Курсовая с практикой на тему Разработка и реализация муниципальной политики (в конкретной сфере жизнедеятельности местного сообщества).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3 1.
Теоретические разработки и реализации муниципальной политики в социальной сфере. 5
1.1.
История развития муниципальной политики. 5
1.2.
Полномочий органов местного самоуправления. 8
1.3.
Реализация муниципальной политики в социальной сфере. 11 2.
Практические особенности разработки и реализации муниципальной политики в
социальной сфере на примере Управы района Арбат. 17
2.1.
Анализ разработки и реализации муниципальной политики в социальной сфере 17
2.2.
Оценка муниципальной политики в социальной сфере. 29
2.3.
Пути совершенствования муниципальной политики в социальной сфере. 33 Заключение. 40 Список использованных источников и литературы.. 43 Приложения. 46
Введение:
Актуальность темы курсовой
работы. Одной из главных задач деятельности органов местного самоуправления
России является непрерывное стремление к осуществлению связей с общественностью
и повышению эффективности своей деятельности в свете изменения глобальных
политико-правовых и социально-экономических условий. Обострение кризисных
ситуаций в мире показывает, что решающее значение приобретает способность
системы муниципального управления контролировать проявления процессов
бифуркации и вносить в них необходимые элементы упорядоченности и
целенаправленности аттрактора развития общества. Сегодня мир, почти лишенный
путевой нити, пытается на ощупь найти новый баланс, новое соотношение сил между
государством, рынком и гражданским обществом. Существует мнение, что в
современных условиях снижение качества муниципального управления является
общепризнанным фактом. В настоящее время перед муниципальной деятельностью и
муниципальной политикой ставится задача – «овладеть наукой управления, создать
эффективный управленческий аппарат, совершенствовать систему органов
муниципального управления, формы и методы их деятельности». Помимо
методологических основ эффективного муниципального управления, важное значение
придается таким составным элементам, как опыт, навыки, компетентность
муниципального аппарата, ответственность за исторические традиции и иные
условия.
Государственная власть, в
отличие от местного самоуправления, не может создать условия, отвечающие
индивидуальному подходу к решению всех социальных проблем местного населения
(демография, образование, здравоохранение, семейная и молодежная политика,
культура и спорт, и др.). В этой связи актуален интерес к изучению особенностей
развития социальной сферы конкретных муниципальных образованиях, в частности, в
сфере экономики, от которой во многом зависит стабильность решения жизненно важных
задач развития городских округов и поселений.
Объектом
исследования в курсовой работе являются общественные и правовые отношения,
связанные с муниципальной
политикой в
социальной сфере.
Предметом
исследования в курсовой работе являются механизмы реализации муниципальной
политики в
социальной сфере.
Цель
курсовой работы: анализ проблем разработки и реализации муниципальной политики
в социальной сфере.
Для
достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач
курсовой работы:
— изучить историю развития муниципальной политики;
— раскрыть
полномочий органов местного самоуправления;
— раскрыть реализацию муниципальной политики в социальной сфере;
— провести анализ разработки и реализации
муниципальной политики в социальной сфере;
— оценить муниципальную политику в социальной сфере;
— определить пути совершенствования муниципальной политики в социальной
сфере.
Теоретическая и
практическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные
положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при
совершенствовании муниципальной политики в социальной сфере.
Структурно курсовая
работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
1. Становление новой модели муниципальной политики в Российской Федерации
представляет сложный, иерархичный и длительный процесс трансформаций властных
полномочий на местах с учетом не только полномочий, но и экономических
факторов, специфики развития местного хозяйства. Исторический опыт России
подсказывает, какую роль местное самоуправление может и должно сыграть в
построении государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Организационные основы местного самоуправления и современные формы
непосредственной демократии призваны обеспечить взаимодействие населения с
представительными органами муниципальных образований, самостоятельность
деятельности населения по управлению местными делами, создать условия для
эффективного решения вопросов, возникающих на муниципальном уровне.
2. На данный момент, мы считаем, что компетенцию органа местного
самоуправления следует выражать через предмет ведения и непосредственно
полномочия, которые определяем следующим образом. Предмет ведения — это
различные категории общественных отношений, которые характеризуют сферы
деятельности органов муниципального самоуправления, в которых они имеют права и
обязанности по принятию юридических решений. Непосредственно полномочия — права
и обязанности органа местного самоуправления, закрепленные нормативно-правовым
актом. И уже через эти полномочия раскрывают компетенцию органа местного
самоуправления и являются руководящим элементом для органов местного
самоуправления, так как именно их осуществление организует необходимые
отношения.
3. Социальная политика
муниципального образования представляет собой систему, центром которой являются
требования федерального уровня, учитывающую управляющие воздействия
региональных органов власти и дополняемую программами социального развития,
разработанные органами местной власти, основывающихся на социально- экономических
и культурных особенностях конкретной территории.
Именно
социальная функция является главной определяющей для муниципального управления
среди всех остальных. Целью социальной политики является последовательное
повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства,
обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и, прежде всего,
качественного образования, медицинского и социального обслуживания.
4. В Управе района Арбат муниципальная социальная
политика, как и в остальных субъектах Российской
Федерации преследует главную цель – обеспечение населения социальными услугами,
а также развитие и содержание социальной сферы муниципалитета. Между тем, стоит
отметить неразрывную связь муниципальной социальной политики с социальной
политикой государства. Поэтому развитие секторов социальной сферы в секторе
экономики, требует колоссальных вложений со стороны государства, которые должны
быть оправданы грамотным управлением в регионе.
5. Управа района Арбат ведет нечеткую и
противоречивую политику, создающую барьер во взаимодействии субъектов
управления территорией. Необходимо налаживать диалог на позициях равных
возможностей и полномочий для всех заинтересованных сторон. Только тогда можно
будет совместными усилиями решить существующие проблемы в социальной сфере и
повысить качество жизни населения Управы района Арбат.
6. Социальной сфере уделяется особое внимание. За счет ограниченного
бюджета Района Арбат невозможно устранить все слабые стороны,
однако, можно за счет одной сильной стороны устранить сразу две проблемы. При
открытии дополнительной секции — сократится безработица, улучшится здоровье
подростков и беременных женщин.
Налаживанию планово-контрольного процесса серьезно мешает отсутствие
утвержденного плана подготовки документов стратегического планирования,
устанавливающего не только сроки, но и временную последовательность в
разработке документов. Открытым остается вопрос о подготовке регламентов,
позволяющих оценить степень достижения целей в разрезе зон ответственности
конкретных управленческих структур, как в центре, так и на местах.
Таким образом, повышение качества жизни рассматривается как
приоритетная цель на всех уровнях власти, и только на муниципальном уровне
можно проводить наиболее комплексную социальную политику, которая учитывает
реальную ситуацию в социальной сфере конкретного территориального образования и
своевременно оказывает перечень необходимых социальных услуг. Местное
самоуправление обладает возможностью эффективно использовать и развивать
производственные, финансовые и человеческие ресурсы муниципального образования.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические разработки и реализации муниципальной политики в социальной сфере
1.1. История развития муниципальной политики Активное изменение и формирование систем муниципальной политики в России, также возникающие при этом трудности
делают актуальным их изучение на основе историко-гипотетического подхода. В
наше время востребованность таких работ связана с тем, что происходит переход
от старой системы местного управления к более реформированной, основанной на
идее её автономизации. Муниципальные структуры всё больше становятся
«обеспечивающими» властями, которые занимаются решением насущных проблем
населения, формированием предоставления услуг и отбором наиболее приемлемых
путей соответствия им, осуществление связи между государством и населением.
Сейчас появляется новая система взаимодействия традиционных институтов и
организационных структур публичной власти с новыми управленческими положениями
на местах [5, c.115].
В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем
протяжении ее истории. Много веков государство сознательно шло на возрождение и
совершенствование управления, в том числе и муниципального, особенно — в
периоды государственного кризиса, необходимостью выхода из которого было
проведение реформ. Весомый вклад в исследование вопросов самоустройства на
муниципальном уровне внесли отечественные ученые — Байнов М.С., Аитов H.A., Рященко Б.Р.,
Павленко В.Ф., Сигов И.И. и другие. В их трудах рассмотрены и изучены проблемы
управления как регионального, так и муниципального уровня. В меньшей степени
авторы обращаются к проблематике генезиса реформирования системы местного
управления (СМУ). Как результат, обращение к подобной тематике своевременно и
актуально.
Анализ действия механизма публичной власти любого современного государства
на низовом уровне свидетельствует о том, что происходит характерное поэтапное
распределение муниципальных функций, как по горизонтали, так и по вертикали. И
Россия не является исключением.
Для более полного раскрытия
необходимо обратиться к историческим источникам, для установления периодизации
становления муниципального управления в России. Исторический подход несёт
теоретическую основу, суть которой — понимание муниципального управления как
форма самоорганизации населения [3, c.117].
Всю историю самоуправления следует разделить на три периода.
В России интерес к вопросам СМУ возникал в переломные моменты жизни
государства. Наиболее длительным в хронологии формирования системы местного
управления оказался первый этап, на протяжении которого в России была
сформулирована так называемая континентальная модель, согласно которой
государство, несмотря на ряд делегированных полномочий, вмешивалось в
деятельность муниципалитетов. Примером может служить принятое в 1864г.
Положение о земских учреждениях, в котором говорилось, что земства действуют
самостоятельно. На деле государство стремилось ограничить их роль выполнением
идущих сверху указаний. В советский, 70-летний период развития, СМУ усилила её
подконтрольность от Центра на основе принципа «демократического централизма»
[12, c.92]
Процессы подлинного реформирования СМУ приходятся на начало 1990-х годов,
когда в РФ создаются правовые предпосылки новой модели местного самоустройства.
Началом муниципальной реформы признается 1991 год, рубежным — 1993, когда Конституция
РФ узаконила идею автономизации СМУ. Поэтому в 1995 полномочия уровней власти
были сформулированы на тройственной дифференциации: прав государственной
федеральной, региональной и муниципальной. Принципиальные основы реформы
местного самоуправления были определены в правительственной Концепции
разграничения полномочий между органами публичной и личной власти.
Конкретно-правовые рамки защитной организации установлены в Федеральном законе
№131-ФЗ [1].
Однако процесс практической децентрализации управления к началу века еще
далеко не дошёл до местного уровня. Проблемы финансирования, собственности и
компетенций настигли местное самоуправление в начале 2000-х годов. Это привело
к тому, что оно не смогло выполнять свои основные функциональные обязанности:
а) обеспечивать население достаточным объёмом социальных услуг;
б) влиять на оптимизацию социального управления;
в) являться особенной формой народовластия [8, .265].
Муниципальная реформа 2003г. была призвана снять эти противоречия. Суть
нововведений данной реформы заключалась в следующем:
1. Охват всех сторон деятельности
СМУ, а также четкое разграничение полномочий между уровнями публичной власти.
Это позволит более эффективно работать принимать управленческие решения и
решать социальные задачи.
2. Приближение к населению —
предусмотрено создание поселений, муниципальных районов и городских округов.
3. Конкретизированы экономические
основы местного управления. Это повысит ответственность перед государством в
распределении государственного бюджета.
4. Четко определенные на федеральном
уровне муниципальные системы: вводится принцип разделения властей на
муниципальном уровне и подробно регламентируется система органов.
Закон о местном самоуправлении 2003г. полностью вступил в силу 1 января
2009г. За время реализации реформы сделано уже немало, например, по данным
Росстата с 1 января 2019 года функционирует
22327 муниципальных образований, тогда как в 2003 году их было 11 576.