Курсовая с практикой на тему Разбор и Этапы работы над пьесой Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
I глава Теоретическая часть 6
1.2. Значение пьесы в творчестве Л. Разумовской 6
1.3.История постановок и сценических решений пьесы 9
1.4. Изучение эпохи, в которой действуют герои пьесы 12
1.5. Актуальность пьесы 13
1.6.Событийный ряд в пьесе, основной конфликт, предлагаемые обстоятельства 14
1.7. Характеристика героев 15
II глава. Практическая часть. Этапы работы над пьесой 18
2.1 Выбор пьесы, погружение в материал, эпоху и характеры 18
2.2. Поиск сверхзадачи и сквозного действия 19
2.3. Решение образов, сценографии и музыкального оформления 22
2.4. Работа с актерами. Застольный период. Костюмы и репетиции в выгородке. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Введение:
На данный момент театральное искусство переживает довольно сложный период. Старые формы исчерпывают себя, медиа закрывает собой видимые перспективы развития театрального искусства. Стремление сохранить и возродить театр приводит к тому, что сценографы идут на любые эксперименты, чтобы шокировать публику. При этом, режиссеры забывают очень важную составляющую успеха любого спектакля – «живую жизнь человеческого духа», как писал К.С. Станиславский. М.О. Кнебель так определила главную идею всего учения Станиславского: «…для того чтобы создавать подлинную жизнь на сцене, нужно творить по законам жизни» .
Актуальность. Тема о «трудных подростках» всегда актуальна, ведь дети – это наше будущее, и от них зависит то, как мы будем жить. Каждый человек задумывается о том, каким растёт его ребёнок. Поэтому пьеса Л.Н. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» в свое время оказалась сигналом тревоги. И сегодня это произведение заставляет не ослаблять внимание и напряженно следить за духовным и нравственным развитием подрастающего поколения.
Для подростка, особенно современного, самыми сильными впечатлениями являются зрительные. Поэтому очень важно, чтобы молодежь видела себя и свои проблемы как бы со стороны. В этом случае хороший современный спектакль на близкую и острую тему может оказаться лучшим средством нравственного воспитания. Несмотря на то, что спектакль играют живые люди, не каждая постановка оказывается живой. Как пишет театральный критик М. Дмитревская: «Чаще всего мы сталкиваемся со спектаклями — «вампирами». И, не понимая, что произошло, выходим из зала разбитые, утомленные, будничные, даже если на словах признаём, что спектакль интересный. Но спектакль не напитал зал той живой энергией, которой обладает лишь оно – «живое искусство» .
Такой «живой» спектакль – это некое слияние душ: автора, режиссера, актеров, при этом, каждый исполнитель является главным носителем атмосферы.
Объект исследования – процесс работы режиссера над спектаклем.
Предмет исследования – этапы работы над пьесой «Дорогая Елена Сергеевна».
Цель данной работы – Рассмотреть этапы работы режиссера и актеров над пьесой Л.Н. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить творчество автора пьесы «Дорогая Елена Сергеевна, Л.Н. Разумовской;
2.Определить значение пьесы «Дорогая Елена Сергеевна» в творчестве автора;
3. Изучить историю постановок и сценических решений пьесы «Дорогая Елена Сергеевна»
4.Изучить эпоху, в которую живут герои пьесы;
5.Раскрыть актуальность пьесы;
6. Рассмотреть событийный ряд в пьесе, основной конфликт, предлагаемые обстоятельства;
7.Дать характеристику героев пьесы
8.Охарактеризовать основные этапы работы над пьесой:
8.1.Выбор пьесы, погружение в материал, эпоху, характеры;
8.2.Раскрыть сверхзадачу пьесы и найти сквозное действие;
8.3.Рассмотреть решение образов, сценографии и музыкального оформления;
8.4.Изучить работу с актерами. Застольный период. Костюмы и репетиции в выгородке.
Методы исследования
В работе использованы следующие методы: сбор информации, анализ, исследование, обобщение, выводы.
Научная новизна работы заключается в следующих критериях:
— остросовременный материал, выбранный для постановки;
— систематизация и обобщение теоретического материала, касающегося проблемы постановки пьесы для подростков;
— применение на практике теоретического материала.
Практическая ценность работы определяется:
— универсальностью теоретических сведений, представленных в данной работе, возможностью их применения актером при работе над любой ролью;
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Данная работа может представлять интерес не только для режиссеров, актеров, театроведов, она может быть полезна всем, кто интересуется театром и театральной педагогикой. С другой стороны, приведенные упражнения, необходимые для работы, и сделанные выводы намечают пути их практического применения в актерской технике.
Мы с актерами на практике прошли все этапы создания спектакля от погружения в материал, до выбора цвета футболок. И, проделав всю эту работу, я хочу сказать, что в этом процессе нет мелочей. За время работы мы очень сплотились, стали единомышленниками, решали вместе разные проблемы, и получили колоссальное удовольствие, как от процесса, так и от результата.
Наш спектакль оказался интересен, и друзьям, и педагогам, и родителям, которые были горды нашей совместной работой, а еще говорили: «А у нас был такой сервант», или: «Да, мы тоже слушали Окуджаву». Наши нововведения тоже все одобрили и оценили. Спектакль оказался интересным и актуальным для всех поколений зрителей. И я не устану повторять, что одним из самых важных моментов работы над постановкой было создание репетиционной, а потом и сценической атмосферы.
Таким образом, предлагаемые в работе теоретические и практические подходы открывают реальные возможности и перспективы исследования актерской работы над ролью, а также над созданием специфической сценической атмосферы, которая и на сегодняшний день остается малоизученным феноменом в искусстве, открытой темой для дальнейших исследований.
На примере анализа пьесы Людмилы Разумовской, я определила основные этапы работы актера над ролью. Определение сверхзадачи и сквозного действия, характеристики и биографии героев – все это необходимые этапы работы над спектаклем режиссера вместе с актерами. Событийная структура пьесы, включающая в себя наиболее важные события, определяет процесс движения всего спектакля к его идейному замыслу и движения отдельного героя к его сверхзадаче.
Выбор звукового, музыкального, светового и сценического оформления спектакля происходил на основе анализа уже существовавших постановок пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Учитывая положительный и отрицательный опыт сценической жизни этого произведения, я пришла к собственному режиссерскому решению.
Отправляясь в театр, зритель преследует вполне определенную цель – в связи с переживаниями героев пережить определенные чувства, заразиться определенными эмоциями. При том, что театр – искусство синтетическое, носителем специфики театра является исключительно актер, именно он создает сценическую атмосферу, необходимую для полноценного погружения в спектакль. Проведенная работа еще раз доказала, что для хорошего результата необходимо правильно построить рабочий процесс.
Фрагмент текста работы:
I глава Теоретическая часть
1.2. Значение пьесы в творчестве Л. Разумовской
Как пишут исследователи, Людмила Разумовская стала известна благодаря одной из своих пьес – «Дорогая Елена Сергеевна». Это же произведение было первым поставлено на сцене и увидело, как российского, так и заграничного читателя и зрителя. Только в Германии пьеса прошла более чем в ста театрах, а общее количество постановок в мире давно перевалило за тысячу.
Может показаться, что столь сильная вещь, написанная в начале драматургической карьеры, может свидетельствовать о глубоких личных переживаниях, заложенных в произведение. Да и сама Разумовская как-то признавалась в одном из интервью, что: «В первое время автор всегда более автобиографичен». Однако, действительность оказалась совсем иной: «Каждый из нас получил заказ от Министерства Культуры на написание пьесы. Тема заявки должна была быть, естественно, «проходной», то есть, идеологически правильной… Мы… придумали «проходной» сюжет про трудных подростков (какую-то чепуху), дающую право на заключение договора с Министерством и получение аванса в 500 рублей!.. Увы, «трудные подростки» меня нисколько не волновали. Я долго страдала, не зная, что бы такое написать» .
То, что у автора отсутствует интерес к проблеме, которая должна стать центральной в произведении, конфликтообразующим узлом, создает творчески тупиковую ситуацию: отказаться от работы нельзя, написать о том, что не интересует – творческий провал. Высокий профессионализм и чувство долга заставили Разумовскую обратиться к артефактам современности, которые касались бы проблемы «трудных подростков».