Курсовая с практикой на тему Разработка рабочей тетради как дидактического средства обучения по дисциплине профессионального цикла(направление юриспруденция)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования дидактических средств на интерактивном оборудовании на уроках русского языка в начальной школе 6
1.1. Понятие и виды дидактических средств 6
1.2 Особенности рабочей тетради как дидактического средства обучения в профессиональном образовании 10
1.3 Требования к разработке рабочей тетради 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Практическая работа по разработке рабочей тетради по юридической дисциплине в условиях образовательного процесса 19
2.1 Методика разработки рабочей тетради по учебной дисциплине «Семейное право» 19
2.2 Пример разработки рабочей тетради по дисциплине «Семейное право» (сокращенный вариант) 22
2.3 Методические рекомендации для преподавателей по использованию рабочей тетради 27
Выводы по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.
Сегодня педагогическая наука и практика высшей школы стремятся найти оптимальные пути реализации творческой самодеятельности личности, гуманизации учебного процесса; углубляет особый интерес к отечественному образованию, в частности правовому, а также к преподаванию правовых дисциплин. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изменение социально-экономических условий в российском обществе привели к повышению требований к уровню и качеству подготовки будущих специалистов.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода диктует необходимость обеспечения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой кругозор, стремиться к истине в науке и практике. Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения. Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля.
Современная методика преподавания юридических дисциплин имеет богатый арсенал различных способов, приемов и средств обучения. Необходимо отметить, что традиционные юридические дисциплины (конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.) постоянно обновляются по содержанию через динамические изменения в действующем законодательстве, принятие новых законов и других нормативно-правовых актов, ратификацию новых международно-правовых документов, развитие правовых институтов и т.п. Поэтому актуальной научно-методической задачей в вузах становится поиск новых эффективных дидактических средств обучения.
Таким образом, дидактические средства обучения остаются важнейшим компонентом образовательного процесса. Они сокращают время подготовки к практической части занятия, также облегчается восприятие слушателями учебного материала, улучшается его запоминание, что в конечном итоге способствует более качественному освоению профессиональных компетенций. И в настоящее время, в связи с нарастанием требований к повышению уровня подготовки студентов, особую актуальность приобретает вопрос о поисках актуальных дидактических средств, которые смогут обеспечить эффективность образовательного процесса.
Вопросы преподавания правовых дисциплин изучали такие ученые, специалисты в области педагогики и права как Е.В. Гнатышина, Е.В. Евплова, В.А. Затонский, Е.М. Ибрагимова, В.В. Лазарев, В.А. Козбаненко, А.В. Малько, А.Ю. Мамычев. Большая роль в данной области отводится Е.А. Певцовой, М.В. Чередниковой, Е.М. Кропаневой.
Степень разработанности в теоретико-методической литературе: проблемы создания, применения дидактических средств в процессе обучения рассматривали такие ученые, как В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, A.A. Виландеберк, Э.Г. Гельфман, Л.Я. Зорина, В.Д. Симоненко, Ю.Г. Татур, М.А. Холодная, Н.Л. Шубина, Н.В. Эрганова и др. Решение проблем дидактических средств, трактовки этого понятия, определения функций, выявление их роли в учебно-методическом комплексе при организации самостоятельной работы студентов осуществлялось в диссертационных исследованиях Е.С. Васильевой, О.Н. Ермаковой, Е.А. Ильиной, Т.Д. Речкиной, O.A. Сениной, А.Г. Ямщиковой и др.
Однако в современной научной литературе недостаточно изучена разработка рабочей тетради как дидактического средства обучения по дисциплине профессионального цикла (направление юриспруденция).
Итак, исходя из проблемы исследования, актуальной становится тема «Разработка рабочей тетради как дидактического средства обучения по дисциплине профессионального цикла (направление юриспруденция)»
Объект исследования – дидактические средства обучения в образовательном процессе.
Предмет исследования – разработка рабочей тетради как дидактического средства обучения по дисциплине профессионального цикла (направление юриспруденция).
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка рабочей тетради как дидактического средства обучения по дисциплине профессионального цикла.
Задачи:
описать основные виды дидактических средств обучения;
проанализировать особенности рабочей тетради как дидактического средства обучения в профессиональном образовании;
выделить требования к разработке рабочей тетради;
представить разработку рабочей тетради по дисциплине «».
Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической, учебной, учебно-методической литературы по проблеме исследования; анализ разработки рабочей тетради как дидактического средства обучения.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, выбор темы исследования подтверждается ее актуальностью, связанной с тем, что эффективные дидактические средства обучения в современных условиях являются приоритетными. Они задают практический характер образования, что становится ключом к оптимизации образовательного процесса, и в сфере права в том числе.
Механизм успешного функционирования дидактической системы состоит в том, что средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с преподавателем и его деятельностью, с обучающимися и их деятельностью, с содержанием образования.
Дидактические средства, как и методы обучения, выполняют образовательную, мотивационную, воспитывающую и развивающую функции, а также позволяют управлять и контролировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.
В ходе исследования выявлено, что дидактические средства являются элементами образовательной среды, которые сознательно используются преподавателями с целью более плодотворного взаимодействия с обучающимися. Эти средства включают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства; электронные пособия и рабочие тетради.
Рабочая тетрадь – это особый вид учебного материала, необходимый для самостоятельного изучения дополнительного материала и решения контрольных задач. Это часть образовательного процесса и предназначена для самостоятельной работы студентов и на занятии, и вне занятия.
Цель применения рабочей тетради в профессиональном обучении – это обеспечение поэтапного формирования знаний, поощрение активности в образовательной и познавательной деятельности студентов на занятиях теоретического и практического обучения.
Их преимущества заключаются в следующем:
сокращение времени для самостоятельной работы обучающегося;
позволяет ему более полно воспринимать теоретический материал, что способствует прочному и качественному усвоению знаний;
расширение границ учебника за счет большого количества разнообразных заданий, упражнений и т д.;
успешно формируются мыслительные навыки и умения;
преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами.
Различные типы рабочих тетрадей отличаются по содержанию. Рабочая тетрадь может содержать краткие теоретические сведения, словарь новых понятий, алгоритм решения заданий, развивающие, творческие упражнения, вопросы для самоконтроля, список информационных ресурсов и т.д.
С целью стандартизации схемы работы с рабочей тетрадью предусматриваются требования, которые должны выполняться при самостоятельной работе с учебным материалом. Также, важно соблюдать структуру рабочей тетради. В ее основу входит система заданий. При этом исследователи структурируют рабочую тетрадь по различным критериям. охватывающая весь курс учебной дисциплины или программы.
В целом, при разработке рабочих тетрадей юридического направления учитываются требования к современному учебнику и другим образовательным средствам, а именно:
ориентация на требования стандарта, фиксирующего содержательное наполнение формируемых компетенций;
взаимосвязь образовательных средств с открытой информационной образовательной средой;
развитие самостоятельности и инициативы обучающихся;
ориентация на диагностику достижений и поддержку обучающихся.
Из этого следует, что рабочие тетради по направлению юриспруденции призваны помочь обучающимся выполнять практические задания.
Важно соблюдать алгоритм разработки рабочей тетради. Так, по семейному праву в обязательном порядке принимаются к сведению все знания, умения и навыки, которые должен получить обучающийся, а также те компетенции, которые пригодятся в различных сферах правовой деятельности и будут способствовать принятию решений и совершению юридических действий в точном соответствии с законом РФ.
В рабочей тетради по семейному праву должна соблюдаться общепринятая структура изложения и должны соблюдаться методические требования по ее разработке.
Таким образом, цели данной курсовой работы достигнуты, поставленные задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты использования дидактических средств на интерактивном оборудовании на уроках русского языка в начальной школе
1.1. Понятие и виды дидактических средств
Сегодня в высшей школе стремятся найти эффективные пути реализации творческой самодеятельности личности, демократизации, гуманизации учебного процесса, перестройки стиля взаимоотношений между преподавателем и студентом, углубляя особый интерес к отечественному образованию, в частности правовому, а также к преподаванию правовых дисциплин.
Согласно ст. 43 Конституции РФ, устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), поддерживаются различные формы образования и самообразования [1]. При этом в Законе об образовании акцент делается на том, что подготовка специалистов проводится по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворяя потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии [2]. Введение ФГОС является одним из требований к качеству профессионального образования. И основной акцент в обучении ФГОС делается на достижении компетенций самостоятельно [3]. Поэтому специалисты обращают внимание на то, что преподавание в современных условиях является не столько процессом передачи информации, сколько организационной помощью студентам в ведении своей образовательной деятельности [17].
Гибкость, открытость и динамичность правового образования позволяют вбирать в себя все новые педагогические и образовательные технологии, методики, приемы, средства и т. д. [12]. То есть, речь идет о дидактическом обеспечении процесса обучения.
Эти вопросы занимали умы многих ученых, например, таких ученых-педагогов, как: Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, Е.А. Иванова, Н.С. Макарова, И.Т. Огородников, Н.Б. Попова, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский и мн. др.
В целом, исследователи указывают на существование дидактической системы, где особое место в данном процессе занимает применение средств обучения. О них говорят как в широком, так и в узком смыслах. В узком смысле под дидактическими средствами понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства. Широкий смысл предполагает, что к ним относится все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Специалисты выделяют общие средства обучения, которые классифицируют по разным параметрам. Так, к ним относятся различные материальные объекты, в т. ч. объекты, которые специально созданы для учебных целей в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности преподавателя и обучающихся.
По составу объектов средства обучения делят на такие группы, как.
материальные средства обучения (учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. д.);
идеальные средства обучения (чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. д.) [22].
Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами. Дидактические средства, в свою очередь, определяют по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). Данный признак позволяет подразделить дидактические средства на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные [22].