И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова) указано, что
именно театрализованные игры является самым эффективным средством их развития.

На основании вышесказанного можно обозначить проблему
исследования: каковы особенности влияния театрализованных игр на эмоциональное
развитие старших дошкольников?

Цель
исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить
эффективность использования 
театрализованной игры как средства развития эмоций у детей старшего
дошкольного возраста.

Объект
исследования: развитие эмоций у детей дошкольного возраста.

Предмет
исследования:  развитие эмоций у детей
дошкольного возраста в театрализованной игре.

Гипотеза
исследования: Театрализованная игра будет эффективным средством развития эмоций
у детей старшего дошкольного возраста при следующих педагогических условиях,
если:


педагог осуществляет подбор художественных произведений, в содержание которых
входит спектр различных эмоциональных проявлений персонажей;


педагог осуществляет с детьми предварительный анализ эмоциональных проявлений
героев произведений.

Задачи
исследования:

1.
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.
Раскрыть сущность  развития эмоций у
детей дошкольного возраст;

3.
Описать возможности  использования
театрализованной игры как средства развития эмоций;

4.
Эмпирическим путем изучить развитие эмоций у детей старшего дошкольного
возраста в театрализованной игре;

5.  Разработать и апробировать комплекса игр,
направленных на развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическая
основа исследования:

— теория эмоционального развития детей (И.А.Сикорский, Л.И.Божович,

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

эмоциональной
сфере, обусловленных ее усложнением и обогащением. В старшем дошкольном
возрасте эмоциональные процессы становятся более сбалансированными. Эмоции,
связанные с презентацией, позволяют предвидеть результаты действий ребенка,
удовлетворение его желаний.

Также
было установлено, что театральная деятельность оказывает положительное влияние
на развитие эмоциональной сферы дошкольников как ведущая и наиболее интересная
деятельность в этом возрасте.

Театральные
игры ближе и понятнее других игр для дошкольников с их фантазиями, сказочностью
и красочностью, волшебством и эмоциональностью. Именно театрализованные игры
помогают детям эмоционально раскрыться в большей степени в дошкольном детстве,
пережить определенные ситуации опосредованно, с помощью сказочных персонажей.
Для ребенка важен сам процесс игры, а не результат. Он воспроизводит прошлый
опыт, растворяя его в новом восприятии и новом поведении. Точно так же он
пытается решить свои проблемы и внутренние конфликты, избавиться от трудностей
или смущения.

Театрализованные
игры могут помочь закрепить положительные эмоции, переключиться с отрицательных
эмоций детей на положительные эмоции радости, спокойствия, умиротворения,
удивления. То есть театрализованные игры могут помочь в коррекции эмоциональной
сферы дошкольников.

С
учетом полученных теоретических знаний была организована и проведена
экспериментальная и практическая работа по развитию эмоциональной сферы у
дошкольников.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Результаты
диагностического обследования показали, что только 10 детей имели высокие
показатели, а остальные дошкольники имели недостаточный уровень эмоционального
развития (наибольшие трудности возникали с выражением эмоций удивления и
безразличия, с определением

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
проблемы развития эмоций у детей дошкольного возраста в театрализованной игре 1.1. Подходы отечественных и
зарубежных исследователей к проблеме развития эмоций у детей дошкольного
возраста Интерес к
изучению эмоциональной жизни человека имеет давнюю историю. Систематические
обзоры экспериментального изучения эмоций представлены в работах М. Б.
Арнольда, В. Вундта, Дж. А. Гассона, У. Джеймса, К. Изарда, Э. Клапареда, Г.
Ланге, Р. У. Липера, У. Макдугалла, Т. Рибо, Б. Спинозы и др., а также
отечественных авторов: П. К. Анохина, В. К. Вилюнаса, Л. С. Выготского, Б. И.
Додонова, Е. П. Ильина, А. Ф. Лазурского, А. Н.Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П.
В. Симонова и др. П. М. Якобсон и др.

Тем не
менее проблема эмоций остается одной из самых сложных и запутанных в
современной психологической науке.

Термин «эмоция»
происходит от латинского-возбуждать, возбуждать. В» Психологическом словаре»
эмоция трактуется как психическое отражение в форме непосредственного
предвзятого переживания смысла того или иного жизненного явления или ситуации,
обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Таким
образом, словарь устанавливает понимание эмоций как одного из видов психических
процессов, отражающих субъективное отношение человека к происходящему, то есть
эмоции в узком смысле.

Для
обозначения всех известных процессов, связанных с переживаниями, до сих пор не
выработана единая терминология. Совокупность всех видов переживаний
обозначается авторами как эмоции в широком смысле (Р. С. Немов, Б. И. Додонов),
чувства в широком смысле (А. В. Петровский), аффекты в широком смысле.
Соответственно, совокупность психических процессов обозначается как
эмоциональная сфера или аффективная сфера психики. Отсутствие единой
терминологии показывает, что сегодня изучение эмоциональной сферы человека
далеко не завершено. Однако отношение к этой сфере человеческой психики в
процессе формирования научного знания было неоднозначным.

П. К.
Анохин определяет эмоцию как «физиологическое состояние организма, имеющее ярко
выраженную субъективную окраску и охватывающее все виды чувств и переживаний
человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и
социального восприятия жизни». Эмоции охватывают весь организм, они придают
состоянию человека определенный тип переживания. П. К. Анохин представляет
эмоциональные реакции как адаптивный акт, имеющий целостную физиологическую
архитектуру [12].

Социальная
природа эмоциональных процессов и процесс их развития рассматривались также в
работах Т. Рибо. Ученый считает, что первой эмоцией во времени является страх.
За защитной эмоцией следует наступательная, в форме гнева. Затем возникает
эмоция нежной природы (привязанность). Тогда есть эмоции, связанные с
личностью, с «Я». Последняя в хронологическом порядке — сексуальная эмоция. В
высших областях науки, искусства, религии и морали эмоция достигает своей
последней точки развития [27].

Важным шагом на пути изучения эмоциональных
процессов стало понимание их как психического явления, связанного не только с
реакциями организма, но и с личностными свойствами. По мнению К. Э. Изарда,
эмоции рассматриваются не только как основная мотивирующая система, но и как личностные
процессы, придающие смысл и смысл

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы