Курсовая с практикой на тему Разработка и реализация государственной политики (в конкретной сфере жизнедеятельности общества)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Государственная политика в сфере образования: теоретические и
организационно-правовые основы.. 5
1.1. Общая характеристика системы управления сферой
образования. 5
1.2. Государственная политика в сфере образования:
понятие, сущность, основные принципы.. 8
1.3.
Нормативно-правовые основы разработки и реализации государственной политики в
сфере образования. 11
2. Особенности разработки и реализации государственной
политики в сфере образования 19
2.1. Разработка и реализация государственной политики в
сфере образования на федеральном уровне. 19
2.2. Разработка и реализация государственной политики в сфере образования на
региональном и муниципальном уровнях на примере Московской области. 26
Заключение. 36
Список использованных источников и литературы. 38
Приложения. 43
Введение:
Актуальность
проблемы исследования обусловлена возрастающей ролью
образования в современной общественной жизни. В
настоящее время все актуальнее становится идея непрерывного образования. Такое
образование предполагает, что человек в течение всей своей жизни продолжает
образовательный процесс, способен добиваться успехов в различных сферах жизни
(экономической, социальной и экологической), быть не только хранителем, но и
пропагандистом общих человеческих ценностей. Знания необходимо постоянно
пополнять, конкретизировать их. Полученную вновь информацию правильно осмыслять
и использовать на практике, тем самым совершенствуя старые навыки и умения. Все
это играет важную роль в деятельности человека. Для того, чтобы стабильно
происходило формирование инновационной экономики, необходимо развитие сферы
образования, так как она представляет собой основу успешного развития
экономической сферы. И в современной политике образование по праву занимает
одно из центральных мест. Интерес представляет изучение и осмысление деятельности
органов публичной власти по разработке и реализации государственной политики в
сфере образования.
Степень
изученности проблемы исследования. Теоретические, организационно-правовые
основы, практические аспекты разработки и реализации государственной политики в
сфере образования исследовали Л.Ю. Айснер, М.В. Большедворская, Ю.В. Гуськов,
А.В. Дровалева, Е.Б. Ефтодий, А.В. Иващенко, О.А. Милькевич, Р.В. Солдатов и
др.
Объектом исследования определена государственная политика в сфере
образования.
Предмет исследования – организационно-управленческие отношения,
возникающие в процессе разработки и реализации государственной политики в сфере
образования.
Цель исследования – выявить особенности разработки и реализации
государственной политики в сфере образования.
Задачи исследования:
1) дать общую
характеристику сфере образования в РФ;
2) определить
понятие, сущность и основные принципы государственной политики в сфере образования; 3) исследовать
нормативно-правовые основы разработки и реализации государственной политики в
сфере образования;
4) выявить
особенности разработки и реализации государственной политики в сфере образования
на федеральном уровне;
5) выявить
особенности разработки и реализации государственной политики в сфере образования
на региональном и муниципальном уровнях.
Нормативная основа исследования – положения Конституции Российской Федерации [1],
федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов, регулирующих
отношения, складывающиеся в процессе разработки и реализации государственной
политики в сфере образования.
Информационная основа исследования – информационно-аналитические материалы
Министерства Просвещения РФ, Министерства образования Московской области,
администрации Воскресенского муниципального района Московской области и др.
источники.
Методология исследования
основана на использовании методов анализа, систематизации, обобщения, описательного,
комплексного, структурно-функционального подходов.
Структура
работы выстроена в соответствии с поставленными целью и
задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, освещающих основное
содержание темы, заключения, списка использованных источников и литературы и
приложений, содержащих пояснительный материал.
Заключение:
По итогам проведенного исследования
сформулированы следующие выводы.
Социально-экономическое благополучие
государства напрямую зависит от состояния системы образования, поскольку
образование выступает в качестве основного механизма с помощью которого
совершенствуется интеллектуальный ресурс человека.
В действующем российском законодательстве
отсутствует строго закрепленное определение государственной политики в сфере
образования.
Государственная политика в сфере
образования может быть представлена составная часть (подсистема)
общегосударственной социальной политики. Государственное управление системой
образования и государственная политика в сфере образования взаимосвязаны.
Государственная политика в сфере
образования – комплекс нормативно-правовых актов и практических мероприятий в
сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования
взрослых, определяющих главные приоритеты развития национальной системы
образования, принципы и основополагающие ценности.
Основная цель государственной политики в
сфере образования – это возможность получить доступное и качественное
образование практически в любой точке страны.
Повышение доступности, эффективности и
качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего –
одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка
системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов
социально-экономического развития страны.
Особенности государственной политики в
сфере образования в современной России заключаются в построении эффективной
системы регулирования сферы образования ввиду многогранности направлений образования
в современной России, сложности бюджетирования и контроля федеральных
образовательных стандартов и пр.
В числе особенностей современной
государственной образовательной политики в сфере образования выделяют грамотное
комбинирование в ней социально-политических, правовых и финансово-экономических
аспектов на основе проектного подхода.
На всех уровнях публичной власти разработаны
и реализуются меры по проведению государственной политики в сфере образования.
Государственная политика в сфере образования
на федеральном, региональном уровнях уровне разрабатывается и реализуется
посредством подготовки и воплощения на практике документов стратегического
значения в рамках программно-целевого и проектного подходов.
Федеральные органы исполнительной власти в
сфере образования выступают ответственными за разработку и реализацию
национальных проектов, а также участниками входящих в их состав федеральных
проектов.
Национальные проекты представляют собой
набор тех инструментов государственных программ, которые определены в качестве
приоритетных. Процессные мероприятия имеют направленность на поддержание
текущего и достигнутого ранее состояния, на достижение иных целей
государственной политики. На федеральном уровне для четкого обособления
процессной составляющей государственных программ в настоящее время используется
инструмент ведомственных целевых программ.
Фрагмент текста работы:
Государственная политика в сфере образования:
теоретические и организационно-правовые основы 1.1. Общая
характеристика системы управления сферой образования В настоящее время современное российское
образование определяется совокупностью новых и традиционных подходов,
базирующихся на федеральных государственных образовательных стандартах с
применением принципа единственности требований, а также унификации и стандартизации
процесса. Существует потребность преодоления опасности отставания государства
от всемирных направлений как экономического, так и социального развития [13, с.
207]. Основной целью современного российского образования является сохранение и
приумножение всего накопленного опыта и знаний, ценностей и навыков для обеспечения
доступности образования населения [26, с. 26].
Образование выступает важнейшим
инструментом выработки и реализации новой социальной идеологии, мощным
катализатором процесса восстановления интеллектуального и духовного генофонда
России. Д.М. Воронин, О.А. Милькевич дают характеристику понятия «образование» в
следующих значениях:
— как
ценность (состояние нравственного, интеллектуального, экономического и
культурного потенциала, его способность и возможность осуществлять
прогрессивное развитие цивилизации);
— как система
(взаимосвязанное множество образовательных учреждений различного уровня и
профиля оказываемых образовательных услуг);
— как процесс
(субъектно-объектное и субъектно-субъектное взаимодействие педагогов и
обучающихся при движении от цели к результату);
— как
результат (фиксируемый факт присвоения обучающимся всех тех ценностей, которые
важны для его успешной жизнедеятельности, для экономического, нравственного
состояния и самой личности, и общества, и цивилизации в целом (сформированные
компетенции) [23, с. 5].
Образование с позиции личности отражает ее
потребность в овладении информацией, системой знаний, навыков, опыта
деятельности, ценностей. Значимым является совпадение ценностей личности и
целей и ценностей развития общества. Этническое, социальное, культурное
своеобразие общества определяет необходимость моделирования ценностного
пространства образования, систем обучения, взаимодействия участников
образовательных отношений и партнеров системы образования (государство,
бизнес-структуры, культура и др.) в целях удовлетворения запросов членов
общества. Рассмотрение образования как ценности, значимой на всех уровнях –
государства и общества, общности людей и коллектива, конкретной личности.
Подобное понимание образования является условием успешности подрастающего
человека во всех сферах жизнедеятельности. Ребенок, принимая ценность
образования, изменяет отношение к школе, к образовательному процессу, к
событиям формализованной и неформализованной школьной жизни, демонстрируя
лояльность к недочетам и конструктивность в решении возникающих трудностей. С
позиции иных участников образовательных отношений (учителя, родители)
образование как ценность задает контуры понимания каждым из них сущности
образования, его ценностно-содержательной составляющей, методики организации
взаимодействия с ребенком [23, с. 6-7].