Курсовая с практикой Экономические науки Принятие и исполнение государственных решений

Курсовая с практикой на тему Разработка решения по улучшению условий деятельности малого и среднего бизнеса в субъекте РФ (по выбору)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1. Сущность
нормативного подхода при разработке управленческого решения……………………………………………………………………………6

Глава 2. Разработка
управленческого решения по улучшению деятельности малого и среднего бизнеса в
Новосибирской области. 14

2.1.      Краткая
характеристика деятельности малого и среднего бизнеса в Новосибирской области. 14

2.2.      Диагностика
проблемной ситуации. 18

2.3.      Проектирование дерева
целей и дерева решений. 21

2.4.      Прогнозирование
последствий реализации альтернатив. 24

2.5.      Выбор оптимальной альтернативы.. 25

2.6.      Планирование,
согласование и утверждение решения. 31

2.7.      Оформление
решения в виде документа. 32

2.8 Контроль реализации и оценка
эффективности решения. 33

Заключение. 36

Список
используемой литературы: 38

 

 



 

  

Введение:

 

Одним из направлений
обеспечения устойчивости экономического роста РФ, многократно подтвержденным
мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного,
рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Почти
треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом.

Малое предпринимательство
— это многочисленная группа мелких собственников и в силу своей массовости они
во многом определяют социально-экономический потенциал регионов и государства в
целом. Рыночные отношения в экономике делает проблему малого
предпринимательства предметом особого внимания представителей отечественной
науки, работников законодательной власти, а также руководителей и экономистов
практически всех структур бизнеса.

Таким образом, малое
предпринимательство гибко реагирует на изменения конъюнктуры рынка, быстро и
эффективно заполняет неиспользованное ресурсное пространство, препятствует
монополизации рынка, создавая при этом новые рабочие места, что особенно важно
в условиях кризиса экономики. Однако малое предпринимательство дает ощутимые
результаты только там, где осуществляется его действенная государственная
поддержка. В России пока еще не сформирована эффективно действующая система
государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая
формирование нормальной среды для его становления и развития.

Актуальность темы
исследования определяется тем, что малое предпринимательство по своей природе
не способно без государственной поддержки успешно противостоять в конкурентной
борьбе крупному капиталу, реализовать экономические и социальные интересы
мелких собственников. Вместе с тем, уровень развития действующей системы
управления государственной поддержкой малому предпринимательству не позволяет
обеспечить объективное выравнивание его положения по сравнению с другими, более
мощными секторами экономики, путем создания ему общих, благоприятных условий
для работы.

Необходимость управления
процессом развития системы государственной поддержки малого предпринимательства
в Новосибирской области обусловлена и потребностью всего общества в ускоренном
становлении бизнеса, являющегося наряду с крупным производством неотъемлемым
элементом рыночной системы хозяйствования, без соответствующего уровня,
развития которого современная экономика не может нормально функционировать.

Цель курсовой работы – разработать
решение по улучшению условий деятельности малого и среднего бизнеса в
Новосибирской области.

Для достижения
поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— раскрыть сущность
нормативного подхода при разработке управленческого решения;

— дать краткую
характеристику деятельности малого и среднего бизнеса в Новосибирской области;

— провести диагностику
проблемной ситуации;

— спроектировать дерево
целей и дерево решений;

— спрогнозировать
последствия реализации альтернатив;

— осуществить выбор
оптимальной альтернативы;

— провести планирование,
согласование и утверждение решения;

— оформить решение в виде
документа;

— разработать формы контроля
реализации и оценка эффективности решения.

Объект исследования –
условия деятельности малого и среднего бизнеса в Новосибирской области. Предметом
исследования является разработка решения по улучшению условий деятельности
малого и среднего бизнеса в Новосибирской области.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В большинстве развитых стран малые предприятия являются неотъемлемой
частью экономики. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций,
таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание
инновационной активности, смягчение социального неравенства.

Вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России
существенно ниже, чем в большинстве развитых стран. Доля малого и среднего
бизнеса в ВВП находится на уровне 20 – 21 %, в структуре занятости населения –
около 25 %. На малые и средние компании приходится только 5 – 6% от общего
объема основных средств и около 6 % от общего объема инвестиций в основной
капитал.

Несмотря на значительные объемы финансовых вложений, создание федеральных
институтов развития и инфраструктуры поддержки бизнеса на местах, существенного
прорыва и значительного роста масштабности компаний в этом секторе, которые
способны были бы создавать существенный вклад в экономику государства, пока не
происходит.

В работе была исследована проблема недостаточной эффективности реализуемых
мер в текущих экономических условиях и отсутствие системного результата –
диверсифицированной экономики, ключевым элементом которой является малый и
средний бизнес.

Главными факторами роста количества малых и средних предприятий в развивающихся
странах являются активная государственная поддержка, формирование действенной
инфраструктуры и сокращение административных барьеров, мешающих развитию
предприятий МСБ. Сегодня государственное регулирование и поддержка
предпринимательской деятельности не всегда осуществляется на тщательной и
систематической основе. Для того чтобы придать импульс в направлении
устойчивого роста, предпринимательство должно подвергаться разумному и
рациональному воздействию государства, не только его регулированию, но и
формированию условий для развития.

В работе предложено решение по улучшению условий деятельности малого и
среднего бизнеса в Новосибирской области.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные
на его основе результаты и выводы могут быть использованы как органами
государственной власти, так и региональными структурами управления при
формировании и реализации государственной политики по поддержке и развитию
малых и средних предприятий в приоритетных секторах экономики, а также при
разработке конкретных программ по поддержке и стимулированию развития малых и
средних предприятий, формированию инфраструктуры поддержки.

Необходимо отметить, что путем поддержки малого предпринимательства
государство решает ключевые проблемы повышения качества жизни населения и
увеличения граждан, которых можно отнести к среднему классу, а также
обеспечивает пополнение бюджета в первую очередь на уровне муниципальных
образований, где крупный бизнес, как правило, не зарегистрирован. Кроме того,
малый бизнес позволяет повысить уровень социальной ответственности предприятий,
экономической инициативы и осведомленности граждан в силу того, что он в
максимальной степени ориентирован на нужды общества и локального рынка
базирования.

Конкуренция, являющаяся основным условием развития малого бизнеса в рыночной
экономике, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, побуждает
предпринимателей, в том числе представителей крупного бизнеса, повышать
качество продукции и внедрять инновации.

Таким образом, эффективное регулирование и содействие развитию малого
бизнеса, является одним из ключевых государственных приоритетов на современном
этапе развития экономики.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.          
Сущность нормативного подхода при разработке
управленческого решения

1.1 Разработка
и принятие управленческих решений

В исследовании определенной
проблемы терминология имеет очень важное значение, так как позволяет не только
дать определение любого понятия и научного термина, но и выяснить его сущность
ради четкого однозначного понимания.

Понятие «решение» в
современной жизни очень многозначительно. Оно понимается и как процесс
(протекает во времени, состоит из ряда отдельных действий и процедур[1]),
как акт выбора из нескольких альтернатив и как результат выбора[2],
как побуждение к действию, и как один из видов умственного труда[3],
и как волевой акт[4].

Основная причина
неоднозначной трактовки понятия «решение» зависит от того, что вкладывается в содержание
понятия. Однако независимо от содержания, решение является одним из видов
умственной деятельности, является проявлением воли человека и характеризуются
следующими признаками:

— возможность выбора
единой действия из множества альтернатив (если нет альтернативы, то нет и
выбора, а, следовательно, нет и решения);


наличие цели (бесцельный выбор не считается решением);    

— необходимость волевого
акта лица, принимающего решение, поскольку решение — это борьба мнений и мотивов.

Управленческое решение —
это начальный и основной момент в организации деятельности каждого
руководителя, так как является основным содержанием процесса управления. Так Шипунов,
В.Г., Кишкель, Е. Н.  определяют управленческое
решение, как результат творческого целенаправленного анализа проблемной
ситуации, выбора путей, методов и средств ее решения в соответствии с целью
системы менеджмента[5].

А. Шегда считает, что
управленческое решение – это результат выбора субъектом управления способа
действий, направленных на решение поставленной задачи в существующей или спроектированной
ситуации.

По мнению Н. Иванченко
«управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем
в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение
целей организации».

Н. Малая и И. Проник
настаивают, что «управленческое решение, как и любое решение, является
результатом умственно-психологической, творческой деятельности руководителя, продуктом
управленческого труда, а его принятие – это процесс, который приводит к
появлению этого продукта».

Можно согласиться с Ю.
Мирошниченко, что выработка управленческого решения — это творческое, волевое
действие субъекта управления на основе знания объективных законов
функционирования управляемой системы и анализа информации об этом, которая
заключается в выборе цели, программы и способов деятельности по ее достижению
или в изменении цели. Как подчеркивает С. Чудновская «управленческое решение
является завершающим этапом процесса управления и определяет его результат».

Вся управленческая
деятельность направлена на решение конкретных задач и достижение целей организации.
В ходе управленческого процесса, под которым исследователями понимается
«универсальное, последовательное, точное и обязательное выполнение субъектом
управления функций управления, направленных на достижение желаемого последствия»[6]
происходит принятие решения, которое и является исходной стадией
управленческого процесса.

Основная характеристика
управленческого решения по нашему мнению — это его качество. «Качество — это
наличие существенных свойств, признаков, особенностей, которые отличают один
предмет или явление от других и придают ему определенности»[7].
Качество — категория объективная, так как каждому предмету или процессу присущи
те или иные свойства. Итак, качество управленческого решения — это совокупность
свойств управленческого решения.

Повышение качества
решений, принимаемых руководителями (люди, принимающие решения) является важнейшим
резервом повышения эффективности управления. Именно поэтому принятие
управленческого решение требует от руководителя высокого уровня профессионализма,
наличия социально-психологических качеств личности. Однако, как указывают
ученые не все специалисты, имеющие профессиональное образование, имеют
социально-психологические качества, а всего лишь 5-10% из них[8].

Таким образом, процесс
принятия управленческого решения может иметь интуитивный характер (собственное
чувство того, что выбор правильный) быть основанным на суждении (выбор,
обусловленный знаниями или приобретенным опытом, то есть руководитель
использует знание о том, что происходило в подобных ситуациях раньше и выбирает
похожий вариант, что, по его мнению, принесет наибольший успех), быть рациональным
(обоснование решения при помощи объективного аналитического процесса суть
которого заключается во взаимосвязи последовательных этапов: диагноз проблемы —
формулирование критериев принятия — решение — выяснение альтернатив — оценка
альтернатив — выбор решения).

Управленческие решения в
современных условиях могут быть совершенно разными по форме, масштабам, направленности,
времени разработки, принятия, реализации. Некоторые решения субъект управления
принимает быстро, на основе имеющегося опыта, другие — после тщательной
математической переработки и обоснования. В таких условиях упорядочения и
классификация управленческих решений становится крайне необходимой.

Обзор и анализ
литературных источников показал, что в теории менеджмента в целом выделяют
такие управленческие решения:

— по сфере охвата (общие,
частичные);

— по продолжительности
действия (перспективные, текущие);

— по уровню принятия
(решения на высшем уровне управления, на среднем и на низшем);

— по характеру решаемых
организацией задач (организационные запрограммированные решения,
организационные незапрограммированные решения, вызванные новыми или
неизвестными факторами и ситуациями; компромиссные решения, которые должны
уравновешивать возникающие противоречия);

— по способу обоснования
(интуитивные решения, решения, основанные на суждениях, рациональные решения);

— по способу принятия
(единоличные, коллегиальные, коллективные решения);

— по характеру целей,
заложенных в решение (перспективные, текущие, оперативные);

— по уровню принятия
(народнохозяйственные, отраслевые, региональные, местные,
внутрипроизводственные);

— по масштабу осуществления
(глобальные, локальные);

— по характеру проблем
(экономические, социальные, технические, организационные);

— по степени новизны
(стандартные, творческие);

— по предмету
(концептуальные, исполнительные)[9].



[1] Набойченко В.
Риски как объект социального контроля: теоретико-социологические подходы / В.
Набойченко // Управление риском. — 2015. — № 1. – с. 29.

[2] Романов В.С.
Управление рисками: этапы и методы // Факты и проблемы практики менеджмента:
Материалы научно-практической конференции 30 октября 2015 г. — Киров: Изд-во
Вятского ГЛУ, 2016 г. — с. 71.

[3] Супрунович Е.Б.
Управление рыночным риском / Е.Б. Супрунович, И.А. Киселева // Банковское дело.
— 2016. — №1. — С.27.

[4] Тепман
Л.Н. Риски в экономике: Учебное пособие для вузов / Под
ред. проф. В.А. Швандара . — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – с.
120.

[5] Кузьмин А.Е.,
Подольчак Н.Ю. Формирования и функционирования управленческих систем на
основе учета фактора риска // Актуальные проблемы экономики. — № 10. —
2015. — С. 128.

[6] Лапуста М.,
Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. — М.: ИНФРА-М,
2012. –с. 101.

[7]
Основы механизма управления рисками
предпринимательской деятельности // Проблемы науки, №1 — М .: ЦНТЭИ,
2015. – с. 60.

[8]
Романов В.С.
Управление рисками: этапы и методы // Факты и проблемы практики менеджмента:
Материалы научно-практической конференции 30 октября 2015 г. — Киров: Изд-во
Вятского ГЛУ, 2016 г. — с. 71.

[9]
Дубров
А.М. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: [Учеб пособ.]
/ А.М. Дубров, Б.А. Лагоша, Е.Ю. Хрусталев. — М.: Финансы и
статистика, 2013. – с. 115.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы