Курсовая с практикой Педагогика/Психология Физическая культура

Курсовая с практикой на тему Развитие адаптационных возможностей организма детей 9-10 лет, занимающихся плаванием

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление Введение. 3
ГЛАВА 1.
Анализ литературы по проблеме исследования. 6
1.1Особенности
адаптации к физическим нагрузкам: анализ литературы.. 6
1.2Влияние
занятий плаванием на физическое развитие младших школьников. 14
1.3Состояние
вегетативных функций организма детей во время занятий плаванием  18
ГЛАВА
2.Методы и организация исследования. 21
2.1Методы
исследования. 21
2.2Организация
исследования. 21
ГЛАВА 3.Результаты исследования. 30
Заключение. 34
Список
используемой литературы.. 36

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения является
одним из самым актуальным задач общества, ведь именно в детстве закладывается
фундамент здоровья человека. Однако на сегодняшний день в нашей стране
наблюдается ухудшение состояния здоровья учащейся молодежи. Согласно данным
Министерства здравоохранения РФ около 68% учащихся имеют различные отклонения в
состоянии здоровья, а также среди них почти 60% детей характеризуются низким
уровнем физической подготовленности [15, с.48]. В последние годы среди болезней,
которыми болеют школьники, первое место занимают болезни органов дыхания (почти
50% школьников) и острые респираторно-вирусные заболевания (более 80% учащихся)
[2, с.11], что связано со снижением сопротивляемости организма детей к
неблагоприятным условиям окружающей среды. Низкий уровень двигательной активности
школьников приводит к разнообразным нарушениям опорно-двигательного аппарата,
избыточной массы тела и других нарушений [9, 22, 33]. Следует отметить, что
недостаточная двигательная активность учащихся начальных классов является
причиной снижения функциональных возможностей кардио-респираторной системы
учащихся, что, в свою очередь, проявляется уменьшением жизненной емкости легких
и неадекватной реакцией сердца на различные физические нагрузки.

Поэтому, многие работы
ведущих ученых [9, 45, 48, 52] посвящено поиску эффективных средств повышения
уровня здоровья и предупреждения заболеваемости детей.

Наиболее эффективными
средствами воздействия на организм детей для укрепления здоровья, всестороннего
развития и повышения адаптационных возможностей является нормированные и
систематизированы физические нагрузки [6, 13, 35]. В частности, плавание и
физические упражнения в воде.

Занятия по плаванию
способствуют повышению выносливости и гибкости, обеспечивают перераспределение
мышечного напряжения, укрепление мышц, создания крепкого мышечного корсета,
активизируют деятельность центральной нервной, кардио-респираторной и других
систем организма, а также стимулируют обменные процессы [27, 32, 51]. Движения
во время плавания характеризуются большими амплитудами, простотой и
динамичностью. Учитывая то, что кратковременное напряжение мышц чередуется с
моментами расслабления ребенок может длительное время выполнять значительные
физические нагрузки.

Кроме того, занятия
плаванием совершенствуют систему терморегуляции и дыхания, а, следовательно,
является эффективным средством профилактики различных респираторных заболеваний
[2]. Ряд ученых в своих трудах рассматривали вопрос влияния занятий плаванием
на физическую подготовленность учащихся средних и старших классов [3]. В то
время недостаточно внимания уделено изучению влияния секционных занятий
плаванием на организм детей младшего школьного возраста.

Итак, тема исследования
является актуальной и своевременной.

Цель работы – составить
программу по развитию адаптационных возможностей организма детей 9-10 лет,
занимающихся плаванием.

Для достижения
поставленной цели нами решались следующие задачи:

1. Осуществить анализ
научно-методической литературы по теме работы.

2. Обосновать особенности
возрастных периодов развития физических качеств младших школьников.

3. Охарактеризовать
занятия плаванием для учащихся начальных классов.

4. Изучить влияние
занятий плаванием на физическую подготовленность девочек и мальчиков 2-4
классов.

Объект исследования – адаптационные
возможности младших школьников.

Предмет исследования –
средства
развития адаптационных возможностей организма детей 9-10 лет, занимающихся
плаванием.

Методы исследования: —
теоретический анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы;
— педагогическое наблюдение; — педагогический эксперимент; — педагогическое
тестирование уровня физической подготовленности школьников 2-4 классов; —
методы математической статистики.

Научная новизна
полученных результатов. Дополнены сведения о влиянии занятий плаванием на
физическую подготовленность учащихся 2-4 классов. Расширены научные сведения об
эффективности применения занятий плаванием для улучшения уровня физической подготовленности
учащихся младшего школьного возраста.

Теоретическое значение
полученных результатов. Работа содержит данные о возрастных особенностях
младших школьников и особенности развития физических качеств учащихся младшего
школьного возраста, о влиянии плавания на физическое развитие детей младшего
школьного возраста, состояние вегетативных функций организма школьников во
время занятий плаванием.

Практическое значение
полученных результатов. Материалы работы могут использоваться в
учебно-воспитательной работе учителей физической культуры, а также в
теоретических курсах по дисциплинам теория и методика физического воспитания,
возрастная анатомия и физиология, диагностика и мониторинг состояния здоровья,
теория и методика преподавания плавания для студентов факультета физического
воспитания и спорта.

Структура и объем работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Плавание является
жизненно необходимым навыком, интересным и полезным для здоровья видом спорта.
Занятия плаванием содействуют всестороннему физическому развитию, закаливанию и
оздоровлению детей, повышают сопротивляемость организма к простудным
заболеваниям, обладают гигиеническим эффектом. Регулярные тренировки
воспитывают волю, смелость, трудолюбие, целеустремленность и дисциплину.
Многолетние занятия плаванием формируют нравственно-волевые качества личности,
идейные взгляды и позиции, необходимые не только в спорте, но и в жизни.

Школьные годы – один из
важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества,
завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного
аппарата. В эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья
и физического совершенствования человека.

Формирование основных
двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть
более успешным при условии обоснованного применения средств и методов
физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих
напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом
необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и
подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах
развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения
недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья.

В процессе физического
воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и
формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и
активной деятельности в условиях автоматизированного производства. Вот почему
для теории и практики физического воспитания учащихся необходимы данные о
переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных
возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной
зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования
двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Анализ литературы по проблеме исследования

1.1Особенности
адаптации к физическим нагрузкам: анализ литературы Ведущую роль в развитии
двигательных качеств играет физиологическая адаптация организма, которая
проявляется в его приспособительные реакции на неоднократно полученный
раздражитель. Процесс адаптации позволяет достичь не только высокого уровня
развития физических качеств, но и расширяет физические и психические
возможности переносить нагрузки.

Адаптационные возможности
организма — это запас функциональных резервов, которые постоянно расходуются на
поддержание равновесия между организмом и средой [1].

Вегетативная нервная
система регулирует и контролирует функции организма, что объясняет ее роль в
возникновении и эволюции болезней. Вегетативные расстройства формируют
клиническую картину астенического синдрома после острого периода заболевания, а
при крайней выраженности вегетативной стигматизации формируются болезни
регуляции [2–4]. Вышеизложенные положения теоретически обоснованы в трудах
высокоавторитетных отечественных и зарубежных физиологов и клиницистов – Л.А.
Орбели, П.К. Анохина, Г.Ф. Ланга, М.П. Кончаловского, Г.И. Маркелова, Г.Н.
Крыжановского, Г. Селье, Р. Лериша и многих других.

Сердечно-сосудистая
система (ССС), находящаяся под непосредственным контролем центральной и
вегетативной нервной систем, является одним из важнейших индикаторов
адаптационно-приспособительных процессов в организме [5]. Изменения
деятельности сердечно-сосудистой системы регистрируются методами
электрокардиографии и вариабельности сердечного ритма [6– 8].

Закономерный процесс
адаптации предполагает систематическое повышение нагрузки и обновление средств
и методов совершенствования физических качеств. В подростковом и юношеском
возрасте адаптационные изменения протекают быстрее, чем у взрослых людей [4].
Данные исследований Harold W.Kohl и Heather D. Cook [5] указывают, что во время
выполнения физической работы каждая

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы