Курсовая с практикой на тему Равноправие как основополагающий принцип правового статуса личности в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические основы права, равенства и равноправия…………………. 5
1.1. Право как формальное равенство………………………………………………….. 5
1.2. Равноправие, как равенство
перед законом……………………………………. 9
Глава 2 Равенство и равноправие в российском праве…………………………….. 18
2.1. Правовой статус человека с точки зрения равноправия………………….. 18
2.2. Проблема неравенства в Конституции РФ……………………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………………………….. 27
Список литературы…………………………………………………………………………….. 29
Введение:
Проблемы равенства и равноправия в праве на протяжении исторического
развития были одними из самых сложных. Как известно, само право возникло в
результате неравенства, то есть возникновения групп людей, которые в
определенном плане отличались от остальных, наличием собственности, авторитета,
власти и пр. Право, согласно марксистской теории стало выразителем интереса
господствующего класса. То есть изначально право предполагало неравенство.
Однако с развитием общественных отношений пришло понимание того, что все люди
являются равными. Понимание этого возникло в том числе и в ходе борьбы граждан
за свои права. Впервые равенство на международном уровне провозглашено в
Декларации прав и свобод 1789 года, принятой в результате Великой Французской
революции. Несмотря на провозглашение и закрепление равенства в международных
нормах, вопросы неравенства по половому, национальному и иным признакам
продолжают оставаться актуальными.
Актуальность рассмотрения вопросов равноправия как основополагающего
принципа правового статуса личности в РФ
заключается в том, что данный вопрос всегда рассматривался в качестве
проблемного со времен возникновения в праве. Проблемы равенства и равноправия
были предметом исследования философов и мыслителей. Исследование этой проблемы
не ограничивается рамками права. Принцип равноправия рассматривается в качестве
философской категории, которая находят практическое применение при реализации конкретных прав и свобод
граждан, закрепленных в международных актах и в законах государств. При этом
проблема неравенства, ущемления определенных прав и свобод остается актуальной
и в настоящее время. Идея равенства прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина приобретает практическую, политическую и идеологическую
направленность.
Объект исследования — отношения, связанные с обеспечением
равноправия.
Предмет исследования — равноправие как основополагающий принцип
правового статуса личности в РФ
Цель исследования — определить каким образом современное право
провозглашает и гарантирует равенство граждан.
Исследование принципа равноправия осуществляется во всей его полноте,
начиная с конституционных норм и заканчивая конкретными правоотношениями, в
которых он реализуется. Правовые установления исследуются в тесной связи с
философскими воззрениями по проблемам равенства.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие
задачи:
· определить сущность права как явления, обеспечивающего равенство,
· охарактеризовать основные принципы равенства и
равноправия,
· охарактеризовать содержание равенства и
равноправия в российском праве,
· проанализировать проблемы обеспечения
равноправия.
Нормативную основу исследования составляют: Всеобщая декларация прав
человека, Конституция РФ.
Теоретическую основу исследования составляют работы таких
авторов, как М.Н.Марченко, С.С.Алексеев, В.ВЛазарев, Н.И.Матузов. А.В.Малько,
Е.А.Лукашева и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
Заключение:
В результате рассмотрения равноправия как основополагающего принципа
правового статуса личности в РФ можно
прийти к следующим выводам.
1. Право на этапе своего возникновения и на протяжении многих веков
служило скорее орудием неравноправия. Потому что оно выражало интересы
определенной части людей, получившей доступ к власти и закрепляло привилегии
высших сословий. Во времена рабовладельческого и феодального общества
неравенство людей было закреплено на законодательном уровне. Более того,
некоторые люди находились фактически в положении вещей (зависимые
сословия). Впервые провозглашение
равноправия стало возможным только в результате борьбы граждан за осуществление
равных прав и произошло это в 18 веке. Тем не менее, фактических механизмов
реализации равноправия не существовало. Долгое время сохранялось неравенство
женщин, сословные различия также имели
свое значение. Только в 20 веке была создана правовая основа для фактической
реализации принципа равноправия: принята Всеобщая декларация прав человека, где
равенство, как базовый принцип был
закреплен на международном уровне; создана ООН для контроля за
исполнением положений настоящей Декларации. Каждое государств, входящее в ООН
обязано закрепить принцип равноправия в своей Конституции или в законодательных
актах.
2. Конституция РФ провозглашает принцип равенства прав и свобод,
принцип равенства перед законом и судом, принцип равноправия мужчины и женщины.
В этом аспекте положения Конституции в полной мере соответствуют международным
правовым актам. Принцип равноправия является обязательной составляющей
конституционно-правового статуса личности. Каждый гражданин РФ вправе
реализовывать свои права независимо от пола, возраста, национальной и
религиозной принадлежности. Каждый имеет право на обращение в суд за защитой своих
прав. Все права граждан без исключения защищаются законом. При этом, несмотря
на указанные принципы, проблема неравноправия в РФ существует. Это проявляется
в дискриминации при приеме на работу, в дискриминации по половому признаку,
когда мужчины получают преимущество при трудоустройстве по сравнению с
женщинами. Остро стоит вопрос об обеспечении равных прав людей с ограниченными
возможностями. Основная проблема заключается в практических нарушениях принципа
равноправия, которые являются следствием низкого уровня правосознания и
правовой культуры, развитием определенных стереотипов, недостатками в
практической деятельности органов власти и должностных лиц. Несомненно, такие
проявления являются нарушением закона. Люди, столкнувшиеся с дискриминацией по
любому из признаков вправе защищать свои права в судебном порядке.
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Теоретические основы права, равенства и равноправия
1.1. Право как формальное равенство В
первобытном обществе система организации общественных отношений строилась
на всеобщем равенстве. Система
управления основывалась на уважении к старшим, действии моральных норм,
определенных обычаев и традиций.
Экономической основой первобытного общества была коллективная
собственность.
Возникновение права связано с развитием обычных норм родового
общества. «Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование
присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы
добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются
мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей
того общества — выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы
противостоять стихии, различным опасностям»[1].
С
развитием общественных отношений подобное регулирование обычными нормами уже
было недостаточно эффективным. Появление управленческих, государственных
структур привело к изданию определенных
письменных актов, содержащих нормы, которые уже можно назвать правом. Письменные нормы появились еще в древних
цивилизациях – законы Хаммурапи, Законы Ману и т д. Они во многом были основаны
на обычаях и религиозных представлениях, но были определенным образом
систематизированы. Их появление
свидетельствует о переходе от обычаев к правовому регулированию. В дальнейшем
нормы права стали издаваться в виде письменных указаний правителей, вождей,
императоров. «Возникновение права — закономерное следствие усложнения
общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и
конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а
значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах
общественных отношений»[2].
Первые законы государств закрепляли имущественное неравенство, привилегии
богатых и знати, бесправное положение рабов, повинности и ограниченные права
низших эксплуатируемых слоев населения. То есть существовавшие нормы отражали
существовавшее тогда социальное неравенство. И в этом смысле можно сказать, что
право было орудием господствующего класса: рабовладельцев, феодалов и т д.).
Таким образом, право в истории своего возникновения стало, прежде
всего, орудием неравенства. Оно закрепляло власть привилегированных слоев
общества, предоставляло преимущества одним категориям лиц перед другими. Такая
ситуация исторически продолжалась на протяжении долгого времени. Всем известно
о неравенстве в рабовладельческом обществе, когда некоторые люди находились на
правовом положении вещей. Неравенство существовало и в феодальном обществе, где
зависимые сословия не имели никаких прав. Впервые возможность бороться за свои
права появилась с развитием капиталистического общества, когда произошли первые
буржуазные революции. Исторически развитие понятия равенства прав и свобод
человека на международном уровне началось с принятия Декларации прав человека
гражданина 1789 года, которая стала результатом Великой французской революции.
В этой декларации провозглашались в основном гражданские и политические права.
Провозглашение равенства граждан также тесно связано с теорией естественного
права, согласно которой все люди от рождения обладают естественными и
неотъемлемыми правами.
Теория естественного права связана с договорной теорией
происхождения государства и развивает идею существования естественных,
неотъемлемых прав человека, которые даны ему природой. Договорная теория
происхождения государства была разработана в XVII-XVIII веках. Эта теория была
сформулирована в работах Г. Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж.
Руссо, А.Н. Радищева и др. Согласно
данной теории до появления государства люди находились в естественном состоянии
которое можно было охарактеризовать по-разному (неограниченная свобода, война
всех против всех, всеобщее благоденствие). Люди в то время обладали
естественными правами, которые были дарованы им от рождения и не
предоставлялись какой-либо властной
организацией, например, государством.
Естественные права в данной теории были связаны с идеей справедливости, нравственными
началами. К естественным и неотчуждаемым правам
относятся право на жизнь, свободу, равенство и др. на определенном этапе
развития общества происходят различные
злоупотребления и нарушения прав. Чтобы обеспечить охрану своих прав люди
заключают общественный договор о создании государства и передают ему часть
своих прав, с тем чтобы государство обеспечивало порядок в обществе. Таким
образом представители естественной теории происхождения права считали, что
существует естественное право, которое возникло еще до появление государство и
оно выражается в предоставлении всем свободы и равенстве граждан. Естественное право даровано каждому от рождения.
После же появления государства возникло позитивное право, которое исходит от
государства и устанавливает для граждан различные права и обязанности. «Они
различают два вида права: естественное — предшествовало появлению общества и
государства (принадлежит человеку от рождения); позитивное — возникает с
государством, формулируется им и является логическим продолжением естественного
права в реальных условиях»[3].
Принцип равенства прав и свобод граждан предполагает, что при применении правовых
норм все граждане равны, все обладают равным комплексом прав, свобод и
обязанностей и возможностями для их осуществления. Недопустима дискриминация по
какому-либо признаку и лишение гражданина его прав в ином порядке, кроме как
установленном законом. Принцип равенства граждан является одним из основополагающих
конституционных принципов в демократических государствах. Именно за
равенство в правах боролись люди,
организовывавшие революции, а неравенство стало причиной недовольства существовавшей государственной
системой. Впервые принцип равенства граждан был провозглашен в Декларации прав
и свобод человека и гражданина 1789 года, которая и в настоящее время является
действующей во Франции. В Декларации права рассматриваются в качестве естественных и
неотъемлемых, к ним причислены: свобода, собственность, безопасность и
сопротивление угнетению, а также равенство. Преамбула дополняет перечень прав и
свобод, закрепляя равенство мужчины и женщины. В условиях существовавшего
социального неравенства, неравенства в избирательных и прочих правах,
провозглашение равенства было большим прорывом в обеспечении прав и свобод
человека и гражданина. В настоящее время принцип равенства перед законом
признается международным правом и внутригосударственным правом большинства
демократических государств.
Таким образом, право по своей природе не было явлением равенства.
Оно лишь было способно установить некие общеобязательные нормы, которые
распространялись на всех граждан государства. Возможность провозгласит в праве
равенство всех людей появилась только тогда, когда общественные отношения
достигли такого уровня развития, когда такое равенство стало очевидным
принципом, подлежащим защите в том числе на международном уровне. Однако и
одного провозглашения было недостаточно. Права граждан продолжали ущемляться по
тому или иному признаку. Женщины долгое время не получали равных прав с
мужчинами. Очень велика была разница имущественного положения. Понятие сословий
не утратило своего значения после
провозглашения равенства. Наиболее существенная работа в этом направлении стала
проводиться только в ХХ веке, с образованием ООН и принятием Всеобщей
декларации прав человека. [1] Теория государства и права: Курс лекций /
под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. М. 2018. С. 26. [2] Теория государства и права: Учебник для
вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.2018. С.68 [3] Мелехин А.В. Теория государства и права:
Учебник. М.2017. С.41