Курсовая с практикой на тему Разработка путей повышения эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов на примере бюджета Волгоградской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ 7
1.1. Понятие, сущность и классификация межбюджетных трансфертов 7
1.2. Формы межбюджетных трансфертов 12
1.3. Механизмы распределения субсидий 15
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Социально-экономическая характеристика Волгоградской области 20
2.2. Межбюджетные отношения в Волгоградской области 27
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Актуальность темы исследования определяется решением задач исследования межбюджетных отношений в условиях бюджетного федерализма, представляющих ценность не только для экономической науки, но и для разработки научно обоснованных мер проводимой государством бюджетной политики.
За последние 10 лет были предприняты серьезные меры по реформированию межбюджетных отношений в России. Среди таких мер стоит выделить следующие:
— Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.;
— Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.;
— Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 гг.;
— Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образования до 2013 г.
В основном, в рамках этих концепций и программ были достигнуты результаты по разграничению полномочий между органами власти всех уровней; определение принципов формирования и распределения межбюджетных трансфертов; введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
Современный процесс реформирования межбюджетных субсидий определяются государственной программой Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 15 апреля 2014.
Реализация данной подпрограммы позволит повысить эффективность предоставления целевых межбюджетных трансфертов (субсидий). На современном этапе развития России актуальной становится разработка мер по развитию межбюджетных отношений на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Об этом ведется речь в ежегодных посланиях Президента РФ. Например, в Послании о бюджетной политике в 2012-2014 годах идея укрупнения субсидий получила дальнейшее развитие. Основные идеи в этом Послании сводятся к тому, что реализация государственных программ на региональном уровне должна поддерживаться преимущественно одной субсидией, предоставляемой в рамках соответствующей программы, то есть мы видим, как идея укрупнения субсидий сводится к концепции «одна программа- одна субсидия». Также, акцентировано внимание на то, что необходимо «увеличить долю субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации до начала финансового года федеральным законом о федеральном бюджете».
Проблема повышения эффективности распределения межбюджетных трансфертов актуальна и для регионов, в том числе и для Волгоградской области. Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть пути повышения эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов на примере Волгоградской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить общую характеристику межбюджетных трансфертов, а также механизмы их распределения;
— проанализировать экономическое состояние Волгоградской области;
— рассмотреть существующий механизм распределения межбюджетных трансфертов в Волгоградской области;
— изучить пути совершенствования эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов на примере Волгоградской области.
Объект исследования – межбюджетные трансферты.
Предмет исследования — механизм распределения межбюджетных трансфертов в Волгоградской области.
Теоретическая база исследования представлена работами А. Лаврова, В. Назарова, Л. Якобсона, П. Кадочникова, И. Трунина, С. Синельникова-Мурылева, А. Божечкова, А. Мамедова, учебными пособиями и методической литературой, а также материалами, представленными сетью Интернет. В данных работах проанализирована реформа межбюджетных отношений в России, дана оценка проводимой бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений, а также описаны необходимые меры по дальнейшему совершенствованию межбюджетных отношений ориентированные на проведение контрциклической бюджетной политики, а также даны рекомендации по проведению мер, ориентированных на долгосрочную перспективу.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключение, списком использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические характеристики понятия межбюджетные трансферты и механизмы их распределения.
Во второй главе работы будут рассмотрены социально-экономическая характеристика Волгоградской области, а также существующий механизм распределения межбюджетных трансфертов в Волгоградской области.
В третьей главе работы рассмотрим механизмы совершенствования распределения межбюджетных трансфертов в Волгоградской области.
Заключение:
В заключение работы можно сделать следующие выводы. В условиях бюджетного федерализма, стало актуальным решение задач исследования межбюджетных отношений, так как они представляют ценность не только для экономической науки, но и для разработки научно обоснованных мер проводимой государством бюджетной политики.
В первой главе работы мы рассмотрели общую характеристику межбюджетных трансфертов. Мы рассмотрели, что межбюджетные трансферты – это один из инструментов перераспределения средств между регионами страны. Их основная функция – это обеспечение равномерности развития различных территорий в пределах одного государства. Изменения, происходившие в межбюджетных отношениях, носили эволюционный характер, а выделенные этапы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации позволяют судить о продолжающемся динамичном процессе их становления, направленном на обеспечение эффективного распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и совершенствование системы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Все виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, как и другим субъектам, необходимы именно для выполнения комплексного развития государства. В этой связи мы рассмотрели основные виды межбюджетных трансфертов и охарактеризовали их. Также мы остановились и на условиях предоставления межбюджетных трансфертов.
Также в первой главе работы мы рассмотрели механизм распределения субсидии. Как оказалось, субсидия предоставляется на условиях софинансирования. Субъект бюджетного планирования должен в отношении каждого вида субсидий разработать правила их предоставления и распределения. Также мы рассмотрели и формулу расчета субсидии. Однако субъект бюджетного планирования при определении уровня софинансирования вправе предусмотреть в правилах предоставления субсидий дополнительные показатели в этой формуле, что приводит к выводу, что в России практически отсутствует единая формула распределения межбюджетных субсидий.
Во второй главе работы мы рассмотрели социально-экономическое развитие Волгоградской области и организацию межбюджетных отношений в ней. Волгоградская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины. Административный центр — город-герой Волгоград. По оценке, численность постоянного населения области по состоянию на 1 декабря 2018 г. составила 2508,2 тыс. человек и уменьшилась за период с начала года на 13,1 тыс. человек. Индекс промышленного производства в декабре 2018 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 104,7%, в 2018 г. по сравнению с 2017 г.г. — 101,7%, Характеризуя агропромышленный комплекс, нами было отмечено следующее. За 2018 г. объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 128,0 млрд. рублей, или 96,8% к 2017 г. в сопоставимых ценах, в декабре 2018 г. – 3,5 млрд. рублей. Налоговые и неналоговые доходы поступили в областной бюджет за 12 месяцев 2018 года в сумме 70 318, 30 млн. рублей, что составило 101,3% от утвержденных назначений и 117,1% к поступлениям 2017 года.
Мы рассмотрели, что в Волгоградской области регулирование межбюджетных отношений осуществляется законом Волгоградской области от 26 июля 2005 года № 1093-ОД (в ред. От 31.10.2017) «О межбюджетных отношениях в Волгоградской области». Данный закон устанавливает порядок распределения дотаций из областного фонда финансовой поддержки поселений и из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), порядок расчета и установления нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, порядок расчета и предоставления субсидий областному бюджету, а также предусматривает возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов. Также мы рассмотрели порядок расчета объема областного фонда финансовой поддержки поселений.
В третьей главе работы мы рассмотрели, что формирование межбюджетных отношений в Волгоградской области на 2019-2021 годы будет ориентировано на продолжение оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований, направленной на решение текущих вопросов местного значения, которая создаст базу для реализации органами местного самоуправления задач, обозначенных Указом Президента Российской Федерации. Еще одном направлением формирования межбюджетных отношений является внедрение на территории Волгоградской области практики инициативного бюджетирования, которое представляет собой форму непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения инициатив по целям расходования определенной части бюджетных средств. В частности уже в 2019 году в рамках конкурса будут отобраны 49 инициативных проектов, на реализацию которых органы местного самоуправления получат дополнительные средства для их реализации в 2019 году – по 1 млн. рублей. Также с целью укрепления основ местного самоуправления, начиная с 2019 года, планируется передача части норматива отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 5 процентов, подлежащего зачислению в областной бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ
1.1. Понятие, сущность и классификация межбюджетных трансфертов
В любой стране существуют территории, которые различаются по своему развитию. Именно поэтому государство в целях обеспечения равномерности используются различные виды межбюджетных трансфертов. Причем обеспечение равномерности осуществляется на каждом уровне бюджета: федеральном, региональном и местном. В результате такая система позволит обеспечить эффективную компенсацию неодинакового развития регионов.
Речь идет о системе межбюджетных трансфертов. Говоря об определении межбюджетных трансфертов, отметим, что они представляют собой один из инструментов, посредством которых происходит перераспределение средств между регионами внутри страны[4, с. 33]. В этом и заключается основная функция межбюджетных трансфертов, а именно: обеспечение равномерности развития регионов внутри одной страны. Все денежные ресурсы страны сосредоточены в бюджете, от эффективного использования которых зависит судьба всего государства. Но при этом большая роль отводится не только тому, куда вкладывать эти средства, но и где именно это делать.
Далее рассмотрим, для чего используются межбюджетные трансферты. В первую очередь, они необходимы для того, чтобы устранить имеющиеся горизонтальных диспропорций между регионами. В результате это приведет к тому, что будет ликвидирована социальная напряженность в регионах, которая связана с экономическими спадами.
Во-вторых, следующая цель межбюджетных трансфертов заключается в том, чтобы устранить недостатки системы взимания налогов.
Далее рассмотрим исторические предпосылки развития межбюджетных трансфертов. Историки выделяют семь этапов развития межбюджетных отношений в нашей стране. Рассмотрим их на рисунке 1 и охарактеризуем каждый из этапов.
Рисунок 1 — Этапы развития межбюджетных отношений в России
Источник: по материалам [14, с. 32]
Первый этап затрагивает временной промежуток 1991 – 1993 гг. Данный период известен тем, что именно тогда была разработана новая налоговая система нашей страны[14, с. 54]. Это касалось и межбюджетных отношений. Они на тот момент времени основывались на регулирующих налогах. Кроме того, в это же время произошло расширение полномочий региональных и местных властей в области налогов. Также в системе межбюджетных отношений появился на тот момент времени субъективизм. Также на этом этапе произошла существенная дифференциация бюджетной обеспеченности населения различных регионов России, которую не удается сгладить до сих пор.
Второй этап начался в 1994 году и закончился в 1998 году. В этот период была проведена первая реформа межбюджетных отношений. Ее суть была связана с разработкой Концепции реформирования межбюджетных отношений. Вновь разработанная концепция предлагала новую систему финансовой поддержки регионов. Надо сказать, что предлагаемая система была более прозрачной. Однако она не имела достаточной законодательной базы. Ее базирование осуществлялось в основном на разделение бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы на основе ежегодных законов о федеральном бюджете. В 1994 году было сделано одно новшество в системе межбюджетных отношений, которое заключалось в создании целевого фонда финансовой поддержки регионов. Расходование средств из этого фонда возможно было только строго по определенным правилам.
В этот же период, на втором этапе развития системы межбюджетных отношений произошло следующее:
— для всех регионов были введены единые нормативы отчислений от федеральных налогов;
— региональные и местные власти наконец-то получили свободу в части введения собственных налогов;
— у регионов появилось права в части установления ставок налога на прибыль, который поступал в региональные бюджеты.
Однако уже в конце второго этапа, а именно в 1997 году с региональных и местных органов власти были сняты полномочия по установлению налогов. В этой связи только федеральные законодательные органы имели право устанавливать налоги на территории нашей страны. Система межбюджетных отношений продолжала нуждаться в дальнейшем развитии.
Третий этап известен тем, что тогда была одобрена концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ. Этот этап затрагивает временной промежуток с 1999 – 2001 гг. Самой важной частью в концепции было создание части, в которой велась речь о методике формирования и распределения Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Методика, которая существовала на тот момент времени имела следующие недостатки:
— базой расчета были данные за 1991 год;
— основным направлением была компенсация разрывов между доходами и расходами региональных бюджетов[5, с. 54].
Изменения в методике распределения трансфертов произошли уже с 1999 года, когда методика стала подразумевать выделение основной части трансферта. Причем делалось это пропорционально отклонению душевого налогового потенциала субъектов Российской Федерации от среднего по стране уровня. При этом обязательно учитывался показатель межрегиональной дифференциации объема и стоимости расходов на предоставление региональных общественных благ по Российской Федерации, который получил название индекса бюджетных расходов.
С 2002 года отмечают начало четвертого этапа в развитии межбюджетных отношений. Закончился этот этап в 2005 году. За это время было сделано следующее. В первую очередь, была разработана Программа развития бюджетного федерализма до 2005 года. В соответствии с этой программой началось реформирование межбюджетных отношений. Основная цель этой программы заключалась в том, чтобы оказать стимулирующее воздействие на регионы. Чтобы реализовать эту цель была поставлена задача, связанная с повышением бюджетного статуса, а также расширение налогово-бюджетных полномочий муниципальных образований. Важно было повысить роль собственных доходов для местных и региональных бюджетов.
Пятый этап затронул временной промежуток с 2006 – 2008 гг. В этот период межбюджетные отношение строились на Концепциях и методиках формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов Российской Федерации на соответствующий год и на среднесрочную перспективу. В соответствии с этими концепциями предоставление межбюджетных трансфертов предполагалось в виде форм финансовой поддержки, которые были указаны в Бюджетном кодексе.