Менеджмент образования Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Развитие духовной культуры личности современного школьника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Концепция духовной культуры личности и общества в современной науке 6
1.2 Значение ценностей и ценностных ориентаций в развитии духовной культуры личности современного школьника 11
1.3 Основные аспекты нравственного воспитания и развития в совершенствовании духовной культуры современных школьников 17
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 22
СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.3 Рекомендации по развитию духовной культуры личности современного школьника 35
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Приложение 43

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования: В условиях современной реальности нашей страны для ребенка любого возраста важен контакт с родителями и близкими, так как именно от них он получает первые впечатления и знания. В отношении духовной культуры дело обстоит аналогичным образом, знание о мире, его прелестях, знания о человеке как о фигуре духовности и эстетизма также закладывается в раннем возрасте и часто приходит именно от родителей, не смотря на активную деятельность педагогов. Так, активность родителей, учителя и иного окружения являются первоначальным этапом развития в его дальнейшей жизни.
Система образования в настоящее время ориентирована на подход к каждому ребенку как к развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Как указывается в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, основными приоритетами государственной политики в области воспитания являются: формирование у детей и подростков высокого уровня духовно-нравственного развития, становление внутренней позиции личности по отношению к окружающей общественной действительности; развитие устойчивой системы морально-нравственных и смысловых личностных установок.
Таким образом, указанными выше положениями определяется актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: управление образовательным процессом.
Предмет исследования: создание условий по развитию духовной культуры личности подростка в современной школе.
Цель исследования: проанализировать особенности формирования духовной культуры у учащихся современной образовательной организации.
В связи с поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать концепцию духовной культуры личности и общества в современной науке.
2. Определить значение ценностей и ценностных ориентаций в развитии духовной культуры личности современного школьника.
3. Охарактеризовать Основные аспекты нравственного воспитания и развития в совершенствовании духовной культуры современных школьников.
4. Определить основные цели и процедуру исследования особенностей развития духовной культуры старшеклассников.
5. Провести анализ результатов исследования.
6. Сформулировать рекомендации по развитию духовной культуры личности современного школьника.
Теоретико-методологическая основа работы: Исследования проблематики формирования и развития духовно-нравственного поведения представляются одной из ведущих в научных работах многих педагогов и психологов.
Гипотеза исследования: духовная культура будет формироваться у старшеклассников при реализации специально разработанной программы, учитывающей индивидуально-психологические особенности и характер педагогической деятельности.
В настоящем исследовании были использованы следующие методы:
1. Теоретические (анализ литературы по проблематике исследования).
2. Эмпирические (психодиагностические методики, количественно-качественный анализ).
База исследования: в исследовании приняло участие 35 подростков в возрасте 12-14 лет, ГБОУ СОШ 411 города Санкт-Петербург.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в практической разработке и апробации психолого-педагогических условий формирования духовной культуры и нравственного поведения у старшеклассников.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Существенные и масштабные по своему размаху и влиянию социально-экономические преобразования, которые происходят в современном социуме, заставляют размышлять о будущем нашей страны, о подрастающем поколении как авангардной части нашей родины. Сейчас в некоторой степени можно констатировать, что, к сожалению, смяты морально-нравственные ценности и ориентиры, а также то, что у подрастающего поколения возможно наблюдать определенную бездуховность, апатию, равнодушие и порой агрессивность.
Данные факты могут быть детерминированы следующими основными причинами:
1) в современной реальности индивид живет и развивается, окруженный огромным числом различных источников сильнейшего морального воздействия на него как позитивного, так и отрицательного плана;
2) само по себе образование совсем не гарантирует современному подростку достойного уровня духовно-нравственного формирования и развития, т.к. воспитанность представляет собой личностное качество, которое определяет в каждодневном поведении субъекта его ведущее отношение к окружающим его людям на основе чувств уважения, доброжелательности, эмпатии и сострадания к каждому человеку.
В связи с рассмотренными выше факторами значительно увеличивается роль гуманистических морально-нравственных воспитательных систем и концепций, которые характеризуются индивидуально-личностным подходом в развитии и воспитании, природо-способностью и национальным своеобразием, которые диктуют некоторый пересмотр основного статуса образовательной организации, а также различных аспектов ее работы в контексте проблематики развития духовной культуры современных школьников.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Концепция духовной культуры личности и общества
в современной науке

Прежде всего при анализе концепции духовной культуры личности и общества в современной науке целесообразно обратить внимание на то, что в общем аспекте понимания сама духовная культура представлена на двух уровнях [20]:
1) индивидуальном;
2) социальном.
На первом уровне речь идет о духовной культуре личности, на втором – о духовной культуре всего общества как системы [13].
Представляется целесообразным раскрыть такие понятия как «духовность», «культура», «личность», «развитие».
Духовность – это наивысший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности [11].
Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) — многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах. Духовная культура личности представляет собой определенный уровень чувственно-интеллектуальных сил, способностей и навыков конкретного индивида, определяющий его жизнедеятельность и специфику духовного вкуса и идеала [13].
При характеристике духовной культуры личности учитываются такие ее составляющие, как идеал, потребности, предпочтения, совокупность и разнообразие морально-нравственных представлений и переживаний.
Личность – понятие, выработанное для отображения общественной сути человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать либо индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, либо устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности [19]. Развитие представляет собой тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому [16].
Самым главным критерием (ядром) духовной культуры личности, ее сущностью и проявлением является морально-нравственная ценность. Духовный вкус является специфической способностью человека, необходимой для реализации своего духовного опыта, которая проявляется в возможности выявлять для себя прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д., оценивать морально-нравственную значимость произведений искусства и других культурных артефактов, а также предметов реального природного окружения [10].
Духовная культура общества представляет собой определенный уровень господствующих в данном обществе моральных взглядов и представлений людей о мире с нравственных позиций, а также совокупность ценностей и средств, способов и форм их производства, сохранения, распространения и потребления. Духовная культура общества имеет свою структуру, элементами которой можно считать культуру человечества, культуру общества, морально-нравственную культуру социальной группы [6].
В каждом отдельном случае она проявляется в особенностях сознания людей, в разнообразии форм их деятельности, в специфике общения и взаимодействия друг с другом, т. е. в сфере межчеловеческих отношений. Самым главным критерием духовной культуры общества, ее сущностью и проявлением является морально-нравственный идеал, который в культуре реализуется в конкретных ценностях. Изменение идеала, господствующего в обществе, приводит к смене морально-нравственных ценностей. Духовная культура проявляется также в художественной культуре общества и ее достижениях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы