История России Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Развитие демократических культурно-досуговых учреждений в России во второй половине XIX — начале XX вв.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретические
основы изучения демократических культурно-досуговых учреждений в России во
второй половине XIX – начале XX вв. 5

1.1 История
культурно-досуговой деятельности в России во второй половине XIX – начале XX
вв. 5

1.2. Основные
источники изучения демократических культурно-досуговых учреждений в России во
второй половине XIX – начале XX вв. 9

2. Основные типы демократических
культурно-досуговых учреждений в России и их развитие во второй половине ХІХ –
начале ХХ веков. 12

2.1 Народные дома. 12

2.2. Библиотеки-читальни. 17

2.3. Клубы, как центры
культурно-досуговой деятельности. 23

Заключение. 27

Список литературы   28

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Культурный досуг в нашем обществе кроме образовательной
деятельности, неразрывно связан с бытовой, религиозной, торговой, социальной,
политической видами деятельности. Исследователи понятия досуга высказывали
разнообразные версии. Одни относят это понятие к свободному от работы
времяпрепровождению, как развлечения, личные хобби и занятия. Другие – под
понятием «досуг» понимают целенаправленную, социальную организацию свободного
времени именно в развлекательной форме. На самом деле, в это понятие «досуг»
представляет собой совокупность видов деятельности, которые осуществляются в
свободное от основных занятий время для удовлетворения интеллектуальных,
физических и культурных  потребностей.

Досуг
– категория историческая, рост и содержание которой  меняются в зависимости от конкретной
исторической специфики. Поэтому анализ эволюции культурной деятельности русского
народа, позволяет проследить целостность формирования его сознания и духовных сил.
В настоящее время в обществе наблюдается повышенный интерес к народным
традициям и формам досуга прошлых времен. Пришедшие из глубины веков и
прошедшие длительный этап становления, они являются неотъемлемой частью нашего
культурного наследия. Осознание и осмысление внутреннего потенциала и духа тех
времен, становится фундаментом нравственного и духовного воспитания современной
молодежи и будущих поколений, поскольку культурные нормы и ценности, как
устойчивые образцы, становятся залогом воспитания. Степень разработанности темы. Специфика культурно-досуговой деятельности в России
конца XIХ – начала XХ вв. как феномен развития русской культуры рассматривалась
целым рядом исследователей: А. Н. Филатовым
[33], В. И. Брудным [5], А. Я. Белоусовым [3], Д. М. Угриновичем [32], Н. М.
Заковичем [14], Г. П. Блиновой [4]. Исследованиям деятельности бесплатных
народных российских библиотек в дореволюционное время посвятили свои труды
такие деятели народного образования, как В. П. Вахтеров [7], Е. А. Звягинцев
[15], Н. А. Корф [17], Н. А. Рубакин [25], С. О. Серополко [28], Н. В. Тулупов,
Г. А. Фальборк, Л. Б. Хавкина [35], В. И. Чарнолуский [36] и др. Уже в
советский период появились общие труды по истории библиотечного дела. Сюда
относим монографии В. Е. Васильченко, К. И. Абрамова [1] и А. Н. Ванеева [6].  Относительно истории дореволюционных библиотек
России опубликованы диссертационные исследования Н. Я. Фридьевой [34], Ф. М.
Полищук [24], А. А. Громовой [11] и др.

Сразу
несколько важных исследований деятельности народных библиотек дореволюционной
России появилось в постсоветское время: М. Ю. Матвеева [23], И. А. Голубцовой
[10], М. Н. Тищенко [31], Т. Д. Рубановой [26].

Цель исследования:
изучение деятельности демократических культурно-досуговых учреждений в России
во второй половине XIX – начале XX вв. Задачи
исследования:

— рассмотреть историю развития культурно-досуговой
деятельности в России данного периода;

— определить источники
изучения данного вопроса;

— рассмотреть
деятельность основных типов демократических культурно-досуговых учреждений в
России и их развитие во второй половине ХІХ – начале ХХ веков.

Методы исследования основываются на следующих общенаучных методах описания, анализа и обобщения
литературы, синтеза полученной информации, систематизации, изучении архивов и
научных статей.

Предмет исследования – культурно-досуговая деятельность в России во второй половине XIX –
начале XX вв. Объект исследования –
культурно-досуговые учреждения в России данного периода.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак,
изучение истории культурно-досугового движения конца XIХ –начала XX вв.
позволило нам проанализировать историю развития страны, те общественные
изменения, которые происходили в этот сложный период смены власти и
государственного строя, революций, войны, экономической разрухи, голода. Но,
несмотря на это культурная жизнь страны не стояла на месте, а многогранно и
стабильно развивалась.

Появлялись
такие, не свойственные ранее, досуговые учреждения, как народные дома и клубы,
библиотеки читальни. Причем они все были теперь доступны простому народу.

Их
зарождение происходило с  1890-х гг. По
сути, культурно-досуговая деятельность стала, прямым каналом влияния
общественности на развитие народного досуга в стране. Являясь заведениями
конкретно развлекательными, со сменой власти и государственного строя в начале
ХХ века, они обрели образовательно-познавательную функцию. С активизацией
революционных процессов. В них происходили и мероприятия агитационной и
политической направленности. Для
народа эти все заведения, независимо от идейного содержания и направленности,
имели важное значение. В любом из этих учреждений – любой человек мог с пользой
и удовольствием провести свой досуг, 
приобщиться к плодам научного знания и культуры. В этих учреждениях
всегда были рады представителю любого сословия и профессиональной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы изучения демократических
культурно-досуговых учреждений в России во второй половине XIX – начале XX вв.

1.1 История культурно-досуговой
деятельности в России во второй половине XIX – начале XX вв.

Досуговая
деятельность представляет собой давнее явление, оно проявлялось еще в древние
времена, когда праздником заканчивались любые важные для общины действия, как,
например, возвращение охотника с добычей знаменовалось большим праздником. В Древней
Руси система праздников была ориентирована на сезонные особенности. Каждому
времени года соответствовал ритуал или праздник, в зависимости от
продолжительности дня или особенностей сельскохозяйственных работ.

С
принятием реформ 1860 – 1870-х гг. преобразовывались города. Однако
дореформенной сословной разграниченности 
они все еще не смогли до конца преодолеть. Вся досуговая деятельность носила
сословный характер и в основном была нацелена на городское население. Высшее
общество провинциальных городов пытались во всем подражать столичной
аристократии, в то время как в низших слоях общества все еще придерживались
старых традиций. В провинциях, особенно в сельской местности, сохранялись
традиционные правила и обычаи. Эти факторы и составляли основу культурно-досуговой
деятельности данного периода. В городах
появлялось все больше аристократических клубов и кружков, основными
посетителями которых были представители дворянского сословия. Эти заведения
объединяли любителей музыки, балета и литературы. [2].

К
концу XIX века в либерально настроенные представители дворянских кругов стали
проявлять заботу о народном досуге и образовании. Это способствовало появлению
бесплатных народных школ и организации народных чтений. Таким
образом, в последние десятилетия XIX – начале XX веков заметно расширилась сеть
культурно-досуговых учреждений. Появились и первые народные университеты,
доступные малоимущим. Не остались без внимания и рабочие, которых теперь
становилось все больше. Для них организовывались вечерние школы. Кроме того,
рабочие объединялись в самодеятельные организации, так называемые «общества
самообразования рабочих» [9].

 Одновременно с организацией первых Народных
домов, появляются места для разумного развлечения народа. В начале XX века, с нарастанием
революционного  настроения, различные
политические силы для пропаганды своих идей, все чаще стали использовать
общественные формы досуга. Политики стали использовать в своих целях библиотеки
и вечерне-воскресные школы для проведения бесед на политические темы и чтения политической
литературы.

Этот
период также характерен развитием всевозможных обществ, объединяющих
представителей интеллектуальных профессий: врачей, краеведов, писателей,
художников. Они, как правило, пользовались огромной популярностью. С появлением
новых досуговых форм, в городах стали постепенно  исчезать популярные некогда хороводы. Чего не
скажешь о сельской местности, которая еще больше придерживалась к формам
этнической культуры и народных традиций: играм, гуляньям, беседам. Да и новые
формы досуга им были еще не доступны [13, 
С.  481].

В
основном досуг на то время еще понимается, как свободное от работы и дела время.
Особенно это касается крестьянства, которое было занято тяжелым физическим трудом.
В свободное время крестьянин отдыхал, общался с родственниками и друзьями.
Таким образом, досуг   способствовал
укреплению родственных и общинных связей, сбережению формировавшихся столетиями
традиций, которые формировались на протяжении веков под влиянием общинного
производства и образа жизни. [12, С. 7].

Кроме
того для сельской общины был характерен досуг с определенным половозрастным
ограничением, с возрастной спецификой. Общие праздники проходили в свободное от
 сельскохозяйственного труда время –
ранней весной или в осенне-зимний период. Традиционно это были совместные
празднества: игрища и гуляния, почти каждое из которых заканчивалось пиршеством
за общим столом. Именно в этих праздниках и пирах прослеживается историческая
связь поколений, уходящая корнями в древнейшие времена.

М.
М. Громыко отмечает: «Гостьба по праздникам – в период с октября по начало
марта (да и в другое время года) – была важнейшим развлечением для всех
деревенских жителей, особенно для людей среднего и старшего возраста» [12, С.
155].  По давней традиции, одним из
развлечений было чтение вслух с последующим обсуждением прочитанного, что
способствовало активному общению.

У
народа бытовал такой вид общения, как «помочи» или толоки. Прежде всего – это
был совместный труд с выполнением различных работ. Это могло быть строительством
нового дома, жатва, покос и много другого. Не смотря на то, что это был тяжелый
труд, все же такая деятельность имела праздничный характер, поскольку всегда
заканчивалась песнями, плясками и угощением. И даже сам труд был не в тягость,
а сопровождался шутками и смехом. Причем не было и четкого разграничения между трудом
и отдыхом.

 Наиболее массовыми среди всех видов досугового
общения были молодежные формы досуга. В предбрачном возрасте они носили также
этнический характер и потому, играли огромное значение, регулируя отношения
полов. Поскольку речь идет о досуге, то подключались и игровые жанры. Иногда
подключалось действие ритуала. Без
молодежных развлечений не обходился ни один весенний праздник. Например,
катание на веревочных качелях, досках, колесах.  В частности Н. И. Костомаров упоминает о том,
что женщины «качались как-то на колесе» [18, С. 113].

В
молодежной среде существовала особая форма досуга – коллективные обходы дворов
или соседних селений. Как правило, это были традиционные календарные праздники,
и во время обходов участники действа поздравляли хозяев двора по определенному
поводу.   Причем это мог быть как каждый
двор, так и только отдельная семья.  Для
крестьянских парней и девушек XIX в.  это
был настоящий шумный, веселый, эстетически окрашенный праздник. Старшее
поколение признавало его и поддерживало.

Среди
досуга молодежи также выделялись посиделки. В основном их организовывали
девушки, собираясь группами по очереди у кого-то дома и выполняя различные
работы. Это могло быть, к примеру, вышивание. Нередко для этих целей
«снималась» изба кого-нибудь из односельчан. К девушкам присоединялись парни.  Когда собиралась большая компания,
устраивались танцы под гармошку или балалайку. Но могло быть и простое общение,
парни заигрывали к девушкам.

Когда
не было повода для праздников, на молодежных встречах выполнялись какие-либо
работы, либо проходили спортивные развлечения. Причем, стоит отметить, что в
крестьянской  общине  середины  
XIX – начала XX вв., община контролировала исполнение норм поведения во
всех областях жизни. Во
время революционных событий и гражданской войны, со сменой власти, произошли
значительные перемены в культурно-досуговой деятельности всего государства. Перемены
коснулись и содержания деятельности. Во-первых, имущие слои общества были
лишены всех привилегий. Вся сфера культуры была национализирована,
соответственно деятельность театров, музеев, библиотек, кинотеатров
контролировалась государством, которое выделяло необходимые ассигнования.

Примечательно,
что в культурно-просветительных учреждениях проводилась активная
общеобразовательная работа по ликвидации безграмотности. Клубы использовались
для политпросвещения.  Начала развиваться
художественная и театральная самодеятельность. Репертуар театральных кружков подбирается
с ориентиром на классику или революционную и злободневную тематику.

В
начале 20-х годов в стране наступили тяжелые времена: гражданская война,
экономическая разруха, голод. В связи с невозможностью финансирования
культурные заведения, их стали закрывать. Особенно такое положение дел коснулось
сельской местности. Однако уже в 1922 году положение стало несколько
налаживаться, и финансирование культурно-досуговых учреждений возобновилось. Постепенно
менялся и статус учреждений. Теперь это уже были не просто, народные дома, а
целые Дворцы культуры и районные библиотеки.

В начале XX века появляется
эстрада, стремительное развитие которой было связано с «массовой» культурой,
внедряемой новой властью. Кроме того, с ростом городского населения требовалось
все больше развлечений и зрелищ. В это же время развивается и кинематограф,
один за другим открываются кинотеатры. Зрителями становятся самые разные
социальные группы.  По руководству
партии, молодая советская эстрада подключилась к активному воспитанию и
духовному обогащению советского человека. Формы досуга становятся все
современнее и совершеннее, с тенденцией уменьшения форм досуга, характерных для
быта российского населения в прошлом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы