Курсовая с практикой на тему Развитие детской одарённости в условиях начального общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития детской одаренности в условиях начального общего образования 6
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2 Содержательная характеристика понятия «одаренность» и ее проявления 10
1.3 Особенности развития детской одаренности в младшем школьном возрасте 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию детской одаренности в условиях начального общего образования 20
2.1 Диагностика уровня детской одаренности у младших школьников 20
2.2 Комплекс мероприятий по развитию детской одаренности в условиях начального общего образования 24
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение…………………………………………………………………………37
Введение:
Актуальность исследования. Осознание в обществе важности проблемы развития одаренности в детстве за последние четверть века постоянно возрастает. В 2012 году Президентом РФ была утверждена «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» и комплекс мер по ее осуществлению. Фактически это означает, что выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренности в детстве становится обязательной задачей любого общеобразовательного учреждения, требующей реализации единой научно обоснованной системы работы с одаренными детьми в массовой школе. Если говорить о статистике, то 20% детей в нашей стране можно отнести к числу одаренных, но в результате того, что они не получают необходимой поддержки для развития талантов, действительно одаренными после окончания школы остаются только 2-5%, т.е. в процессе развития и обучения страна теряет 90% потенциальных талантов.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема выделения понятия одаренности и ее критериев как проблема научного исследования волновала таких отечественных ученых как Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.И. Савенков, В.С. Юркевич и др.
В зарубежной науке этой проблемой занимались Х. Гарднер, П. Торренс, Д. Гилфорд, Дж. Рензулли и др.
Вместе с тем, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, в которых работа с одаренными детьми выделена в одно из направлений учебно-воспитательной работы, обусловила потребность анализа и пересмотра научно-методических источников по теме с целью оптимизации путей развития детской одаренности в условиях начального общего образования.
Цель: теоретически обосновать, составить и проверить эффективность комплекса мероприятий по развитию детской одаренности в условиях начального общего образования.
Объект: детская одаренность.
Предмет: развитие детской одаренности в условиях начального общего образования.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Привести содержательную характеристику понятия «одаренность» и ее проявления.
3. Уточнить особенности развития детской одаренности в младшем школьном возрасте.
4. Выполнить диагностику уровня детской одаренности у младших школьников.
5. Предложить и апробировать комплекс мероприятий по развитию детской одаренности в условиях начального общего образования.
6. Выполнить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза: предполагается, что реализация творческих проектов с учащимися начального звена будет способствовать развитию их одаренности при соблюдении следующих условий:
— учащиеся будут ознакомлены с методом проектов и основами ученического проектирования;
— будет разработан комплекс мероприятий по реализации творческого проекта.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения антропологического, личностно-ориентированного, системного и культурологического подходов.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— анализ опыта педагогической работы;
— тестирование;
— педагогический эксперимент;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе разработан и апробирован комплекс мероприятий по развитию детской одаренности в условиях начального общего образования, который может быть успешно использована в педагогическом процессе начальной школы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Одаренные люди являются драгоценным ресурсом нации. Прогресс цивилизации напрямую зависит от деятельности одаренных личностей. В настоящее время требуются существенно иные подходы, которые могут быть выработаны людьми, обладающими гибким и нестандартным мышлением, умением успешно ориентироваться в сложном калейдоскопе постоянных изменений. Система образования должна быть ориентирована на удовлетворение указанных потребностей общества, поэтому для выполнения курсового исследования была выбрана такая тема как: «Развитие детской одаренности в условиях начального общего образования».
В рамках выполнения курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило теоретически обосновать, составить и проверить эффективность комплекса мероприятий по развитию детской одаренности в условиях начального общего образования.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
— была приведена содержательная характеристика понятия «одаренность» и ее проявлений;
— были уточнены особенности развития детской одаренности в младшем школьном возрасте;
— была выполнена диагностика уровня детской одаренности у младших школьников;
— был предложен и апробирован комплекс мероприятий по развитию детской одаренности в условиях начального общего образования;
— было выполнено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что реализация творческих проектов с учащимися начального звена будет способствовать развитию их одаренности при соблюдении следующих условий:
— учащиеся будут ознакомлены с методом проектов и основами ученического проектирования;
— будет разработан комплекс мероприятий по реализации творческого проекта.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью выступает учебная – деятельность, которая напрямую ориентирована на овладение умениями и знаниями, которые были выработаны человечеством.
На этапе поступления в школу у детей еще не сформирована учебная деятельность, ее еще необходимо развить в виде учебных умений, наиболее значимо умение учится самостоятельно. Наибольшую сложность вызывает тот факт, что мотив, с которым дети приходят в первый класс, как правило, не имеет связи с содержанием осуществляемой в школе деятельности (познавательная мотивация).
Смысловая нагрузка учения – это получение умений, развитие их в навыки и присвоение знаний. В образовательном учреждении для младшего школьника создаются условия для полноценной реализации учебной деятельности, в рамках которой он, руководимый педагогом, обучается оперированию научными понятиями. При этом особенностью учебной деятельности является усвоение ребенком знаний, а не их произведение либо трансформация. В связи с этим в рамках учебной деятельности сам ученик является предметом изменений. Поэтому учебная деятельность является тем видом деятельности, который в состоянии сориентировать детского внимания на самом себе, базируясь при этом на рефлексии и самооценки полученных им умений и знаний [3].
Согласно точке зрения, высказанной Д.Б. Элькониным [29], нижеследующие компоненты образуют структуру учебной деятельности:
— учебная мотивация – это совокупность побуждений, которые понуждают детей устремляться к новым знаниям, а также осознано относится к учебному процессу;
— учебная задача – это совокупность знаний, которые ребенку возможность овладеть ведущим способом действий;
— учебное действие – это система действий, которые дают ребенку возможность освоить и решить учебную задачу (под учебными действиями следует понимать все специфические предметные действия, производимые детьми на уроке);
— действия контроля – это совокупность действий, которые дают ребенку возможность контролировать процесс решения учебной задачи;
— действия оценки – это система действий, которые предоставляющих ребенку возможность оценивать эффективность усвоения учебной задачи [29].
Первоначально учебная деятельность является совместной деятельностью учителя и ученика. Если проводить аналогию с усвоением ребенком предметных действий, то в ходе учебных действий необходимые знания находятся в руках учителя и он, помогая ребенку, передает ему в руки эти знания. Основным отличием учебных действий от предметных действий выступает идеальный характер оперируемых в учебе объектов, и тот факт, что учитель действует не руками, а при помощи интеллекта. Т.е. учебную деятельность можно сравнить с предметной деятельностью, но в учебной деятельности оперирование происходит на теоретическом и идеальном уровне. Помимо взаимодействия ребенка с учителем, обучение в школе дает младшему школьнику новый вид взаимодействия – взаимодействие с одноклассниками, которое развивается по двум направлениям – как межличностное общение и как учебное сотрудничество.
В младшем школьном возрасте у ребенка происходит функциональное совершенствование мозга, выраженное в развитии аналитико-синтетической функции коры головного мозга, что обеспечивает изменение соотношения процессов возбуждения и торможения – снижает возбуждение, позволяя торможению обеспечивать большую произвольность поведения. Однако, возбуждение в этом возрасте нередко все же преобладает, что делает младших школьников склонными к импульсивности и частой смене видов деятельности [8].
Новый вид деятельности, который занимает ребенка в младшем школьном возрасте – учебная деятельность – позволяет стимулировать развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Однако восприятие младших школьников еще характеризуется малой дифференцированностью. Также восприятие отличается тесной связью с действиями ребенка и высокой эмоциональностью.
Внимание как познавательный процесс также переживает изменение в младшем школьном возрасте. Так, внимание младшего школьника более произвольно и управляемо, чем внимание дошкольника. При этом для стимулирования произвольности внимания ребенок нуждается в так называемой близкой мотивации (пример близкой мотивации – оценка педагога, признание сверстников, гордость за собственное достижение и пр.).
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Так, роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания растет, а возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления развивается [23].
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения, т.е. воображения, позволяющего представлять или создавать образ в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д.