Курсовая с практикой на тему Развитие диалогической речи у школьников с алалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ.. 5
1.1 Общая характеристика алалии, как
проблемы формирования диалогической речи. 5
1.2 Причины возникновения алалии. 7
1.3 Методы логопедической работы при
моторной алалии. 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ-АЛАЛИКОВ.. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
Актуальность проблемы
исследования обусловлена потребностью общества в гармонически развитой
личности, способной свободно общаться. Для этого необходима реализация
многообразных функций речи в жизни ребенка, среди которых основной и
первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть
средством общения в диалоге. Диалог – это подготовленный или неподготовленный
разговор собеседников, для которого характерны простые, часто неполные
предложения, своеобразный порядок слов. В диалоге широко используются
внеязыковые факторы: мимика, жесты, общая ситуация, эмоциональный настрой,
которые вместе с репликами создают дополнительные условия для продолжения
диалога.
Диалогическая форма речи
и непосредственно мотивация к диалогу является грубо нарушенной при алалии —
одной из сложнейших речевых патологий, которая затрагивает речевую деятельность
и значительно сказывается на развитии личности ребенка, что может привести к
нарушению социальной адаптации. Актуальность также подтверждается интересом к
данной проблеме ученых из различных областей науки: психолингвистики — А.А
Леонтьева, А.Р. Лурия; логопедии — В.А. Ковшикова, В.К. Воробьевой, однако
данных о состоянии и оптимизации развития мотивации к диалогу и собственно
диалогической речи, на данный момент явно недостаточно. Соответственно, этот
вопрос остается открытым для обсуждения на сегодняшний день.
Целью исследования
являлось изучение состояния проблемы формирования диалогической стороны речи у
школьников с моторной алалией.
В рамках работы были определены
следующие задачи: путем анализа литературных источников выявить
психолого-педагогические и особенности формирования диалогической речи у
школьников с моторной алалией; проанализировать диагностические логопедические
методики, предложить методику логопедического изучения диалогической формы речи
у школьников с моторной алалией и опытно-экспериментальным путем выявить
уровень ее развития у детей с данной формой патологии; предложить содержание
работы по формированию диалогической речи у школьников с моторной алалией и
представить ее результаты.
Объект исследования –
диалогическая речь и пути ее формирования.
Предмет исследования –
процесс формирования диалогической формы речи у школьников с моторной алалией.
Методы исследования –
библиографический, аналитико-синтетический, наблюдение, беседа, анализ
продуктов деятельности, педагогический эксперимент, обобщение независимых
характеристик.
Методологической основой
исследования являются – психолингвистические исследования о структуре речевой
деятельности, процессе порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева, А.Н.
Леонтьева, М.Р. Львова, принципы Р.Е. Левиной о связи речи с другими сторонами
психического развития, положение о генезисе, структуре и функциях общения Л.С.
Выготского, И.А. Зимней, В.С. Мухиной, принцип системности, онтогенетический и
патогенетический принципы.
Практическая значимость
нашей работы заключается в том, что материалы исследования могут быть
использованы учителями-логопедами воспитателями, психологами, родителями при
планировании и проведении коррекционно-развивающей работы по формированию
диалогической формы речи у школьников с моторной алалией.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой
литературы.
Заключение:
Представленный в работе
материал показывает, что алиал представляет собой очень сложное расстройство
речевой деятельности. Его сложность объясняется не только множественностью,
разнообразием и взаимодействием речевых нарушений, но и неоднозначностью взаимоотношений
между неязыковыми и речевыми нарушениями.
Есть основания
рассматривать аллалию как языковое расстройство, характеризующееся деформацией
структурно-функциональной стороны языка и не находящееся в
причинно-следственной зависимости от нарушения внеязыковых форм деятельности. В
соответствии с таким пониманием союза логопедическая работа с детьми должна
быть направлена главным образом на формирование языкового механизма.
Алалией принято называть
полное или частичное отсутствие речи у детей с хорошим физическим слухом
вследствие недостаточного развития или поражения речевых зон в левом полушарии
головного мозга, произошедшее во внутриутробный или ранний период развития
ребенка.
В дальнейшем при
овладении речью у таких детей будут выявляться определенные трудности:
накопление словарного запаса идет очень медленно, фразы образуются с трудом,
неправильно. В словах встречаются перестановки, сокращения и различные замены
одного звука на другой.
Различают две основные
формы аллалии: моторную (недостаточное развитие активной речи) и сенсорную
(недостаточное развитие понимания речи).
Дети-алалики нуждаются в
постоянных систематических занятиях по развитию речи под руководством логопеда.
На логопедических
занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, ведется работа по
совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их речи. Работа строится
индивидуально в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка.
Работа по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию
связной речи может быть организована и в быту, в процессе формирования
культурно-гигиенических навыков, где взрослые имеют возможность многократно
называть различные задания, которые выполняет ребенок, и предметы. он
использует.
Для того чтобы ребенок
усвоил определенный словарный запас, простой в произношении и часто
употребляемый (названия игрушек, одежды, блюд, фруктов, овощей и т. д.),
необходимо уделять им больше внимания при просмотре картинок, соотв. как на
прогулке, всегда называть предметы, с которыми мы сталкиваемся. Если ребенок
отказывается повторять слово за взрослым, не требуйте от него ответа в данный
момент. В дальнейшем это слово должно многократно использоваться в разных
вариантах. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово. Каждое
проявление его речевой активности должно поддерживаться взрослыми.
Когда ребенок произносит
определенное количество слов (20-30), в том числе слова, обозначающие действия,
можно научить его использовать слитную речь. Так постепенно словарный запас
ребенка увеличивается, появляется фразовая речь.
Речево-развивающая работа
проходит в тесном контакте родителей с логопедом и психоневрологом, которые
лечат ребенка, без такого контакта невозможен правильный подход к малышу.
В заключение отметим, что
благодаря занятиям увеличивается словарный запас, улучшается фразовая речь, но
ребенок-алалик будет постоянно отставать от своих сверстников в развитии речи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У
ШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 1.1 Общая
характеристика алалии, как проблемы формирования диалогической речи
Всякий процесс или
явление, непосредственно изучаемое или исследуемое, имеет свои положительные и
наиболее характерные, типичные черты, отличающие тот или иной процесс или
явление от себе подобных.
При определении алалии,
основываясь на работе В.А. Ковшилова [24], можно основываться на разделении
всех речевых нарушений на 4 большие группы, а именно:
• группа автомобильных
расстройств /при которых в первую очередь нарушается восприятие или
артикуляция/;
• группа психических
расстройств /при которых дезорганизованы различные компоненты речевого
процесса/;
• к группе смысловых
/смысловых/ расстройств /при которых нарушается смысловая сторона речи/;
• группа языковых
расстройств /при которых нарушается структурно-функциональная сторона языка —
фонематические, грамматические и лексические операции в процессе нарушения
речи/.
Принимая во внимание это
и другие условия, мы можем дать следующее определение интересующей нас
патологии речевой деятельности.
Алалия — отсутствие или
недостаточное развитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры
головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развитого ребенка [2].
Считается, что у
большинства детей с алкалинами на ранних стадиях развития часто наблюдаются
значительные, но множественные поражения обоих полушарий головного мозга.
Механизм алалии плохо
изучен. При изучении псевдонима существуют разные точки зрения. У некоторых
ученых есть неисправность. Языковой механизм связан с патологией моторики,
другие — с патологией одних сторон психической деятельности, третьи — с
избирательной недостаточностью овладения языком как особой знаковой системой.
Но, несмотря на такие расхождения, руководители сходятся во мнении, что в
основе расстройства языкового механизма лежит органическая недостаточность
мозга.
В ходе своего развития алалии
претерпевает ряд количественных и качественных изменений. Дети, усвоившие
относительно простые языковые единицы и правила их действия, долгое время
испытывали трудности с усвоением сложных единиц и правил. Я могу говорить
устно, я не могу говорить в течение длительного времени.
Для определения алалии
необходимы следующие критерии [13]:
1. Задержка в скорости
овладения нормальным языком.
1. Патологическое
развитие речи.
3. Наличие на
определенных этапах онтогенеза в разной степени выраженности нарушений всех
подсистем языка.
4. Сохранение слуха.
5. Удовлетворительное для
определенного возраста понимание изучаемой речи.
Для описания псевдонима
используется большое количество различных терминов, что отражает разные
представления о нем и недостаточное знание его этиологии, механизма и динамики.
Наиболее распространены термины «идиопатическая алалия», «слуховой мутизм»,
«афазия развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи»,
«нарушение овладения языком», «речевая неспособность». Примеры редко
употребляемых и малоинформативных терминов: «немые», «не говорящие дети», «дети
с тяжелыми/глубокими/речевыми нарушениями», Эти термины имеют расплывчатое
значение и могут быть отнесены ко многим принципиально различным формам речевых
нарушений [5].
По этой причине, что
многие авторы по-разному определяют границы алалии. рассматривать разные
варианты развития языка как псевдоним /, в последнее время нет убедительных
данных о его распространении. Однако имеющиеся данные очень ограничены и
противоречивы.
Также было обнаружено,
что щелочи чаще встречаются у мужчин с соотношением частот 2: 1.
Согласно клиническим
наблюдениям, проведенным многими исследователями, она оказалась гораздо более
распространенной по сравнению с импрессивной/сенсорной/экспрессивной алалией.
Представленные результаты
исследований и экспериментальные данные подтверждают следующие основные
суждения об алалии [10]:
1. Алалия – это системное
отсутствие речи, при котором нарушаются все компоненты речи:
фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.
2. Для детей с алалией
характерно не только запаздывание в развитии механизма выразительной речи, но
особенно патологическое его развитие.
3. Нарушение механизма
выразительной речи характеризуется дезорганизацией всех языковых систем и
языковой системы в целом.