Курсовая с практикой на тему Разработка стратегий: Развитие организации ПАО Лукойл
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность и содержание стратегии организации 5
1.2. Типология стратегий организации 9
1.3. Механизм разработки стратегии организации 9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «ЛУКОЙЛ» 12
2.1. Краткая характеристика ПАО «ЛУКОЙЛ» 12
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ПАО «ЛУКОЙЛ» 16
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПАО «ЛУКОЙЛ» 26
3.1. Разработка общефирменных целей 26
3.2. Портфельный анализ с помощью матричного инструмента и выбор портфельной стратегии 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Введение:
Актуальность выбранной темы заключается в том, что грамотно разработанные и проанализированные стратегии являются инструментом для понимания позиции предприятия на рынке и влияния на него.
Необходима предприятию стратегия? Вопрос далеко не праздный, поскольку компании вкладывают значительные средства в разработку стратегических направлений развития. В наши дни исследования проблем совершенствования корпоративного управления на базе стратегического подхода уделяется большое внимание.
Стратегия организации находится в постоянной разработке, поскольку не всегда можно заранее продумать все мелочи, а потом долгое время работать без изменений.
Динамичный и часто непредсказуемый характер конкуренции, многообещающие взлеты и падения цен, перестановки среди основных промышленных конкурентов, новое регулирование, снижение или расширение торговых барьеров, которые влияют на стратегию, способствуя ее устаревания и последующей потери функциональности.
Проблема разработки стратегии остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых в современной управленческой науке.
Гипотеза исследования: в процессе разработки стратегии необходимо постоянно реагировать на трансформации, происходящие внутри компании или за ее пределами.
Объектом практического исследования выступает определение сущности и изучения стратегии.
Предмет исследования – роль стратегии в системе управления организационными процессами.
Целью курсовой работы является изучение особенностей создания стратегии и управления организационными процессами в рамках системы управления.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить сущность и место стратегии развития предприятия в структуре организационных стратегий;
рассмотреть особенности и проблемы разработки стратегии развития предприятия;
изучить зарубежный опыт использования стратегий развития предприятия;
дать общую характеристику предприятия;
провести анализ экономической деятельности предприятия;
осуществить анализ стратегии развития предприятия с помощью SWOT-анализа;
разработать стратегию развития предприятия на примере ПАО «ЛУКОЙЛ»;
провести оценку эффективности стратегии развития предприятия на примере ПАО «ЛУКОЙЛ».
В процессе работы использовались следующие методы: теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, опроса экспертов, наблюдения.
Научная новизна курсовой работы состоит в изучении характера взаимосвязи стратегии и эффективности деятельности предприятия.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности решения практических задач использования стратегии на практике российскими предприятиями для повышения эффективности деятельности.
Заключение:
Таким образом, в ходе проведенного исследования и выполнения дипломной работы, можно сделать ряд выводов:
Под стратегией понимается комплекс установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которого планируется достижение цели.
Главной угрозой для ПАО «ЛУКОЙЛ» считается – это конкуренция за клиентов. Основные возможности – это поиск новых клиентов за счёт партнерских программ, поиск новых источников покупки сырья и развитие сервиса. Основные сильные стороны – это поддерживать высокий уровень сервиса и планирование производственного плана, на основании результата предыдущего года. Основные слабые стороны – это рост себестоимости, мотивация сотрудников.
Стратегия продвижения ПАО «ЛУКОЙЛ» состоит из коммерческой и сервисной структур. С функциональной точки зрения система распределения — это деятельность всех подразделений предприятия с целью поиска потребителя и оказания ему услуг нужного качества в оговоренные сроки.
Таким образом, одной из приоритетных целей логистического предприятия, помимо коммерческого успеха, является укрепление рыночных позиций, формирование среди потребителей представления о предприятии, являющемся надёжным партнёром, которому можно доверять.
ПАО «ЛУКОЙЛ» необходимо использовать сочетание стратегии усиления позиций на рынке и стратегии развития продукта (логистических услуг). При использовании данной комбинированной стратегии компания добьется наибольшей эффективности своей деятельности.
Таким образом, в результате внедрения проекта стратегии развития произойдут следующие изменения:
рост финансовых показателей положительно отразится на финансовом состоянии предприятия;
увеличится уровень конкурентоспособности ПАО «ЛУКОЙЛ».
В ходе исследований данных ПАО «ЛУКОЙЛ» были рассмотрены основные показатели деятельности предприятия и применены методы анализа, такие как анализ рынка, покупателей, конкуренции; использованы методики Паттерн, SWOT, SPACE, Мак-Кинзи и др.
Расчёты показали, что наиболее эффективен второй путь, то есть компании ПАО «ЛУКОЙЛ» необходимо произвести ускорение охвата рынка за счет увеличение привлекательности услуги для потенциальных клиентов, а так же в большей степени за счет увеличение своей доли на рынке.
В результате анализа можно выделить основные сильные стороны: качество продукции, высокий уровень технического обеспечения. Основную долю возможностей составляют большое количество потребителей.
Рассмотрены основные стратегии и выявлены основные рекомендации для сохранения и упрочнения позиции на рынке.
Таким образом, для компании ПАО «ЛУКОЙЛ» приоритетной является стратегия: сохранение и упрочение позиции на рынке путем:
инвестирования для обеспечения роста с максимально возможной скоростью;
концентрации усилий по поддержанию сильных сторон бизнеса;
определение подходов и мер по созданию, поддержанию и развитию конкурентных преимуществ;
формирование механизма адаптации к изменениям внешней среды;
разработка стратегических целей для функциональных подразделений и действий по координации их деятельности;
решение специфических стратегических проблем организации.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность и содержание стратегии организации
Понятие стратегии является базовым в теории стратегического управления, поскольку именно она является объединяющим механизмом целей возможностей (потенциала) и условий (внешней среды).
Основываясь на целях бизнеса, она определяет средства, с помощью которых предприятие может превратить свои стратегические намерения в рыночные преимущества, взаимодействуя с факторами внешнего воздействия, без этого его эффективная адаптация к стратегическим изменениям в условиях неопределенности и изменчивости среды невозможна. Ситуация также осложняется несогласованностью процессов, происходящих внутри предприятий, неадекватных рыночных требованиях управления хозяйственной деятельностью.
Стратегия помогает предприятию выбрать свой оптимальный путь развития и создать важнейшие преимущества в его функционировании: готовит его к изменениям во внешней среде; связывает его ресурсы с изменениями внешней среды; проясняет возникающие проблемы; координирует работу различных структурных подразделений; улучшает контроль на предприятии. Для обеспечения эффективного функционирования предприятий возникает необходимость научного обоснования стратегий их развития [17, с. 14].
Современное определение стратегии трудно сформулировать одним предложением. Многие авторитетные ученые предлагали собственное видение содержания стратегии, но их определения имеют разный смысл.
Глобализация экономических процессов, рост конкуренции между производителями, увеличение влияния высокотехнологичных компаний обусловили широкое признание стратегического мышления как единственно правильного подхода к управлению предприятием в условиях рынка и уже в 80-90-х гг. стратегия становится неотъемлемой частью управления бизнесом практически во всех странах с рыночной экономикой.
Рассмотрение существующих концепций стратегии позволяет выделить несколько подходов к определению сущности стратегии.
Классическим подходом к определению стратегии является ее отождествление со средством достижения целей предприятия. Он основан на том, что формулировки стратегических целей предприятия неразрывно связаны с разработкой путей их достижения и поэтому в данном понимании стратегия определяется как план или модель действий. Так А. Чандлер рассматривал стратегию как определение основных долгосрочных целей и ориентиров предприятия, определение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для их достижения.
При этом основным процессом в выборе и разработке стратегии он определял рациональное планирование [6]. Б. Карлофф определил стратегию как обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании [3, с. 51]. Д. Куинн также, разделяя их взгляды, определял стратегию как план, интегрирующий основные организационные цели, политику и действия, которые можно объединять в единое целое [5, с. 17].
Итак, можно сделать вывод, что за этим подходом стратегия охватывает процесс целеполагания и является средством координации целей и ресурсов.
Вторым концептуальным подходом является понимание стратегии как набора правил принятия решений. Он связан с дальнейшими исследованиями в этой области таких ученых как Г. Минцберг, И. Ансофф, М. Портер.
Проводя исследования стратегического поведения крупных корпораций на конкурентных рынках, Г. Минцберг выяснил, что стратегия является не последовательностью выполнения запланированного, а прямо противоположное этому, это отправная точка [5, с. 17].
И. Ансофф, используя концепцию стратегического менеджмента, отмечал, что стратегия — один из нескольких наборов правил принятия решения о поведении организации, и выделил четыре группы правил: правила установления отношений предприятия с внешней средой; правила установления отношений и процессов внутри предприятия; правила ведения ежедневных дел; средства измерения результатов сегодняшней и будущей деятельности компании. Он описывает стратегию как совокупность правил для принятия решений с целью обеспечения устойчивого роста и развития предприятия; выделяя две группы правил: правила взаимоотношений предприятия с внешней средой (стратегия бизнеса) и правила установления равновесия между собственными внутренними переменными (организационная концепция) [1].
М. Портер, используя идею цепочки ценностей, предлагал стратегию рассматривать как анализ внутренних процессов и взаимодействий между различными составляющими организации для того чтобы определить, как и где добавляется ценность [7, с. 23].
Можно также выделить и комплексный подход, согласно которому стратегия — это не только средство достижения целей и осуществления миссии, это – программа функционирования предприятия во внешней среде, взаимодействия с конкурентами, удовлетворение клиентов, реализации интересов акционеров, укрепление конкурентных позиций предприятия.
Так, Дж. Джонсон и К. Скулс рассматривают стратегию как направление и масштаб действий в долгосрочном плане, в идеале приводит ресурсы компании в соответствие с меняющейся средой функционирования (рынки, потребители и клиенты) таким образом, чтобы компания соответствовала ожиданиям владельцев долей участия в ней [5, с. 18].
М. Туленков определяет стратегию как установленную на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентоспособность организации, которые укрепляют позиции на рынке, повышают способность к выживанию в условиях конкуренции [8, с. 45].
Таким образом, по этому подходу стратегия предприятия имеет большую многофункциональную направленность.
Отсутствие общепринятого и согласованного определения термина стратегия показывает эндемический (местный) характер взглядов на роль и значение стратегии для деятельности предприятия. Это характерно для каждого государства, для которого характерны особые условия для отдельных регионов, отдельных предприятий. Поэтому нет смысла отыскивать или сводить к единому термину многогранную сущность стратегии. Она должна иметь конкретное назначение, суть и содержание, которые зависят от возможностей и условий деятельности каждой конкретной организации.