Курсовая с практикой на тему Разработка стратегии компании ПАО ТОМСКЭНЕРГОСБЫТ и механизм её реализации на основе системы сбалансированных показателей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1 Системное моделирование деятельности предприятия 7
1.1 Структурное моделирование предприятия 7
1.2 Моделирование внешней среды предприятия 19
1.3 Функциональное моделирование деятельности предприятия 26
Глава 2 Формулирование миссии и постановка целей предприятия 33
2.1 Разработка миссии предприятия 33
2.2 Определение критических факторов успеха 35
2.3 Постановка целей предприятия 37
Глава 3 Оценка внешней среды АО «Томскэнергосбыт» 39
3.1 Выполнение анализа макросреды 39
3.2 Выполнение анализа микросреды 41
Глава 4 SWOT анализ и разработка стратегических направлений деятельности АО «Томскэнергосбыт» 44
4.1 Оценка корпоративного профиля АО «Томскэнергсосбыт» 44
4.2 Матрица первичного стратегического анализа 46
4.3 Матрица возможностей и угроз 50
4.4 Определение более перспективных направлений развития предприятия 54
Глава 5 Разработка «стратегической пирамиды» АО «Томскэнергосбыт» 56
5.1 Содержание и особенности разработки деловых, функциональных и операционных стратегий 56
5.2 Корпоративная стратегия АО «Томскэнергосбыт» 62
5.3 Деловая, функциональная и операционная стратегия АО «Томскэнергосбыт» 65
Глава 6 Выявление и оценка альтернативных вариантов стратегических решений 70
6.1 Альтернативные варианты реализации возможностей по развитию предприятия 70
6.2 Оценка требуемых затрат для реализации альтернатив 71
6.3 Показатели реализации альтернатив 72
6.4 Построение модели «Затрат – результативность» 74
Глава 7 Разработка системы сбалансированных показателей предприятия 77
7.1 Корпоративная стратегическая карта 77
7.2 Корпоративная счетная карта 78
7.3 Карта ключевых показателей результативности – KPI 80
Заключение 82
Список использованных источников 84
Введение:
Введение
Актуальность темы данной работы определяется тем обстоятельством, что отечественные предприятия в современных условиях нестабильности мировой экономики и не угасающей финансово-экономического кризиса, обострения конкуренции оказались в сложных и трудных условиях. Без применения современных методов управления предприятием преодоления такого большого круга, как внешних, так и внутренних проблем, невозможно. Ведь от эффективности управления предприятием зависит его функционирование и дальнейшее развитие. На сегодняшний день разработано и внедрено достаточно методов управления, среди которых методы повышения эффективности деятельности предприятий, методы повышения качества продукции предприятий, методы приспособления предприятия к условиям внешней среды (гибкости), методы управления инновациями на предприятии. Большинство методов касается отдельной сферы деятельности предприятия, не имеют системного характера, с их помощью невозможно спрогнозировать будущее предприятия на долгосрочную перспективу. Именно поэтому большинство современных предприятий перешли к использованию значительно более эффективного метода управления – стратегического управления.
Теоретическим и практическим аспектам стратегий систем управления посвящены исследования многих отечественных ученых: Василенко В.А., Герасимчука В.Г., Игнатьевой, А.М., Стадника В.В. и др., а также зарубежных ученых: Аакера Д.А., Аналоуи Ф., Виханского О.С., Греттон Л., Друкера П., Каплана Н., Кови Ст., Нивена П., Нортона Д., Портера М., Томпсона А.А. и др. Они сделали значительный вклад в процесс разработки стратегии и подходов и методов ее формирования.
Однако, независимо от качества разработки стратегии, существует проблема выбора модели и построения системы стратегического управления на отечественных предприятиях адекватной современным условиям.
Большинство ученых сходятся во мнении, что сегодня остается нерешенным вопрос одинакового понимания сущности системы стратегического управления и использования терминов, связанных с ним, что затрудняет не только его исследования, но и внедрения в практику.
В современной экономической ситуации, которые все больше характеризуется усилением конкуренции на рынке и обострением проблемы выживания компании, условия обеспечения поддержки динамичного развития предприятия требует, во-первых, эффективных инноваций, которые обеспечивают качественные изменении внутренних процессов.
Инновации – это не только адаптивная реакция на изменение условий внешней среды. Сегодня инновации еще могут выступать как:
средство для повышения эффективности применения внутренних резервов;
средство повышения прибыли предприятия, которое можно получить за счет удовлетворения рыночного спроса и снижение затрат относительно конкурента.
Развитие предприятия должна быть тесно связано с таким экономическим показателями, как тенденции развития рынка и продвижения на него спрос, клиенты и поставщики, товарные запасы, прибыль, численность работников, электронные средства связи, расходы на оплату труда, транспортные вопросы и другие факторы внутренней и внешней среды.
Объектом исследование является стратегическое управление предприятием.
Предметом исследования является анализ стратегии управления компанией АО «Томскэнергосбыт».
Цель работы – исследовать основные модели и особенности построения стратегии системы управления на АО «Томскэнергосбыт».
Достижения заданной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
рассмотреть стратегию и стратегическое управление предприятием;
изучить основные модели построения стратегии системы управления на отечественных предприятиях;
изучить значение построения стратегии в управлении предприятием;
представить технико-экономическую характеристику АО «Томскэнергосбыт»;
провести анализ системы и стратегии управления АО «Томскэнергосбыт»;
разработать план построения стратегии в управлении компанией АО «Томскэнергосбыт».
Для написания работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии и материалы Интернета.
Стратегический менеджмент будет эффективным и результативным, если его модель соответствует конкретной ситуации и следующим условиям: умение смоделировать ситуацию; выявить причины необходимости изменений; разрабатывать стратегию изменений; способность к стратегическому управлению и воплощать стратегию в жизнь. Использование различных моделей стратегического управления даст возможность не только комплексно планировать дальнейшее развитие предприятия, но и направить его деятельность на конечный результат.
Текст работы:
Цель курсовой работы – разработка сбалансированной системы показателей на примере ПАО «Томскэнергосбыт» – была достигнута путем решения соответствующих задач. Исследование методологических аспектов формирования сбалансированной системы показателей позволило сделать вывод, что ССП является для энергетического предприятия наиболее подходящей по следующим причинам:
наличие примеров крупных компаний, которые использовали ССП, что позволяет учесть все недостатки системы, а также исключить ошибки, связанные с неправильной постановкой целей и их показателей;
наглядность и удобность модели в использовании способствует наиболее быстрой адаптации персонала к новым условиям работы, к новым целям и показателям;
самостоятельный выбор направления развития предприятия и показателей, которые необходимо достичь.
Проведена оценка показателей стратегической и операционной деятельности предприятия, которая показала, что предприятие в своей деятельности ориентируется лишь на показатели блоков «Финансы» и «Бизнес-процессы» и не использует показатели, связанные с потребителями, а также инновациями и развитием персонала.
Для разработки сбалансированной системы показателей было необходимо впервые предложить показатели по двум направлениям: «Клиенты» и «Обучение и развитие».
На этапе целеполагания было разработаны следующие цели по четырем блокам ССП для ПАО «Томскэнергосбыт»:
повышение финансовой устойчивости;
снижение затрат на ремонт, связанных с наступлением аварийных ситуаций;
повышение рентабельности капитала компании;
снижение количества аварий;
снижение себестоимости одного кВт*ч;
рост инвестиций в инновационную деятельность, связанную с усовершенствованием технологического процесса и внедрением современного диагностического оборудования;
снижение количества жалоб (претензий);
количество удовлетворенных жалоб потребителей.
Заключение:
Введение
Актуальность темы данной работы определяется тем обстоятельством, что отечественные предприятия в современных условиях нестабильности мировой экономики и не угасающей финансово-экономического кризиса, обострения конкуренции оказались в сложных и трудных условиях. Без применения современных методов управления предприятием преодоления такого большого круга, как внешних, так и внутренних проблем, невозможно. Ведь от эффективности управления предприятием зависит его функционирование и дальнейшее развитие. На сегодняшний день разработано и внедрено достаточно методов управления, среди которых методы повышения эффективности деятельности предприятий, методы повышения качества продукции предприятий, методы приспособления предприятия к условиям внешней среды (гибкости), методы управления инновациями на предприятии. Большинство методов касается отдельной сферы деятельности предприятия, не имеют системного характера, с их помощью невозможно спрогнозировать будущее предприятия на долгосрочную перспективу. Именно поэтому большинство современных предприятий перешли к использованию значительно более эффективного метода управления – стратегического управления.
Теоретическим и практическим аспектам стратегий систем управления посвящены исследования многих отечественных ученых: Василенко В.А., Герасимчука В.Г., Игнатьевой, А.М., Стадника В.В. и др., а также зарубежных ученых: Аакера Д.А., Аналоуи Ф., Виханского О.С., Греттон Л., Друкера П., Каплана Н., Кови Ст., Нивена П., Нортона Д., Портера М., Томпсона А.А. и др. Они сделали значительный вклад в процесс разработки стратегии и подходов и методов ее формирования.
Однако, независимо от качества разработки стратегии, существует проблема выбора модели и построения системы стратегического управления на отечественных предприятиях адекватной современным условиям.
Большинство ученых сходятся во мнении, что сегодня остается нерешенным вопрос одинакового понимания сущности системы стратегического управления и использования терминов, связанных с ним, что затрудняет не только его исследования, но и внедрения в практику.
В современной экономической ситуации, которые все больше характеризуется усилением конкуренции на рынке и обострением проблемы выживания компании, условия обеспечения поддержки динамичного развития предприятия требует, во-первых, эффективных инноваций, которые обеспечивают качественные изменении внутренних процессов.
Инновации – это не только адаптивная реакция на изменение условий внешней среды. Сегодня инновации еще могут выступать как:
средство для повышения эффективности применения внутренних резервов;
средство повышения прибыли предприятия, которое можно получить за счет удовлетворения рыночного спроса и снижение затрат относительно конкурента.
Развитие предприятия должна быть тесно связано с таким экономическим показателями, как тенденции развития рынка и продвижения на него спрос, клиенты и поставщики, товарные запасы, прибыль, численность работников, электронные средства связи, расходы на оплату труда, транспортные вопросы и другие факторы внутренней и внешней среды.
Объектом исследование является стратегическое управление предприятием.
Предметом исследования является анализ стратегии управления компанией АО «Томскэнергосбыт».
Цель работы – исследовать основные модели и особенности построения стратегии системы управления на АО «Томскэнергосбыт».
Достижения заданной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
рассмотреть стратегию и стратегическое управление предприятием;
изучить основные модели построения стратегии системы управления на отечественных предприятиях;
изучить значение построения стратегии в управлении предприятием;
представить технико-экономическую характеристику АО «Томскэнергосбыт»;
провести анализ системы и стратегии управления АО «Томскэнергосбыт»;
разработать план построения стратегии в управлении компанией АО «Томскэнергосбыт».
Для написания работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии и материалы Интернета.
Стратегический менеджмент будет эффективным и результативным, если его модель соответствует конкретной ситуации и следующим условиям: умение смоделировать ситуацию; выявить причины необходимости изменений; разрабатывать стратегию изменений; способность к стратегическому управлению и воплощать стратегию в жизнь. Использование различных моделей стратегического управления даст возможность не только комплексно планировать дальнейшее развитие предприятия, но и направить его деятельность на конечный результат.
Список литературы:
Глава 1 Системное моделирование деятельности предприятия
1.1 Структурное моделирование предприятия
АО «Томскэнергосбыт» создано 31 марта 2005 года. Почтовый адрес: Российская Федерация, 634034, Томская обл., г. Томск, ул. Котовского, д. 19
Полное фирменное наименование Общества – Акционерное общество «Томскэнергосбыт». Сокращенное фирменное наименование Общества – АО «Томскэнергосбыт». Общество создано без ограничения срока деятельности.
Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.
Для получения прибыли Общество вправе осуществляет перечень любых видов деятельности, не запрещенных законом, в том числе:
покупка электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности);
реализация (продажа) электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам);
оказание услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги;
диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической и тепловой энергии;
оказание услуг по организации коммерческого учета;
разработка, организация и проведение энергосберегающих мероприятий;
выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов;
оказание энергосервисных услуг;
оказание услуг по проведению энергетического обследования (энергоаудита);
предоставление коммунальных услуг населению;
инвестиционная деятельность;
оказание консалтинговых и иных услуг, связанных с реализацией электрической энергии юридическим и физическим лицам;
организация и проведение работы с кадрами, включая подготовку и переподготовку, проверку знаний персоналом правил технической эксплуатации, правил пожарной безопасности, техники безопасности и других;
образовательная деятельность;
обеспечение в пределах компетенции режима экономической, физической и информационно безопасности Общества;
организация и проведение оборонных мероприятий по вопросам мобилизационной подготовки, гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и защиты сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством;
иные виды деятельности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Экономическая эффективность деятельности любого коммерческого предприятия характеризуется системой показателей, представленных в таблице 1. Одним из важнейших показателей является рентабельность, величина которой зависит от прибыли, ‒ формирование которой определяется выручкой и себестоимостью реализованных продукции, работ и услуг.
Общий объем выручки в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 506 939 тыс. рублей, (или на 3,74%,). За отчетный период себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг составила 13 207 479 тыс. руб., что на 445 тыс. рублей выше, чем в 2016 году.
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности АО «Томскэнергосбыт» за 2016-2018 годы
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016 г., %
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 277 769 243 906 194 151 69,90%
Оборотные активы, тыс. руб. 2 164 265 1 808 485 3 127 321 144,50%
Среднесписочная численность персонала, чел. 623 623 632 101,44%
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 13 552 118 12 929 258 14 059 057 103,74%
Себестоимость продукции, тыс. руб. 13 207 924 12 081 565 13 207 479 100,00%
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 344 194 847 693 851 578 247,41%
Собственные оборотные средства, тыс. руб. 108 871 383 393 866 865 796,23%
Производительность труда руб./ чел. 21 753 20 753 22 245 102,26%
Фондоотдача руб. 48,79 53,01 72,41 148,42%
Рентабельность продукции % 2,54% 6,56% 6,06% 238,49%
Среднегодовая стоимость ОПФ за 2016-2018гг. снизилась на 83618 (на 30,10%) тыс. руб. Вследствие роста выручки от реализации услуг фондоотдача в период 2016-2018 гг. возросла на 48,42%.
Текущие активы Общества на конец 2018 года составили 3 127 321 тыс. руб., или 87,19% от общей стоимости активов. По сравнению с 2016 оборотные активы увеличились на 963 056 (44,50%) тыс. руб.
Рентабельность продукции 6,06% характеризует долю прибыли от продаж в объеме продаж. За 2016-2018 гг. она повысилась в 2,38 раза, что является позитивным финансовым явлением.
Организационная структура предприятия представлена в Приложении 1.
Вначале проведем «чтение» данных, отраженных в бухгалтерском балансе. Для этого построим горизонтальный и вертикальный аналитический баланс. Данные отразим в таблице 2.
Таблица 2 – Основные показатели аналитического баланса
Наименование показателя Абсолютные значения, Относительные значения,
тыс. руб. %
2016 г. 2017 г. 2018г. 2016 г. 2017 г. 2018г.
Общая стоимость активов предприятия 2 832 161 2 202 716 3 586 588 100,00% 100,00% 100,00%
Стоимость внеоборотных активов 667 896 394 231 459 267 23,58% 17,90% 12,81%
Стоимость оборотных активов 2 164 265 1 808 485 3 127 321 76,42% 82,10% 87,19%
Стоимость материальных оборотных средств 9 121 6 770 11 241 0,32% 0,31% 0,31%
Величина собственного капитала предприятия 776 767 777 624 1 326 132 27,43% 35,30% 36,97%
Величина заемного капитала 2 055 394 1 425 092 2 260 456 72,57% 64,70% 63,03%
Величина собственных средств в обороте 108 871 383 393 866 865 3,84% 17,41% 24,17%
Рабочий капитал 166 217 419 322 884 397 5,87% 19,04% 24,66%
Текущие обязательства 1 866 752 1 253 382 1 333 964 65,91% 56,90% 60,56%
Собственный капитал вырос за счет нераспределенной прибыли, его удельный вес в общей стоимости источников формирования имущества вырос на 9,55%. Заемный капитал, напротив, снизился на 9,55%. Собственные средства в обороте повысились в 8 раз (757 994 тыс. руб.). Рабочий капитал вырос в 5,3 раза (718 180 тыс. руб.), текущие обязательства снизились 28,54% (532 788 тыс. руб.).
Далее сформируем аналитический баланс в абсолютных и относительных величинах. Аналитический баланс в абсолютных величинах отразим в таблице 3. Аналитические показатели позволят увидеть динамику основных финансовых показателей деятельности предприятия и сформировать выводы о влиянии тех или иных факторов на ее конечные результаты.
Таблица 3 – Аналитический баланс АО «Томскэнергосбыт» в абсолютных показателях
АКТИВ Коды строк Абсолютные величины, тыс. руб.
2016 г. 2017 г. 2018г.
1 2 3 4 5
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы 1110 33 118 53 903 63 525
Основные средства 1150 258 502 229 309 158 992
Прочие внеоборотные активы 1120+1130+1140+1160+1170+1180+1190 376 276 111 019 236 750
Итого по разделу I 1100 667 896 394 231 459 267
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы 1210+1220 9 969 8 894 14 572
Дебиторская задолженность 1230 890 314 563 943 771 063
Финансовые вложения 1240 214 1 338 515
Денежные средства 1250 1 155 000 1 180 165 2 279 254
Прочие оборотные активы 1260 108 768 54 145 61 917
Итого по разделу II 1200 2 164 265 1 808 485 3 127 321
Баланс 1600 2 832 161 2 202 716 3 586 588
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал 1310 31 212 31 212 40 158
Добавочный и резервный капитал 1340+1350+1360 87 739 87 739 588 243
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 1370 657 816 658 673 697 731
Итого по разделу III 1300 776 767 777 624 1 326 132
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 1400 57 346 35 929 17 532
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Заемные средства 1510 0 0 0
Кредиторская задолженность 1520 1 866 749 1 253 381 1 333 964
Прочие обязательства 1530+1540+1550 131 299 135 782 908 960
Итого по разделу V 1500 1 998 048 1 389 163 2 242 924
Баланс 1700 2 832 161 2 202 716 3 586 588
Далее необходимо закончить этот баланс, чтобы имелась полная информация о структуре активов и источников формирования имущества. Окончание аналитического баланса в абсолютных показателях сформируем в таблице 4. В ней представлена информация о динамике всех показателей АО «Томскэнергосбыт» за 2016-2018 гг. Кроме этого, показана разница в абсолютных и относительных величинах цепным методом и за весь исследуемый период.
Таблица 4 – Окончание таблицы «Аналитический баланс в абсолютных показателях»
Коды строк Относительные величины, % Изменения
2016 г. 2017 г. 2018г. В абсолютных величинах, тыс. руб.
на конец 2016 г. на конец 2017 г. (цепные) на конец 2018 г. (базисные)
2 6 7 8 9 10 11
1110 1,17% 2,45% 1,77% 20 785 9 622 30 407
1150 9,13% 10,41% 4,43% -29 193 -70 317 -99 510
1120+1130+1140+1160+1170
+1180+1190 13,29% 5,04% 6,60% -265 257 125 731 -139 526
1100 23,58% 17,90% 12,81% -273 665 65 036 -208 629
1210+1220 0,35% 0,40% 0,41% -1 075 5 678 4 603
1230 31,44% 25,60% 21,50% -326 371 207 120 -119 251
1240 0,01% 0,06% 0,01% 1 124 -823 301
1250 40,78% 53,58% 63,55% 25 165 1 099 089 1 124 254
1260 3,84% 2,46% 1,73% -54 623 7 772 -46 851
1200 76,42% 82,10% 87,19% -355 780 1 318 836 963 056
1600 100,00% 100,00% 100,00% -629 445 1 383 872 754 427
1310 1,10% 1,42% 1,12% 0 8 946 8 946
1350+1360 3,10% 3,98% 16,40% 0 500 504 500 504
1370 23,23% 29,90% 19,45% 857 39 058 39 915
1300 27,43% 35,30% 36,97% 857 548 508 549 365
1400 2,02% 1,63% 0,49% -21 417 -18 397 -39 814
1510 0,00% 0,00% 0,00% 0 0 0
1520 65,91% 56,90% 37,19% -613 368 80 583 -532 785
1530+1540+1550 4,64% 6,16% 25,34% 4 483 773 178 777 661
1500 70,55% 63,07% 62,54% -608 885 853 761 244 876
1700 100,00% 100,00% 100,00% -629 445 1 383 872 754 427
Для более полной картины необходимо сформировать аналитический баланс в относительных показателях. Относительные показатели показывают долю актива или источника формирования имущества в общей стоимости имущества на конечную дату. По данным аналитического баланса в относительных показателях видна динамика доли того или иного показателя на отчетную дату. Это очень важная информация, отражающая положение компании на рынке, а также для инвесторов. Инвесторы должны иметь полное представление о компании, в которую вкладывают свободные средства. Относительный аналитический баланс отразим в таблице 5. В таблице показано изменение показателей по отношению к началу периода, а также по отношению к изменению итога бухгалтерского баланса.