Журналистское Мастерство Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Разбор тематики, проблематики, художественных особенностей, авторской позиции на примере репортажей Олеси Герасименко (русская служба БИ-БИ-СИ)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТАЖЕЙ 5

1.1 Понятие репортажа как жанра, классификация 5

1.2 Цели, особенности, структура жанра 11

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕПОРТАЖА 16

2.1 Основные характеристики репортажа 16

2.2 Исследование репортажей Олеси Герасименко 20

Заключение 25

Список литературы 27

  

Введение:

 

В современном быстро меняющемся мире трудно угнаться за огромным объемом информации. Новости сменяют друг друга ежеминутно. Нередко можно услышать мнение, что самое главное для журналиста – создать интересную историю, а в каком жанре она будет написана – неважно. Но это ошибочное мнение. Хорошая история – это сочетание актуальной новости, журналистского творчества, яркого заголовка и жанра.

В современных газетах репортаж встречается гораздо реже, чем, например, такие жанры, как заметка, статья, интервью.

Работа репортера – одна из самых динамичных и ответственных. По физической и динамической нагрузке она несравнима ни с какой другой профессией. Репортер должен быть в курсе всех событий. Это все обуславливает выбор темы.

Целью исследование – анализ особенностей репортажей на примере работ Олеси Герасименко.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить понятие репортажа как жанра;

2) проанализировать виды репортажей;

3) изучить цели и особенности жанра;

4) изучить структуру репортажей;

5) отметить основные характеристики репортажа;

6) изучить практические примере репортажей.

Для написания работы, мы изучили исследования нескольких авторов:

О. Ф. Майдуровой, А. Князева, Б. Бесс и Д. Дезермо, С. Г. Корконосенко, а также обращались к сети Интернет, где получили не только теоретические материалы, но и очень интересные примеры. Изученные нами авторы рассматривают различные аспекты профессии репортера.

Объект исследования – особенности репортажа как жанра.

Предмет – примеры репортажей.

В работе использовались общенаучные методы.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Публицистика как сочетание различных информационных жанров всегда была и остается предметом пристального внимания читателей, яркий, неповторимый, запоминающийся образ печатного слова позволяет ему создавать летопись нашего времени, становится живой историей.

В данной работе рассматривается один из самых старых и самых молодых жанров журналистики – репортаж.

Мы выяснили, что одной из главных характеристик современного репортажа является его синтетический характер, так как он объединяет и отражает элементы различных жанров. Умение правильно использовать все эти элементы в работе – одна из ступеней мастерства репортера.

Репортаж – один из самых личностно-ориентированных жанров журналистики, в котором доминирует категория авторского «я». Как следствие, репортаж может сочетать отображение реальности с наиболее полным выражением чувств и эмоций автора по поводу произошедшего или происходящего события, его собственных рассуждений и сравнений. Владение такими приемами отображения действительности, как создание «эффекта присутствия» и авторского понимания происходящего, является очень важным навыком для современного журналиста.

В данной работе мы рассмотрели жанр репортажа во всех его необходимых аспектах и проанализировали его место в современной журналистике на примере репортажей Олеси Герасименко.

Были отмечены основные особенности ее изложения действительности.

Опираясь на теоретическую базу и проведя анализ современного газетного репортажа, мы можем с уверенностью утверждать, что репортаж – это не умирающий, а развивающийся и трансформирующийся жанр.

Иными словами, репортаж — жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события.

Как пишет в своей книге В. Л. Цвик, репортаж — это жанр журналистики, дающий возможность оперативно сообщать для печати, СМИ, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого являлся корреспондент.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТАЖЕЙ

1.1 Понятие репортажа как жанра, классификация

Репортаж – это жанр журналистики, который дает представление о событии с точки зрения автора, участника или очевидца. Репортаж основан на методе наблюдения, поэтому присутствие журналиста на месте событий является обязательным. По сути, репортаж – это пошаговая запись автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен проследить, как разворачивалось событие, определить ключевые моменты, зафиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.

Основными признаками жанра являются:

1. Наглядность (формируется за счет использования «сенсорных деталей»: звуков, цветов, запахов).

2. Динамичность (постепенное развитие действия, наличие фабулы, сюжета, основного действия, кульминации и развязки).

3. Информативность (как можно больше деталей: мимика, выражение лица, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать обстановку)

Хорошо написанный репортаж должен обладать как «эффектом присутствия» (как будто читатель находится в том месте, которое описывает автор), так и «эффектом соучастия» (читатель эмоционально вовлекается в отношения с автором или персонажами). Репортаж – фабульный жанр, текст обязательно пишется от начала события до его завершения, время в репортаже дискретно, прерывистый характер его объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, значимых моментах.

Цель репортажа – прежде всего дать возможность аудитории увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), то есть создать «эффект присутствия». Репортер стремится как можно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до конца, оперативно воссоздать «историю события» в качестве его очевидца или участника. Поэтому в репортаже на первый план выходит личное восприятие события, что не противоречит объективности этого информационного жанра. Это разведывательный жанр, к которому журналисты обращаются, когда хотят сообщить о том, что происходит в стране и за рубежом.

Репортаж, таким образом, является одним из самых эффективных жанров журналистики, так как сочетает в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом.

Как и многие журналистские жанры, репортаж имеет соответствующую классификацию.

К жанру репортажа относятся:

 репортаж

 путевые заметки

 экономический репортаж

 критический репортаж

Существует широкий спектр тем, которые могут быть освещены в репортаже:

 политический

 культурный

 преступность

 -война.

Сегодня существует несколько основных тем репортажей:

 военные конфликты

 криминальные события (программы на канале НТВ)

 репортажи с демонстраций, акций протеста и голодовок.

Современный репортаж может успешно сочетать в себе как информационные, так и аналитические и журналистские элементы. Именно поэтому определенные трудности возникают не только при оценке функциональных особенностей репортажа, но и при его внутрижанровой классификации.

Задача классификации репортажа видится в том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую установку различных типов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером; в-третьих, выявить основные авторские приемы изображения действительности.

Репортаж делится на событийный, проблемный (аналитический) и когнитивно-тематический.

Событийный репортаж. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж – это всегда сиюминутная или даже немедленная реакция на происходящее. Поэтому для данного типа репортажа характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, благодаря чему создается «эффект присутствия». Предметом репортажа является событие, которое происходит на глазах репортера и визуализируется в тексте как результат непосредственного наблюдения автора. С точки зрения актуальности, событийный репортаж всегда затрагивает тему, представляющую общественный интерес.

Для того чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо поместить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты в центр произведения. При этом автор должен не только четко описать действие, разворачивающееся на его глазах, но и отслеживать все его повороты и конфликты. В репортаже позиция автора является доминирующей, поскольку именно через его личное восприятие читатель получает полное представление о происходящем. Репортер играет особенно важную роль, поскольку он не только является свидетелем событий, но иногда даже их инициатором и организатором. Автор может поделиться с читателями собственными чувствами и впечатлениями, внутренними переживаниями и эмоциями, оценками, размышлениями и комментариями, чтобы создать «эффект присутствия».

Документальность и точность изображения также достигается путем создания «визуального эффекта». Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.

Использование ярких деталей и подробностей. С помощью такого рода содержательных элементов можно описывать различные предметы или объекты материального мира, характеризовать поведение людей, описывать внешнюю обстановку события.

Использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести речь героев репортажа, тем самым вводя в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Итак, мы можем отметить, что событийный репортаж может быть основан, с одной стороны, на событиях, которые нужно быстро осветить, а с другой – на тех, которые требуют внутренней работы. И в том, и в другом случае необходимо выбрать самые яркие и значимые элементы события и показать их через динамичное действие или через описание внутреннего напряжения. Особенно важно создать «эффект присутствия». Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать ему и визуализировать время и место действия репортажа.

Аналитический (проблемный) репортаж. Этот тип репортажа ориентирован не только на описание отдельного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данном типе репортажа можно наблюдать симбиоз различных жанровых элементов. Аналитический репортаж может содержать элементы очерковые (описание места событий, характеристики участников), информативные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы обычно объединены единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис – аргумент – вывод. Поэтому в аналитическом отчете автору наиболее важно показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Журналист может рассмотреть более одного однородного события, происходящего в разное время и в разных местах, но вызванного одними и теми же причинами, чтобы проникнуть в суть проблемы. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные сдвиги».

Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания мыслей, суждений и версий автора и показа внутренних движущих сил, стоящих за проблемой.

В отличие от других форм, аналитический репортаж представляет факты в обобщенном виде, то есть как некое резюме уже проанализированных автором данных.

Когнитивно-тематический репортаж. По функциональному назначению этот вид репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментаторский. Во всех этих разновидностях на первое место выходит описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых, неизвестных сторон жизни общества.

Специальный репортаж. Готовится в тех случаях, когда ситуация или проблема требует тщательного и всестороннего изучения репортером. Обычно специальные репортажи пишутся на самые актуальные и социально значимые темы. Требуется особое репортерское чутье, чтобы выбрать из множества событий самые интересные. В то же время, как отмечают теоретики, «специальный репортаж должен соответствовать своему названию». Поэтому стоит задуматься, можно ли из данного конкретного события сделать репортаж с пометкой «специальный».

Итак, специальный репортаж всегда должен быть основан на актуальной теме. Важнее не скорость изложения фактов, а их актуальность и значимость для общественности.

В отличие от специального репортажа, в расследовательском репортаже основной акцент делается на процессе познания репортером ситуации. В этом случае многое зависит от роли, которую выбирает репортер. Как правило, в таких репортажах используется метод «наблюдения участника». В таких случаях журналисты меняют профессию или активно включаются в эксперименты. Пионерами метода «смены профессии» в российской журналистике стали Лариса Рейнснер и М. Кольцов.

Расследовательский репортаж, по мнению этих исследователей, представляет собой «динамическое описание полосы препятствий», которую журналисты преодолевают в поисках информации, которую пытаются скрыть.

Комментаторский репортаж. Этот вид репортажа сосредоточен не на детальном освещении события, а на его подробном комментировании. С помощью элементов комментария репортер может объяснить или разъяснить читателям суть события, то есть, как говорят теоретики, «извлечь из происходящего самое важное, но не толковать его глубоко, приводя дополнительные аргументы, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышлений и воображения читателю и слушателю».

В репортаже-комментарии могут быть использованы следующие виды комментариев: расширенный комментарий – пространное объяснение факта; синхронный комментарий – объяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста – факт комментирует профессионал, более компетентный человек; полярный комментарий-объяснение, объяснение факта разными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий обязательно должен быть соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, действием человека, жизненной ситуацией.

Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, можно отметить, что этот жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету представления и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательному и тематическому (специальный, следственный, репортаж-комментарий). Во всех этих случаях репортаж сохраняет свою информационную природу, даже если в нем присутствуют элементы анализа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы