Курсовая с практикой на тему Разрешение судами общей юрисдикции гражданских дел, связанных с усыновлением(удочерением) ребенка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая характеристика усыновления (удочерения) ребенка 7
1.1. Понятие и значение усыновления (удочерения) ребенка 7
1.2. Правовая природа усыновления (удочерения) ребенка 9
Глава 2. Особенности рассмотрения судом дел об усыновлении (удочерении) ребенка 19
2.1. Подведомственность и подсудность 19
2.2. Лица, участвующие в деле 21
2.3. Подготовка дела к судебному разбирательству 24
2.4. Решение суда по делам об усыновлении (удочерении) ребенка 26
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 37
Введение:
Семья играет важную роль и является главной ценностью для каждого человека, а особенно для ребёнка. Именно в семье ребёнок приобретает определённые взгляды на жизнь, так как семья является нашим первым и главным источником создания социальных идеалов и именно в семье изначально закладываются основы общественного поведения. Смотря на отношения между своими родителями, дети начинают формировать в себе понимание того, как должны складываться семейные отношения и как должны строиться взаимоотношения между людьми в целом.
В настоящее время в России без опеки родителей остаются тысячи детей. С каждым годом статистика детей, оставшихся без попечения, все меньше, но все ровно цифры остаются достаточно велики. Согласно Федеральному банку данных о детях-сиротах на 01 февраля 2017 года число детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 58 428 человек.
У каждого ребёнка есть законное право жить и воспитываться в семье. В соответствии с Конституцией РФ (ч.1 ст.38) материнство и детство находятся под опекой государства. Это означает, что материнство, детство и отцовство являются социальными ценностями общественной жизни. Для обеспечения прав ребёнка воспитываться и жить в семье, не имея родителей, государство предусмотрело различные формы устройства детей в семьи, ими являются: опека и попечительство, приёмная семья, усыновление.
Одним из самых древних правовых институтов является усыновление, оно же является на данный момент и наиболее оптимальной формой устройства детей во всех современных странах. В том числе и в России институт усыновления признан наиболее приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритет данного института отражен в п.1 ст.124 Семейного Кодекса РФ (далее – СК РФ), соответствуя международно-правовым нормам.
Дети, которые лишились родителей, нуждаются в уважении, внимании, ласке и любви. Поэтому именно усыновление признанно самой приоритетной формой устройства детей-сирот, так как только в семье дети получают наиболее лучшее воспитании, где полностью учитываются их интересы. При любых обстоятельствах, интересы ребёнка должны стоять на первом месте, однако не стоит забывать и про интересы усыновителей. В наше время есть большое количество семей, которые лишены возможности быть родителями и путём усыновления государство даёт возможность таким родителям обрести своего ребёнка. В таком случае получается, что происходит взаимозачёт интересов с двух сторон: усыновители приобретают ребёнка, а усыновлённый ребёнок приобретает семью.
Дети – это будущее, от их воспитания, образования и подготовленности к общественной жизни зависит наша судьба и судьба нашего государства. Подобрать ребёнку семью, которая смогла бы принять его и быть, морально, физически и психологически, готовым воспитывать его, очень и очень сложно. Однако, это все возможно, просто к каждому случаю усыновления надо подходить сугубо индивидуально и, возможно, тогда не будут допускаться ошибки, которые приводят к плачевным последствиям.
Актуальность курсовой работы связанна, в первую очередь с тем, что усыновление это важнейший правовой институт современности. Необходимость и важность института усыновления подтверждено не только современной практикой, но и историй его существования. Каждый ребёнок должен воспитываться и развиваться в семье, которая в первую очередь может обеспечить нормальное развитие и полностью соблюдать законные интересы и права ребёнка. Государство достаточно много средств выделяет на устройство детей, оставшихся без попечения, а именно на такие формы, как опека и попечительство, приёмная семья. Однако, наиболее благоприятной для детей формой устройства является усыновление (удочерение). Потому что при данной форме усыновлённые дети обретают права и обязанности наряду с остальными членами семьи.
Целью данной курсовой работы является анализ института усыновления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть историю происхождение института усыновления;
• Раскрыть порядок усыновления (удочерения) ребёнка;
• Проанализировать правовые последствия усыновления и отмены усыновления;
• Исследовать порядок устройства детей в семьи иностранных граждан;
• Указать актуальные проблемы в сфере усыновления детей, оставшихся без попечения родителей в РФ;
• Раскрыть возможности рецепции зарубежного законодательства в сфере усыновления;
• Рассмотреть тенденции развития российского законодательства в сфере усыновления (удочерения).
Объектом исследования настоящей работы являются отношения, связанные с процессом выявления детей, оставшихся без попечения в Российской Федерации и процедурой усыновления.
Предметом исследования выступили нормы гражданского, семейного законодательства, в том числе иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, складываемые в процессе усыновления. В том числе, судебная практика по вопросам применения законодательства, направленная на регулирование данных отношений.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы исследования, к ним относятся системный анализ, сравнительно-правовой анализ, формально-юридический метод, логический анализ.
Теоритической базой при написании настоящей курсовой работы послужили труды российских ученых: Суханова Е. А., Гонгало Б. М., Крашенинникова П. В., Михеевой Л. Ю., Желонкина С. С., Тарусиной Н. Н.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список заимствованной литературы.
Заключение:
Подводя итог проделанной работе, можно прийти к выводу, что проблемы и сложности, связанные с появлением и становлением такого правового института как усыновления возникали на всех исторических этапах. Данные обстоятельства, в первую очередь, связаны со сложностью института усыновления, а также с существующем на каждом этапе определенным уровнем развития законодательной техники, накопленным опытом и меняющейся политической обстановкой в мире.
В настоящей работе была представлена история развития правового института усыновления, охарактеризовано его современное состояние и указаны актуальные проблемы и пути развития в данной сфере.
Самым важным и значимым событием за всю практику существования института усыновления в России стало закрепление приоритета семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, на законодательном уровне. В том числе знаменательным событием стало признание и закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения, в российские семьи. И возобновился судебный порядок рассмотрения дел, связанных с усыновлением.
Определение проблем, связанных с функционированием и развитием института усыновления, позволяет установить первоочередные задачи, которые в данный момент стоят перед государством и обществом, на пути развития и совершенствования данного правового института.
Перед современной Россией остро стоит проблема демографического характера. Поэтому обязательно должны быть предприняты меры, которые бы стимулировали усыновление детей российскими гражданами. Такие меры могут основываться на поддержке молодых семей, женщин, которые принимают решение усыновить и воспитать ребенка самостоятельно. Стоит разработать программу материальной помощи при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном и местном уровне.
С каждым годом все ярче видна тенденция сокращения числа детей, оставшихся без попечения родителей. Но, к сожалению, на сегодняшний день, в детских домах и интернатах, остается достаточно большое количество детей. Основываясь на статистике интернет-проекта Министерства образования и науки РФ, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, то на 2015 год численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, составило 60 162 ребенка.
Для дальнейшего уменьшения числа детей-сирот и увеличения случаев усыновления, в том числе, считается необходимым применять возможность рецепции зарубежного законодательства, в тех сферах усыновления, где существуют явные правовые пробелы. В том числе, сближение сотрудничества государств в сфере усыновления и принятие множества международно-правовых актов, соглашений об оказании правовой помощи в сфере усыновления, все это повысит эффективность функционирования института усыновления в будущем.
Стоит отметить, что обязательное и необходимое право ребенка, закрепленное ст.54 Семейного кодекса РФ, это жить и воспитываться в семье. Данное право является одни из самых главных прав ребенка. Поэтому любые изменения в государственной политике или в законодательстве России не должны никаким образом затрагивать данное положение и ставить его под сомнение. Все изменения должны обязательно соответствовать законным интересам ребенка, так как ребенок является недееспособным лицом и не имеет возможности самостоятельно отстаивать свои нарушенные права и интересы. Поэтому государством должна обеспечиваться максимальная и всесторонняя защита законом прав и интересов детей.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно при усыновлении ребенок обретает максимально близкие к семье отношения. Именно в случае усыновления у ребенка появляется возможность полноценно развиваться, получать достойное воспитание и осознавать ценности семейных отношений, что является необходимым для жизни каждого человека в будущем. Поэтому, государству следует реализовывать на практике новые положения законодательства, чтобы институт усыновления становился все более совершенен, также должны быть исключены злоупотребления в данной важной социальной сфере деятельности государства. Все это поможет детям обрести нормальные полноценные семьи, в которых бы соблюдались интересы ребенка.
Более того, хотелось бы добавить, что усыновление – это не просто взять ребенка в свой дом, но и пустить его в свое сердце. Именно с такими мыслями должны подходить к усыновлению будущие усыновители, что в последующем сократит случаи отмены усыновления, которые отрицательным образом влияют на ребенка, его психологическое состояние и жизнь в будущем.
В завершении сказанного, хотелось бы процитировать известного российского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Без детей нельзя бы было так любить человечество».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и правовая характеристика усыновления (удочерения) ребенка
1.1. Понятие и значение усыновления (удочерения) ребенка
В России существуют следующие формы устройства детей:
Опека (попечительство);
Усыновление;
Приемная семья;
Устройство в специализированные учреждения.
Согласно правовой статистике на воспитание в семью было передано 76 тысяч детей, которые остались без попечения родителей. Из них, 22 % под возмездную опеку, 64 % под безвозмездную опеку, 15 % детей были усыновлены. Среди данных форм лишь усыновление является семейной формой устройства ребенка в семью. В связи с этим актуально рассмотреть данную форму устройства ребенка в семью.
Усыновление (удочерение) – это форма воспитания детей, которые лишены опеки родителей, с установкой родительских правовых отношений между усыновителем и усыновленным. Усыновление возможно в отношении несовершеннолетних. Проводится в соответствии с заявлением лиц, которые желают усыновить ребенка. Порядок регламентирован Семейным кодексом РФ.
Данный порядок регламентирован Семейным кодексом РФ и Постановлением Правительства «Правила передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за их жизнями». Этапы процедуры:
Подача заявления в органы опеки и попечительства;
Прохождение медицинского осмотра, обучение в школе приемных родителей;
Передача собранного пакета документов в специализированные органы;
Выдача заключения о возможности стать усыновителем;
Поиск подходящего ребенка.
Выдается направление на знакомство с ребенком;
Знакомство с ребенком.
Принятие окончательного решения об усыновлении;
Подача заявления в судебный орган и ожидание даты судебного заседания;
Получение решения суда;
Получения свидетельства об усыновлении в органах ЗАГСа, внесение записей во все необходимые документы;
Регистрация ребенка по месту проживания.
При усыновлении все медицинские осмотры являются бесплатными, а госпошлины не платятся. В России активно развивается данная тема. На портале «Усынови-Карелия» опубликовано видео о том, как усыновить ребенка. Так же имеется обширное количество литературы.
Статья 139 Семейного кодекса закрепляет, что тайна усыновления находится под охраной государства. Данная тайна подлежит соблюдению при желании самих усыновителей. Возможно изменение даты рождения, места рождения ребенка для обеспечения соблюдения данной тайны. В случае разглашения тайны усыновления помимо воли усыновителей на нарушителя накладывается штраф до 80 000 рублей, либо исправительные работы, либо иной вид наказания в соответствии со статьей 155 УК РФ. Статистика говорит о том, что факты разглашения тайны усыновления встречаются редко.
Многие ученые называют тайну усыновления анархизмом. В развитых странах усыновители не скрывают факта усыновления, а даже наоборот способствуют им в поисках биологических родителей.
Конвенция «О правах ребенка» гласит, что ребенок имеет право знать своих родителей. Следовательно, тайна усыновления противоречит данному положению. Президент РФ подписал стратегию развития, согласно которой намечен переход от скрытого усыновления к открытому с отменой тайны усыновления. На федеральном уровне действует система учета детей, которые могут быть усыновлены. Для этого имеется специальная база знаний. Учет лиц происходит на уровне субъекта страны. Тем не менее, не существует единой системы контроля за усыновленными детьми. В связи с этим имеется большое количество преград в данной сфере, имеется путаница.