Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Развитие диалогических умений у детей старшего дошкольного посредством сюжетно-ролевой игры.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития диалогических умений
посредством сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. 5

1.1. Развитие диалогических умений как педагогическая проблема. 5

1.2. Сюжетно-ролевая игра в ДОО.. 8

1.3. Особенности проведения сюжетно-ролевых игр, как средство развития
диалогических умений. 13

Вывод по первой главе. 20

Глава 2. Опытно-исследовательская работа по развитию диалогических умений
посредством сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. 22

2.1. Диагностика уровня сформированности диалогических умений у старшего
дошкольного возраста. 22

2.2. Содержание работы по развитию диалогических умений посредством
сюжетно-ролевых игр. 27

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 32

  

Введение:

 

Актуальность
проблемы формирования диалогических умений у старших
дошкольников обусловлена, прежде всего, социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в диалогическом
умении старших дошкольников реализуется
основная, коммуникативная, функция языка и
речи. В соответствии с ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное
развитие дошкольников направлено на усвоение коммуникативных учений, в том
числе диалогических. Современная социокультурная среда, ее такие факторы, как
трансформация системы ценностей и моделей поведения, культ потребительства,
глубокое социальное и экономическое неравенство и др., не способствуют
формированию у детей нравственных ценностных ориентаций и качеств личности.
Педагоги и психологи отмечают, что современные дошкольники с трудом усваивают
нравственные нормы и модели поведения, они эгоистичны и капризны, негативно
реагируют на оценку окружающих, многие не проявляют интереса к совместной
деятельности со сверстниками, у детей не сформированы игровые умения, они не
могут продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Цель исследования: изучить возможности развития
диалогических умений у детей старшего дошкольного посредством сюжетно-ролевой
игры.

Объект исследования: развитие
диалогических умений у детей старшего дошкольного.

Предмет исследования: процесс развития
диалогических умений у детей старшего дошкольного посредством сюжетно-ролевой
игры.

Задачи исследования:

1. Изучить развитие диалогических умений как
педагогическая проблема

2. Проанализировать сюжетно-ролевую игру в ДОО

3. Изучить особенности проведения сюжетно-ролевых игр,
как средство развития диалогических умений

4. Провести диагностику уровня сформированности
диалогических умений у старшего дошкольного возраста

5. Изучить содержание работы по развитию диалогических
умений посредством сюжетно-ролевых игр.

Теоретико-методологическая основа
исследования:

 — общенаучные принципы
системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС дошкольного
образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);


аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г.
Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган и др.);

 —
концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э.
Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);

— положения концепции о закономерностях и
сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В.
Давыдов и др.);

— культурно-историческая теория, теория игры как ведущей деятельности в
дошкольном возрасте (Н.П. Аникеева, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
Д.В. Менджерицкая, С.А.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сформированные умения пользоваться навыками вести диалог – дадут возможность ребенку
наиболее легко и свободно строить
коммуникации как со взрослыми, так и со сверстниками.

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми
в целях воспитания дошкольников, обучения
их различным действиям с предметами, способами и
средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики,
от которых впоследствии будут
зависеть его учебной и трудовой деятельности,
его отношения к людям.

Возможности сюжетно-ролевой игры, как
средства развития диалогической речи — это умение вступать в общение,
поддерживать и завершать его, говорить выразительно, в нормальном темпе,
пользоваться интонацией диалога, умение вести диалог между воспитателем и
ребенком, между детьми, умение быть доброжелательным и корректным собеседником.

Анализируя результаты диагностики, можно сделать вывод о том, показатель «умение
задавать вопросы, различные
по содержанию» сформирован на допустимом уровне (12 детей
– 48%), также дети справлялись с заданиями
связанными с умением
придерживаться темы разговора
(допустимый уровень у 12 детей – 48%, 4% – оптимальный уровень). По итогам можно сказать,
что дети нуждаются
в помощи педагога.

Сюжетно —
ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной
степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых
навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых
ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для
овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного
общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ
проблемы развития диалогических умений посредством сюжетно-ролевой игры у детей
старшего дошкольного возраста

1.1. Развитие диалогических умений
как педагогическая проблема

В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие диалогического общения является
одной из актуальных задач личностного
развития дошкольника. Данное направление педагогического взаимодействия происходит в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

В рамках социально-коммуникативного и речевого развития диалог выступает как основная форма общения.
Такое общение характеризуется несогласованной
речевой активностью детей. Здесь не преследуется задача обмена сложной интеллектуальной информацией, координации
совместных действий или достижения общего
результата. Прежде всего,
удовлетворяется потребность в установлении социального контакта и эмоциональной связи со сверстниками.

Однако в образовательной практике ДОО характер
развития диалогической речи
у детей старшего
дошкольного возраста зачастую
имеет бессистемный характер.

В соответствии ФГОС ДО ведущей деятельностью детей 3-6(7) лет является игровая деятельность эта форма активности
ребенка, направленная не на результат,
а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от
реальной жизненной) позиции. Видами
деятельности в образовательном процессе являются
творческие игры; режиссёрские (на основе готового содержания предложенного взрослым; по мотивам
литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми); сюжетно-ролевые; игры драматизации; театрализованные может выступать одним из условий.

Диалогическая речь является
ярким проявлением коммуникативной функции языка. По мнению ученых – лингвистов, таких как А. В.
Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Н.
Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, М. М. Алексеева, диалог является первичной естественной
формой языкового общения.

К. Д. Ушинский, рассматривает диалогическую речь как процесс
непосредственного речевого общения,
характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами
двух или более лиц.

Е. И. Тихеева определяет диалогическую речь, как сложный
вид речевой деятельности, в которой каждая реплика носит контекстный характер.

Проанализировав приведенные выше определения понятия, «диалогическая
речь» мы пришли к выводу, что диалогическая речь – форма речи, при которой
происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя
или несколькими лицами.

Согласно этому, основная
задача деятельности по развитию диалогической речи нацелена на формирование умений,
необходимых для общения.
Отсюда следует, что диалогические умения представляют собой умение вступать в коммуникацию с одним и более собеседником в различных
коммуникативных ситуациях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы