Курсовая с практикой Экономические науки Основы государственного и муниципального управления

Курсовая с практикой на тему Разработка предложений по совершенствованию организации утилизации и переработки бытовых отходов (в Республике Татарстан)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретические основы организации сбора и утилизации бытовых отходов в Российской Федерации 8

1.1. Содержание и принципы государственной политики в области переработки и утилизации бытовых отходов на федеральном уровне 8

1.2. Законодательная база в сфере утилизации и переработки бытовых отходов 13

1.3. Опыт зарубежных организаций по утилизации и переработки бытовых отходов за рубежом 15

2. Анализ системы утилизации и переработки бытовых отходов на территории Республики Татарстан 23

2.1. Основные принципы управления по вопросам переработки и утилизации бытовых отходов в Республике Татарстан 23

2.2. Оценка влияния бытовых отходов на экологическую ситуацию в Республике Татарстан 25

2.3. Проблемы обращения с бытовыми отходами на территории Республики Татарстан 29

3. Разработка мер по совершенствованию организации утилизации и переработки бытовых отходов на уровне Республики Татарстан 33

Заключение 39

Список использованной литературы 41

Приложение 45

  

Введение:

 

Актуальность темы курсовой работы. Вопрос вывоза мусора, или твердых бытовых отходов (ТБО), очень остро стоит в любом населенном пункте, так как его решение связано с необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистки населенных пунктов, охрана окружающей среды и ресурсосбережение. Эта опасность затрагивает все этапы обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки, и заканчивая подготовкой к использованию полезных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользованных фракций. В связи с тем, что до сих пор не существует единой системы нормативных документов на твердые бытовые и приравненные к ним отходы: одни документы определяют условия обращения с ТБО, другие — с промышленными, медицинскими, биологическими отходами, третьи — с отходами производства и потребления. До настоящего времени не определена степень и класс опасности ТБО в зависимости от содержания в их составе токсических веществ, в частности тяжелых металлов, канцерогенов и мутагенов, патогенных микроорганизмов и жизнеспособные яйца гельминтов. При транспортировке отходов не всегда учитывается необходимость минимизировать использование автотранспорта, который сам по себе является интенсивным источником загрязнения атмосферы. Поэтому проблема создания мусороперегрузочных станций и использования высоконагруженных мусоровозов важна не только с точки зрения экономии топлива, но и с экологической точки зрения.

Сложившаяся в Российской Федерации система обращения с твердыми отходами основана на захоронении подавляющего большинства отходов (около 98 %) на свалках и неорганизованных свалках. Ситуация усугубляется тем, что из-за отсутствия раздельного сбора ТБО просроченные лекарства, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы выбрасываются в общую тару, а зачастую и рядом с ней, вместе с бумагой, полимером, стеклом и металлические контейнеры, пищевые отходы. с остатками ядохимикатов, лаков, красок и т.п. Все это под видом неопасных ТБО вывозится на свалки, которые чаще всего размещают в разработанных карьерах, оврагах, заболоченных территориях вблизи населенных пунктов, что недопустимо с эколого-гигиенической точки зрения. Их часто называют полигонами, но они не соответствуют требованиям, предъявляемым к мусоропроводам, не имеют гидроизоляционного (бетонного, глиняного и др.) основания, препятствующего распространению токсических загрязнений по водоносным горизонтам.

Республика Татарстан является субъектом Российской Федерации в составе Приволжского федерального округа. В Восточной Европе Татарстан является одним из крупнейших культурных и экономически развитых центров.

Итак, актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что с развитием промышленности и урбанизации в Республике Татарстан, который сегодня стремительно развивается, как и во многих других регионах, обостряются и экологические проблемы. Интенсивное развитие строительной, нефтегазодобывающей, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, химической, легкой, пищевой промышленности, а также агропромышленного комплекса, быстрый рост автотранспорта в Татарстане – это основные причины загрязнения и ухудшения экологии региона.

Степень изученности темы.

Источниковая база исследования представлена следующими документами: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Уголовный кодекс Российской Федерации; Земельный кодекс Российской Федерации; Федеральные законы «Об отходах производства и потребления», ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; Закон Республики Татарстан «Об отходах производства и потребления» и т.д.

Большое внимание проблеме утилизации и переработки бытовых отходов в области законодательства на современном этапе в своих работах уделяют следующие авторы. Так, Т.Л. Антонова в статье «Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в России… » [16] изучает отдельные проблемы правового регулирования обращения с отходами производства и потребления, затрагивая проблемы законодательного и доктринального определения понятия «отходы», проблемы реализации инструментов административно-правового механизма в рассматриваемой сфере отношений таких, как лицензирование, контроль, нормирование, а также гражданско-правовой аспект — вопросы перехода права собственности на отходы. В работе А.С. Иванникова «Система управления отходами представлена система управления обращением твердых бытовых отходов …» [17] рассмотрен программно-целевой метод управления и реализация областной целевой программы, предназначенной для совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления. Д.К. Овсянникова в статье «Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере внедрения механизма расширенной ответственности производителей» [19] изучает развитие механизма расширенной ответственности производителя в РФ, современные нормотворческие инициативы, которые кардинально повлияют на развитие механизма расширенной ответственности производителя. А также проводит анализ проекта Концепции реформирования механизма расширенной ответственности производителей и импортеров потребительских товаров и упаковки и законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Анализ ситуации по организации утилизации и переработки бытовых отходов в Республики Татарстан представлен А. Щеповских в работе «Проблемы экологии и пути их решения в Республике Татарстан» [21]. рассматривает проблемы в области водопользования в Республике, действие нормативных актов по преодолению негативного воздействия на водные ресурсы, подчеркивая необходимость рациональной эксплуатации и улучшения экологического состояния водных ресурсов. Статья З.Х. Шакировой «Экологическая ситуация в Республике Татарстан» [33] посвящена экологической ситуации в Республике. В работе исследуется одни из самых острых проблем: проблемы атмосферы, водного пространства, почвы и уязвимости полигонов. Автором предлагаются способы защиты от негативного воздействия в каждой предлагаемой сфере.

Объект исследования — организация утилизации и переработки бытовых отходов.

Предмет исследования — совершенствование организации утилизации и переработки бытовых отходов (на примере Республики Татарстан).

Цель работы — анализ изучаемого вопроса в России и за рубежом, разработка предложений по совершенствованию организации утилизации и переработки бытовых отходов (на примере Республики Татарстан).

Для реализации данной цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить содержание и принципы государственной политики в области переработки и утилизации бытовых отходов на федеральном уровне;

2. Показать законодательную базу в сфере утилизации и переработки бытовых отходов;

3. Рассмотреть опыт зарубежных организаций по утилизации и переработки бытовых отходов за рубежом;

4. Выявить основные принципы управления по вопросам переработки и утилизации ТБО и дать оценку влияния бытовых отходов на экологическую ситуацию в Республике Татарстан;

5. Показать проблемы обращения с твердыми отходами на территории Республики Татарстан;

6. Разработать меры по совершенствованию организации утилизации и переработки бытовых отходов на уровне Республики Татарстан.

Методы исследования. В работе использовались методы теоретического анализа литературных источников, документации, анализ понятийно-терминологической системы, методы систематизации, обобщения, классификации.

Научной и методологической базой курсовой работы стали труды таких исследователей по рассматриваемой проблеме, как: Антонов Э., Антонова Т.Л., Гайнутдинова Л.А., Иванников А.С., Коняшин, М.С., Мутугуллина И.А., Овсянникова Д.К., Семенов А.В., Тараканов В.А., Шакирова З.Х., Шарапов А.Р., Гилязова А.А., Кадеева З.К., Щеповских А., Юмаева Л. С. и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыты особенности управления по вопросам переработки и утилизации ТБО и дать оценку влияния бытовых отходов на экологическую ситуацию в Республике Татарстан.

Практическая значимость работы может представляться для преподавателей и студентов высших учебных заведений, специализирующихся в сфере управления по вопросам переработки и утилизации бытовых отходов.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

В первой главе автором работы изучена специфика государственной политики в области переработки и утилизации бытовых отходов на федеральном уровне. Была выделена законодательная база в сфере утилизации и переработки бытовых отходов. Рассмотрен опыт зарубежных организаций по утилизации и переработки бытовых отходов за рубежом.

Благодаря высокоразвитой металлургической и горнодобывающей промышленности Россия максимально использует вторичные ресурсы производства и делает это очень эффективно, причем эти ресурсы находятся непосредственно на предприятиях, их не нужно собирать, сортировать, транспортировать.

Что касается ТБО, то здесь возникает ряд очень серьезных проблем.

В России практически отсутствует система сортировки мусора населением. Нет государственных программ, которые могли бы мотивировать население сортировать мусор. Необходимо изменить отношение к проблеме туберкулеза, большое значение имеет и просветительская работа с населением.

Методы обращения с отходами, применяемые в разных странах, также различаются. Переработка в качестве вторичных материальных ресурсов является наиболее распространенным способом обращения с бытовыми отходами в Германии и Бельгии. В Австрии самый высокий уровень переработки и компостирования отходов в ЕС.

Во второй главе рассмотрены основные принципы управления по вопросам переработки и утилизации ТБО, дана оценка влияния бытовых отходов на экологическую ситуацию в Республике Татарстан. Показаны проблемы обращения с твердыми отходами на территории Республики.

Опыт каждой страны в решении данной проблемы по-своему уникален. В каждом случае решения проблем, связанных с размещением ТБО, должны соответствовать специфике региона. Здесь важно учитывать положение дел в экономике государства, состояние уже существующей инфраструктуры сбора и утилизации ТБО и, наконец, способность и желание общества воплотить политические решения в реальность. жизнь.

В третьей главе представлена разработка проекта по совершенствованию организации утилизации и переработки бытовых отходов на уровне Республики Татарстан. Как выясняется, в регионе сложилась нормальная ситуация с вывозом и переработкой ТБО/ТКО.

Таким образом, у Татарстана большие перспективы в плане сокращения количества отходов и мусора, загрязняющих окружающую среду. Создание системы сбора и переработки отходов позволит повысить эффективность использования первичных природных ресурсов, а также сохранить природный капитал для будущих поколений.

Большое значение в решении этой проблемы имеет человеческий фактор, культура и отношение человека к этой проблеме. Поэтому информатизация производственного процесса, создание системы обращения с отходами, воспитание человека являются важнейшими составляющими экологической безопасности на пути Республики к устойчивому развитию.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы организации сбора и утилизации бытовых отходов в Российской Федерации

1.1. Содержание и принципы государственной политики в области переработки и утилизации бытовых отходов на федеральном уровне

При изучении особенностей проведения государственной политики в области переработки и размещения бытовых отходов на федеральном уровне, прежде всего необходимо отметить, что сами «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 гг.» утверждены Президентом Российской Федерации 30.04.2012 Д.А. Медведев [7]. Цель данной стратегии заключается в решении задач по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами, а также создания и развития инфраструктуры экологически безопасного вывоза отходов, их обезвреживания и размещения, а также поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механические и химической переработки, а также отходов, которые можно использовать в качестве вторичного сырья.

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 [9], одной из основных задач обеспечения экологической безопасности является эффективно использовать природные ресурсы, повышая уровень утилизации отходов производства и потребления. Формирование комплексной системы обращения с отходами на федеральном, региональном и местном уровнях является одним из экономических и экологических приоритетов Стратегии развития отрасли по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 25.01.2020 г. 84-р [12], а также задание, с помощью которого достигается цель, установленная Указом Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации для период до 2024 года», по эффективному обращению с отходами производства и потребления [10]. На сегодняшний день в целях консолидации полномочий по разработке государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами переданы из ведения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации № 1314 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части осуществления полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с ТБО» от 2018 г. [13].

Внесены изменения в положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации в части исключения полномочий по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами в Минстроя России, и наделение такими полномочиями Минприроды России.

Ранее на Минстрой России были возложены функции по разработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обращения с ТБО. Минприроды России осуществляло функции по выработке государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления.

Правовая основа обращения с отходами установлена Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [4]. Существенные изменения в Закон № 89-ФЗ внесены Федеральным законом № 458-ФЗ16 от 29 декабря 2014 г. [5], принятым в целях повышения эффективности регулирования в сфере обращения с отходами, формирования новых экономических инструментов привлечения отходов, находящихся в хозяйственном обороте, создать условия для привлечения инвестиций в сфере обращения с коммунальными отходами.

Закон № 458-ФЗ принимался более трех лет. Из 29 нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона № 458-ФЗ, 17 приняты по истечении 6-24 месяцев с момента окончания срока их подготовки, установленного протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства РФ А.Г. Хлопонина от 9 апреля 2015 г. № АХ-П9-24пр. Так, было положено начало реформе в сфере обращения с отходами [5].

Для начала реформирования и перехода на новую систему обращения с твердыми отходами каждый субъект Российской Федерации в соответствии со статьями 13.2, 13.3, 24.7 и 24.8 ФЗ № 89 должен был разработать региональную программу в области обращения с отходами, в том числе коммунальными отходами, территориальную схему, а также выбрать одного или нескольких региональных операторов, ответственных за весь цикл обращения с отходами на определенной территории, и утвердить единый тариф на служба регионального оператора по обращению с твердыми отходами [4].

Задержка с принятием нормативных правовых актов на федеральном уровне привела к невозможности регионов своевременно ввести реформу в сфере обращения с отходами по следующим причинам: отсутствие утвержденных территориальных схем обращения с отходами и выбранных региональных операторов. Итак, начало реформы перенесено было с 1 января 2017 года на январь 2019 г.

В рамках национального проекта «Экология», утвержденного решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16 [8], государственная политика в области обращения с отходами (см. Приложение 1).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы