Курсовая с практикой на тему Разработка программного обеспечения для автоматизации работы регистратуры поликлиники.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМНОГО ПРОЕКТА.. 6
1.1 Назначение разработки. 6
1.2 Требования к функциональным характеристикам.. 6
1.2.1 Интервьюирование заказчика (целевой
аудитории) 6
1.2.2 Постановка задачи. 10
1.3. Требования к составу и параметрам технических
средств. 11
1.4. Требования к информационной и программной
совместимости. 12
2. РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.. 14
2.1. Анализ требований и определение спецификаций
программного обеспечения. 14
2.2. Проектирование модели данных. 22
3. РЕАЛИЗАЦИЯ.. 26
3.1 Обоснование выбора средств разработки. 26
3.2 Реализация БД.. 30
3.3 Формы приложения. 33
3.4 Описание отдельных фрагментов реализации. 34
4. ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА.. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 42
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 44
Приложение 1. Листинг программного кода. 44
Приложение 2. Диаграмма последовательности
процесса «Регистрация пациента». 49
Приложение 3. Структура базы данных. 50
Введение:
В настоящее время, в
мире непрерывного потока информации, все большую актуальность приобретают
процессы автоматизации работ рутинного характера. Для достижения этих целей разрабатывается
ряд разнообразных программных комплексов автоматизации процессов предметной
области.
Создание
информационной системы предполагает, что основные операции по накоплению,
хранению и переработке информации возлагается на вычислительную технику,
специалист же выполняет только определенную часть ручных операций и операций,
требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений.
Вычислительная техника при этом работает в тесном взаимодействии с
пользователем, который контролирует ее действия, меняя значения отдельных
параметров в ходе решения задачи, а также вводит исходные данные для решения
задач и функций управления.
Одна из основных целей внедрения систем
обработки данных состоит в повышении эффективности работы организации или учреждения
за счет повышения скорости обработки информации и освобождению человеческих
ресурсов от рутинной однообразной работы. Жизненный цикл программного
обеспечения предусматривает одним из начальных этапов моделирование системы.
Актуальность
работы обусловлена повышением требований к качеству и
скорости разработки систем. Наличие модели, особенно для масштабных
многокомпонентных систем, позволяет оценить будущую функциональность системы,
ее внутреннюю архитектуру, интерфейсы и способы взаимодействия между элементами
системы и внешними сущностями, к которым, в том числе, относятся и
непосредственные пользователи системы. Одним из главных преимуществ
предпроектного моделирования можно выделить возможности оценки рисков и раннего
тестирования – выявления проблемных участков проекта на ранних стадиях. Это
позволяет более качественно организовать как процесс разработки так, что особо
важно, сократить и повысить эффективность тестирования и верификации
программного обеспечения.
Объектом
исследования данной работы является информационная
система автоматизации работы регистратуры поликлиники.
Предметом
исследования являются принципы и методологии
моделирования ИС, на примере UML моделирования.
Целью курсового проекта является
разработка модели и предпроектный анализ требований к ИС «Регистратура
поликлиники» отталкиваясь от словесной постановки задачи.
Этапы выполнения и задачи курсового проекта:
· поведение
короткого анализа предметной области;
· формализация
требований и абстрактное представление сущностей модели;
· разработка
модели в виде набора базовых диаграмм методологии UML-моделирования;
· первичное
проектирование структуры БД;
· проектирование
экранных форм;
· разработка
прототипа программного приложения.
В ходе курсового проекта необходимо:
1) Провести анализ предметной области: исследовать основные
бизнес- процессы в указанной области (работа регистратуры поликлиники), выявить основные сущности и их
бизнес-функции, определить структуру информационных потоков.
2) Разработать модель в нотации UML, которая должна включать
следующий набор диаграмм: диаграмма вариантов использования, диаграмма классов, диаграмма состояний,
диаграмма последовательности, диаграмма кооперации, диаграмма деятельностей,
диаграмма компонентов, диаграмма размещения.
3)
Задокументировать процесс моделирования и разработать информационное текстовое
сопровождение диаграмм.
4)
Разработать дизайн и спроектировать экранные формы будущей ИС.
5)
Разработать программный прототип проекта.
Далее будем рассматривать поликлинику в составе больницы.
Это не нарушает первичных условий, но накладывает некоторые особенности на
реализацию. При большинстве больниц существуют поликлинические отделения. На
них возлагается функция первичного обследования, диагностирования и
информационного сопровождения. Наличие информационной связи между этими
подразделениями, с точки зрения документирования процессов лечения пациента,
позволяет поддерживать необходимый уровень актуальности информации по пациенту
и оперативно получать необходимую в процессе диагностики и лечения информацию.
Заключение:
В
условиях рыночных отношений, для обеспечения конкурентоспособности,
исключительно важное значение имеет качественно новый подход к разработке ПО.
Хотя имеют право на жизнь и применяются, в зависимости от типа проекта и ряда
внешних факторов, различные экстремальные подходы к разработке ПО,
концептуальный аналитический подход превалирует, особенно в случае масштабных
многокомпонентных систем.
Язык UML уже сейчас
находит широкое применение в качестве неофициального стандарта в процессе
разработки программных систем, связанных с такими областями, как моделирование
бизнеса, управление требованиями, анализ и проектирование, программирование и
тестирование. Применительно к этим процессам в языке UML унифицированы
стандартные обозначения основных элементов соответствующих предметных областей.
Разработав модель и
специфицировав ее на языке UML, разработчик имеет все основания быть понятым и
по достоинству оцененным своими коллегами. При этом могут быть исключены
ситуации, когда тот или иной разработчик применяет свою собственную графическую
нотацию для представления тех или иных аспектов модели, что практически
исключает ее понимание другими специалистами в случае нетривиальности исходной
модели.
В работе спроектирована
модель системы, которая представляет собой информационную
систему автоматизации работы регистратуры
поликлиники. В работе приведен набор основных диаграмм модели. Диаграммы
описывают, характеризуют и детализируют модель с разных точек зрения, указывают
на некоторые особенности реализации и поведения будущей системы. Разработка
модели детализирует функции и способы взаимодействия отдельных элементов
системы. Разработку модели можно считать этапом проектирования.
В практической части, на основе ранее проведенного исследования и
моделирования, создается база данных и программный интерфейс для взаимодействия
с данными. В третьей главе работы описаны основные этапы практической
реализации программной системы.
В последней главе работы продемонстрирован тестовый запуск программного
комплекса, приведены все доступные пользователю формы, протестированы все
возможные варианты взаимодействия с данными. Адекватность реакции на действия
пользователями подтверждены экранными копиями (скринами) соответствующих форм,
которые также отражают и изменение в наборах данных, после проделанных над ними
действий.
Цели и
задачи, поставленные в начале работы, полностью выполнены, построена
информативная, с достаточным уровнем детализации, модель, которая может быть
использована на предпроектном этапе
разработки информационной системы АИС «Регистратура поликлиники».
Фрагмент текста работы:
1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМНОГО ПРОЕКТА
1.1 Назначение
разработки
В качестве объекта исследования рассматриваем поликлинику
(поликлиническое отделение) в составе больницы. Часто это отделение еще
называют отделением первичного диагностирования. Его основная задача –
регистрация пациента и разделение потока пациентов по направлениям
специализированных врачей, а также «отсеивание» пациентов с легкими формами
заболеваний, которые могут быть вылечены медикаментозно и не требуют
вмешательства узких специалистов. Основной документ (который и будет основой
информационной системы) это карта пациента. Именно в данном документе
фиксируются все процессы: обращения, диагнозы, предписания и т.д. 1.2 Требования
к функциональным характеристикам
Для определения основных функциональных требования
изначально проводится предпроектное исследование, которое включает опрос
заказчика и потенциальных пользователей разрабатываемой системы.
Структура вопросов и условные ответы представлены ниже.
1.2.1 Интервьюирование заказчика (целевой
аудитории)
Интервьюирование заказчика является
самым распространённым методом сбора первичной информации на начальных этапах
проектирования.
Интервью может быть шаблонным
(контекстно независимым) и проводится по ранее заготовленным вопросам. Обычно
первая встреча с заказчиком и предполагает проработку вопросов именно по
шаблону. Так ка для контекстных вопросов нужен уже определенный анализ, выборка
двусмысленных ответов из первого интервью, непокрытые места и детализация.
Далее представим шаблон первого
интервью с заказчиком:
1. Общие вопросы
· Какого рода программное обеспечение
вас интересует?
Система учета пациентов и автоматизация работы регистратуры поликлиники
Почему возникла необходимость в разработке и внедрении такой системы?
Наличие такой системы позволит решить ряд вопросов: скорость обслуживания
пациентов, менеджмент времени приёмов, полнота информационного описания по
конкретному пациенту, возможность автоматизировать различные отчетности и
выборки данных
2. Информация о компании
· Направленность деятельности фирмы?
Оказание
медицинских услуг: диагностика и лечение
· Какие цели преследует ваша
организация?
Повысить
качество обслуживания пациентов, выйти на новый качественный уровень работы
организации за счет активного внедрения современных информационных технологий.
· Масштабы организации с точки зрения
использования ИС?
На первичном
этапе планируется использование ИС только в регистратуре (параллельно с
ведением бумажного архива). В конечном варианте ИС должна использоваться в:
— регистратура
(4 ПК);
—
поликлиника (21 кабинет приёма, лаборатория, кабинет первичного осмотра,
процедурное отделение поликлиники);
— 6
отделений больницы (в среднем 2 ПК на отделение: зав. отделением, ПК старшей
сестры);
—
администрация;
-лаборатория.
3. Вопросы по программе
· Какие цели ИС? (для чего делается
ИС)
Основные
цели: учет и ведение медкарт, учет занятости специалистов, учет мед препаратов,
различные статистики и аналитики
· Кто является пользователем системы?
Пользователей
системы можно разделить на 4 категории:
— сестра
регистратуры: внесение фактических и паспортных данных пациента
— врач
поликлиники/больницы: первичная диагностика, предписание, история болезни
—
лаборатория: внесение результатов анализов
— сестра в
отделении: просмотр назначений
· что будет являть собой
информационная основа ИС?
Фактически
информационным ядром системы должна выступать БД медкарт пациентов. За основу
шаблона можно взять существующие и используемые на данный момент бумажные
аналоги.
· какие направления расширения системы
вы предполагаете?
На первичном
этапе рассматривается возможность реализации локальной системы СУБД
«Регистратура поликлиники». В дальнейшем планируется расширение в сторону
клиент-серверного приложения с централизованной БД и несколькими типами
клиентов: медсестра, врач, лаборатория и т.д.
· каков бюджет проекта?
Оценочно
250-300 тыс. руб.
· каковы желаемые результаты от
внедрения системы?
Централизованное
хранение данных по пациентам
Оперативность
информации по всей больнице/поликлинике
Учет
препаратов и расходных материалов в ходе лечения
Возможность
формирования выборок и анализа данных
Обработка
ответов этого первичного интервьюирования дает следующие результаты:
Система
должна быть клиент-серверной.
Существует
несколько типов АРМ (клиентов)
Клиенты
имеют распределенный доступ к ресурсам системы и ограниченные права по доступу
к информации (это особенно актуально для мед учреждений с точки зрения защиты
личных данных). Система должна иметь направленность учетной системы.