Теория и методика физической культуры Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Разновидность отдыха и его восстановительная функция на уроках физической культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОТДЫХА, ЕГО ВИДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. 4

1.1 Понятие, история и разновидность отдыха в спортивной
практике. 4

1.2. Дозирование физических нагрузок в спортивной практике
и на уроке физической культуры.. 9

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЫХА В ПРОЦЕССЕ
ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК.. 16

2.1 Диагностика эффективности отдыха в повышении
выносливости детей младшего школьного возраста. 16

2.2 Анализ результатов исследования. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 25

  

Введение:

 

На
всех этапах исторического развития общества человек практически не задумывался
о собственном здоровье. Он вел себя так, словно ему была отпущена вечная жизнь.
А о здоровье начинали задумываться слишком поздно, когда уже многое упущено.
Здоровье – это то, что не замечает человек, пока оно имеется, и то, что
становится заметным, когда оно исчезает. Потребность в отдыхе возникла существенно
раньше, чем человек осознавал его значение как способа остановки на
определенное время своей физической и умственной деятельности, чтобы позволить
своему организму пополнить или восстановить запасы энергии.

Двигательная
активность детей является основным среди режимных факторов, сказывающихся на
развитии и состоянии здоровья подрастающего организма. Наличие в школах трёх
уроков физической культуры в неделю не гарантирует полное удовлетворение
биологической потребности детей в двигательной активности. Поэтому необходимо
получение наибольшего положительного эффекта от занятий и его рациональное
использование. Непреложным условием уроков физической культуры является его направление
на укрепление и восстановление здоровья, а также эффективность, зависящая от
соответствия величины нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям детей
школьного возраста. На сегодняшний день преобладающее число детей страдает
проблемами со здоровьем, и одна из причин появления подобных проблем у детей –
это неверное использование урегулированных по структуре и дозировке физических
нагрузок на уроках физической культуры. Для получения положительного
оздоровительного эффекта от физических упражнений необходимы знания учителя по
физической культуре нормы и количества дозирования физических нагрузок.

В
изучение понятия, разновидности и значения отдыха, чередования нагрузок и
отдыха внесли свой значительный вклад А.А. Виру, В.Г. Гуляев, А.В. Жеребцов,
В.В. Кузин, А.П. Лаптев, И.М. Сеченов.

Теорией
и методикой физического воспитания школьников в педагогической сфере занимались
такие учёные, как Б.А. Ашмарин, С.П. Евсеев, А.В. Колобков, Л.Б. Кофман, В.И.
Лях.

Непосредственно
подвижными играми и физическими упражнениями занимались М.Н. Жуков и А.
Макаров.

Цель исследования: выявить своеобразие восстановительной функции отдыха
на уроках физической культуры

Объект исследования: применение отдыха на уроках физической культуры.

Предмет исследования: методика применения отдыха на уроках физической
культуры.

Гипотеза исследования: восстановительная функция отдыха на уроках физической
культуры будет способствовать повышению выносливости детей младшего школьного
возраста, если:

1)
учитывать индивидуальные психофизиологические и возрастные особенности детей
младшего школьного возраста;

2)
регулировать утомляемость детей младшего школьного возраста и дозировать
физическую нагрузку на организм;

3)
чередовать интенсивную тренировку и активный отдых на уроках физической
культуры.

Задачи исследования:

1)
Рассмотреть понятие отдыха и перечислить основные его виды;

2)
Выделить параметры дозирования физических нагрузок в спортивной практике и на
уроке физической культуры;

3)
Провести диагностику эффективности отдыха в повышении выносливости детей
младшего школьного возраста и проанализировать результаты диагностики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак,
была доказана актуальность исследования по теме «Разновидность отдыха и его
восстановительная функция на уроках физической культуры», которая заключается в
нынешнем ухудшении здоровья детей и необходимости её совершенствования.

Путём
анализа литературных источников и проведения экспериментального исследования
была доказана выдвинутая гипотеза.

В
процессе исследования было рассмотрено понятие отдыха, его история, значение и
разновидность. Затем были выделены параметры дозирования физических нагрузок в
спортивной практике и на уроке физической культуры, а также проведена
диагностика эффективности отдыха в повышении выносливости детей младшего школьного
возраста и проанализированы результаты диагностики.

В
ходе эксперимента было выяснено, что использование интенсивных тренировок и
применение подвижных игр на протяжении учебного года способствовали повышению
выносливости детей младшего школьного возраста, как у девочек, так и у
мальчиков, а значит применение активного отдыха (подвижных игр) эффективно
влияет на физическую подготовку.

Таким
образом, были выполнены поставленные задачи, а значит, цель исследования была
достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОТДЫХА, ЕГО ВИДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

1.1 Понятие,
история и разновидность отдыха в спортивной практике.

Отдых
представляет собой времяпрепровождение, цель которого заключается в
восстановлении сил, достижении функционального состояния организма. Это время
является свободным от работы и каких-либо усиленных занятий. Кратковременный
отдых подразумевает передышку или сон, определяется физическими потребностями
организма человека, которые необходимы для его полноценной работоспособности [23;
с. 131].

Музыка,
литература, живопись и прочие виды искусства, до того как стать основными
занятиями для многих представителей общества, являлись отдыхом в сфере
развлечений для людей. И в нынешнее время, будучи профессиональной
деятельностью для одних, данные виды искусства являются развлечением для других
– слушателей, зрителей, читателей. Но если одним людям годится творческое или бездейственное
времяпровождение, то у других (в частности, если отдыхающие объединяются в
группы) долговременный бесцельный отдых приводит к деградации, агрессии,
выплеску скопившейся в ходе восстановления энергии. Чтобы избежать отрицательных
последствий подобного долговременного отдыха, люди всегда стремились к
организации активных и сравнительно мирных развлечений. С давних времён организовывались
развлекательные бои или единоборства, предназначенные не для поражения
соперника, а для демонстрации собственного мастерства, тренировки перед
настоящими боями. Развлекательные поединки всегда проводились по особым
правилам для исключения серьёзных увечий и летальных исходов. Античные
Олимпийские игры, русские кулачные бои «стенка на стенку», рыцарские турниры до
сих пор продолжают существовать в виде спортивных соревнований. Нынешние популярные
первенства, чемпионаты и Олимпиады собирают огромное количество зрителей со
всего мира. Исторически прославленные формы долговременного отдыха были групповыми.

Если
во время религиозного поста, военного похода или тяжелой сезонной работы имелись
свои ограничения – по еде, употреблению алкогольных напитков и преимущественно по
отдыху и развлечениям, то во время праздников, последовавших за ними, все наоборот:
приветствовалась обильная еда, употребление алкогольных напитков, а работа или
война были запрещены. Античная история демонстрирует множество случаев, когда
военные действия прекращались из-за религиозных праздников или Олимпийских игр.

Условно
учёные классифицируют отдых на следующие категории [23; с. 133]:

А)
по продолжительности:

· секунды: краткое
расслабление;

· минуты: перерыв;

· часы: ежесуточный
отдых, сон, посещение концерта, экскурсия, праздник, просмотр фильма;

· дни: выходные,
праздники, отпуск, путешествие;

· месяцы: большой
отпуск, большие каникулы;

· годы и десятилетия:
пенсия.

Б)
активный или пассивный:


активный  отдых – переход на какую-либо
деятельность, которая отличается от той, что вызывала утомление – например,
переход от бега к спокойной ходьбе, от быстрого плавания к неторопливым
движениям в воде. К активному отдыху относятся спорт, туризм, беседа.


пассивный отдых – это относительный покой, отсутствие активной деятельности,
движения: сон, расслабление, просмотр фильмов и сериалов, принятие ванны, загар
в солярии или на пляже.


к смешанному виду отдыху относятся охота, рыбалка.

В)
по составу отдыхающих:


коллективный отдых – группа друзей, коллег по учебе или работе,
единомышленников с аналогичными интересами и увлечениями, семейный отдых и
т.п.);


индивидуальный отдых: времяпровождение в одиночестве;


парный, романтический отдых.

Активный
отдых предполагает увлечение разнообразными видами двигательной активности, к
примеру, игровые виды спорта, плавание или медленный бег. Суть активного отдыха
состоит в усилении физической активности человека, позволяющей гарантировать
полноценность физиологических процессов в организме и поддержания тонуса
мускулатуры. Вследствие физической активности все системы органов человека
поддерживают свою работоспособность, что является гарантией отличного
самочувствия и жизнерадостного настроения [9; с. 91].

Достоинствами
активного отдыха в отличие от пассивного времяпрепровождения являются
возможность пребывания на свежем воздухе во время загородных прогулок или
путешествий, проведения тренировки в спортивном зале или фитнес — клубе,
выполнения оздоровительных процедур в специализированных салонах и домах
отдыха. Все названные варианты осуществления активного отдыха отражают суть ведения
здорового образа жизни.

Основные
функции активного отдыха:

А)
Восстановительная функция – обеспечение физиологической нормы здоровья и высокой
работоспособности;

Б)
Развивающая функция – формирование его духовных и физических сил;

В)
функция гармонизации – развитие гармонии между душой и телом.

Весьма
известным видом активного отдыха в нерабочее время являются спортивные игры
(баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей). Они оказывают всестороннее воздействие
на организм людей, занимающихся спортом. Включая разнообразные формы
двигательной активной деятельности, спортивные игры способствуют развитию
глазомера, точности и быстроты движений, мышечной силы, улучшению сердечно-сосудистой,
нервной, дыхательной систем, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного
аппарата. Спортивные игры характеризуются непрерывным чередованием игровых условий
и вырабатывают у спортсменов быструю ориентировку, находчивость и решительность.
Необходимость соблюдения конкретных правил в спортивных играх, и командная игра
позволяют воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе. Чем многообразнее
и труднее приёмы тех или иных игр, чем больше в ней движений, которые связаны с
усиленной работой мышц, тем интенсивнее они влияют на организм и ценнее, как
средство активного отдыха.

Целесообразное
применение физических нагрузок имеет неразрывное отношению к использованию и
нормированию нужного отдыха между упражнениями, повторами или тренировками.

Очень
важно, что в процессе отдыха в организме в виде биологической реакции возникают
процессы восстановления, обеспечивающие возврат исходного уровня работоспособного
состояния организма. Восстановление функциональности организма после физических
нагрузок проходит три фазы:

1)
Вследствие выполнения тренировочных заданий наступает усталость, функциональность
снижается, а потом постепенно переходит в обычное состояние до тренировки;

2)
Работоспособность повышается до такой степени, которая превышает обычный
уровень функциональности;

3)
Через определённое время достигнутый уровень сверхвосстановления функциональности
возвращается к исходному уровню, до тренировки [15; с. 16].

Необходимо
отметить, что психофизиологические сдвиги, совершающиеся в организме после
отдельных физических нагрузок, в процессе отдыха не ликвидируются целиком, а
сохраняются и скрепляются восстановительными процессами, и тем самым образуют
предпосылки возобновления деятельности организма на более высоком уровне. В
итоге прогрессирующе развивается тренированность спортсмена, и улучшаются
спортивные результаты. Поэтому контроль над интервалами отдыха является одним
из важнейших средств повышения качества тренировки. Умения тренеров и
спортсменов регулировать состояние утомления и восстановления в значительной
мере предопределяет качество тренировочного процесса. Необходимо учесть, что накапливание
утомляемости без надлежащего отдыха и восстановления функциональности обуславливает
развитие переутомления, перетренированности, снижение функциональности, ухудшение
спортивных результатов. К сожалению, подобные случаи еще имеются в спортивной
практике.

Наиболее
результативным, продолжительным и активным отдыхом является спортивный туризм,
который предполагает участие в спортивных мероприятиях. Различаются пешеходный,
горный, велосипедный, автомобильный, лыжный, водный и комбинированный туризм.
При этом последняя часть пути совершается пешком и часть тем или иным видом
транспорта. В зависимости от этого насыщенность физической нагрузки при
туристических путешествиях сильно колеблется. Нахождение на свежем воздухе в
среде живописных ландшафтов, активная мышечная деятельность порождают
позитивные эмоции. Во время туристических походов улучшается настроение,
возникает приток жизнерадостности и сил. Всё это оказывает положительное
влияние на нервную систему. Кроме того, продолжительное пребывание на свежем воздухе,
особенно при походах с ночлегом под открытым небом и в палатках, закаливает
организм [18; с. 99].

Значительную
роль также выполняют такие виды спорта как бег, плавание, доступные для всех
формы увлечений физкультурой и спортом. Ежегодный отдых обеспечивается в период
отпуска. Для наиболее эффективного отдыха необходимо полная обособленность от
обыкновенных занятий, изменение обстановки.

Спортивный
туризм является видом спорта, который основывается на соревнованиях на
маршрутах, включающих преодоление препятствий в природной среде (перевалов,
вершин, порогов, каньонов, пещер), и на дистанциях, проложенных в природной
среде или на искусственно созданном рельефе [6; с. 102].

Спортивный
туризм в России является национальным видом спорта, располагающим многолетними
традициями. Он содержит в себе не только спортивную составляющую, но и
особенную духовную сферу, и образ жизни самих любителей путешествий. Центрами
развития спортивного туризма по-прежнему являются туристические некоммерческие
клубы, хотя большинство туристов занимаются им самостоятельно.

Таким
образом, отдых и восстановление являются важнейшими факторами подготовки
спортсменов, значение которых в современном спорте постоянно возрастает из-за
повышения уровня физических нагрузок. Поэтому те спортсмены, правильно
отдыхающие и быстро восстанавливающиеся, имеют больше шансов на спортивные
успехи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы