Курсовая с практикой Педагогика/Психология Творческая и исполнительская деятельность

Курсовая с практикой на тему Растительный орнамент в декоративно-прикладном искусстве России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Творческая часть 5
Технологическая часть 18
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 35

  

Введение:

 

Тема данной работы «Растительный орнамент в декоративно-прикладном искусстве России». Она актуальна как для изучения основ декоративно-прикладного искусства, так и для понимания истории и культуры нашей страны, ее народов.
Развитие обработки древесины связано непосредственно с развитием русского искусства и архитектуры. Древних памятников искусства художественной обработки дерева сохранилось мало, поэтому их изучают по литературным источникам, изображениям в живописи, а также памятникам народного искусства более позднего времени. Русское искусство художественной обработки древесины — это уникальное явление, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, уникальную богатую резьбу и бытовую утварь.
Наши предки всегда знали, что древесина как строительный материал обладает ценными качествами: теплоизоляцией, хорошей водонепроницаемостью, небольшой плотностью, разнообразием рисунка текстуры, красивым цветом ну и конечно же удобством заготовки и обработки. Из дерева возводили практически все жилые строения и хозяйственные постройки, городские стены, мосты и храмы, стратегические укрепления. Помимо этого древесина широко использовалась и в быту: умельцы делали корабли, лодки, сани, телеги, посуду (чаши и кубки, ложки, ковши, солонки, ведра, кадки) орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (прялки, веретена).
Народ умело использовал в хозяйстве все его части дерева, ничто не пропадало даром. Например, березовой берестой покрывали крышу поскольку она не впитывает влагу, также из ее полосок шили чехлы для хранения столярного и плотницкого инструмента, чтобы предохранить его от ржавчины. Сохранившаяся до наших дней традиция изготовления туесков для хранения продуктов питания тоже идет с тех времен. Ну а что уж говорить о зарождавшейся письменности — на бересте писали знаменитые новгородские грамоты. Но не берестой единой пользовались мастера — из капа (наплывов на лиственных породах деревьев) изготовляли различную тонкостенную посуду, поскольку кап обладает твердостью, упругостью и редкой красотой текстуры. Из хорошо гнущегося ивового прута плели большие и маленькие корзины, люльки. Стволы деревьев, естественно, шли на постройки домов и частоколов. Найти материал более удобный в те времена было невозможно. Дерево срубалось и обрабатывалось довольно легко. Массивные бревна стен служили надежной защитой от неприятелей и непогоды.
Объект исследования: объемная резьба по дереву.
Предмет исследования: решение растительного орнамента.
Цель исследования: изучение примеров использования растительного орнамента на оконных наличниках и шкатулках, создание изделий по индивидуальному проекту.
Гипотеза исследования: Изучив историю и традиции художественной резьбы по дереву Среднего Урала, на основе сделанных заключений, произведя собственный эскизный поиск по стилизации растительного орнамента в бытовых изделиях декоративно-прикладного творчества, можно создать объемную композицию.
На основе поставленной цели определяем следующие задачи исследования:
1. Изучение иллюстративного и теоретического материала.
2. Формообразование.
3. Стилизация.
4. Создание целостного композиционного решения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На Руси всегда существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была конечно же резьба, которой украшали любые здания: от дворцов до простых изб, мебель, различные предметы быта и мелкие поделки. Видов и направлений резьбы по дереву существует великое множество. В качестве отдельного направления выделяют даже домовую резьбу, в которой присутствуют свои законы и каноны как именно, каким орнаментом и где украшать ту или иную часть дома.
История развития резьбы по дереву на этом не закончилась. В настоящее время происходит возрождение древнего искусства, появляются новые направления и целые школы декоративного резного творчества. Например, резьба «Татьянка» – современный вид резьбы, который был разработан нашим соотечественником в конце XX века. Название свое это направление получило в честь супруги мастера-автора. Ее особенность – насыщенность орнамента растительными элементами и относительная простота, которая позволяет овладеть этим искусством и взрослому и ребенку.
В жизненном укладе человека дерево прочно заняло достойное место в качестве строительного и поделочного материала. На общем фоне постоянно растущих потребностей ярко проявила себя культура деревянной художественной резьбы по дереву. При всем многообразии стилистических направлений можно выделить одно, наиболее существенное, — резное убранство жилого дома, принципы которого складывались на протяжении многих столетий. И наиболее ярким творением человека можно считать наличник — своеобразное накладное обрамление оконного проема, которое является неотъемлемой частью всей архитектурной постройки. Сам термин происходит от слова «пик», «лицо». Бытует мнение, что глаза человека — зеркало его души, а окна — глаза жилого дома, его душа. Именно в оконных наличниках нашло свое воплощение превосходного мастерства, безупречного владения материалом и художественного вкуса творца. Именно от профессионализма народного мастера во многом зависел образ наличника. В качестве материала для его изготовления использовалась древесина сосны. Ее смолистость обеспечивала долговечность и прочность резного изделия. Инструментом служили пила, топор, долото, сверло, лобзик.
В ходе зарождения и развития горно-металлургической промышленности на Урале возникли определенные условия для расцвета художественной обработки дерева. Уральский наличник во многом схож с наличниками других регионов России — не только техникой исполнения, но и элементами декора, чему способствовало взаимодействие различных культур и традиций. Особенно ярко проявилось искусство уральских резчиков по дереву во второй половине XIX — начале XX веков, чему способствовали интенсивное строительство и повышенный интерес к художественному оформлению архитектурных построек.
Наличник состоит из нескольких важных составных частей. Фронтон (или «очелечье») служит своеобразным навершием, несущим основную художественную нагрузку. Две вертикальные тяги являются связующими звеньями между фронтоном и нижней перемычкой наличника — подоконной доской. Своеобразие орнаментального обрамления заключается в симметричности: левая и правая стороны наличника зеркально схожи между собой по вертикали.
Стремление к простоте и ясности, неповторимой выразительности декоративной пластики, взаимосвязи с архитектурным обликом постройки позволяло мастеру достичь единства гармонии и красоты. Поэтапная последовательность исполнения технических и художественных замыслов, ясное понимание задач, способствовали успеху, залогом которого служило уважительное отношение к традициям.
Основываясь на богатейших традициях, резьба по дереву в нашей стране приобретает себе новых почитателей и становится необычайно популярным видом художественного творчества.

   

Фрагмент текста работы:

 

История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.
Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.
Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.
Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало.
Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов.
Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей.
Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например, капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду.
Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.
Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры.
В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.
Объемная или скульптурная резьба в украшении архитектурных сооружений проявлялась в создании объемных изображений птиц и зверей на гребнях крыш, на кистях причелин и украшении деревянными фигурками ограждений вокруг домов.
В нашей стране имело свое развитие не только резное искусство крупных и средних форм, но также создавалась и развивалась резьба малых форм, например резная деревянная игрушка и скульптура.
Недалеко от Сергиева Посада на живописном холме над рекой Куньей стоит село Богородское. Именно в этом селе в XV – XVI веках зародился народный промысел резной деревянной игрушки. Село Богородское впоследствии стало одним из центров народного творчества. В XX веке мастера резной игрушки и скульптуры объединились в артель, а позже артель была преобразована в фабрику. Характерной особенностью богородской резьбы было создание из мягких пород дерева: осины, липы, ольхи, забавных объемных движущихся игрушек. Сюжеты, отраженные в резных игрушках, самые разнообразные: стучащие молотками мужик и медведь, кующие кузнецы, курочки, клюющие зерно, мыши, которые устроили похороны хитрому коту. Богатые коллекции богородской игрушки находятся во многих музеях нашей страны и экспонируются за рубежом.
Еще одно самобытное направление в резьбе по дереву на Руси – абрамцево-кудринская резьба. Этот народный художественный промысел сформировался недалеко от усадьбы Абрамцево под Москвой в конце XIX века. Особенностью абрамцево-кудринского стиля резьбы было гармоничное сочетание геометрической резьбы с плоскорельефной, а также особый прием растительной орнаментальной резьбы. Мастерами усадьбы Абрамцево оформлялись затейливым резным рисунком предметы крестьянского быта: блюда и вазы, солонки и ковши, бочата и хлебницы, шкатулки и ларцы. В своих работах кудринские резчики продвигались от удачного соединения отдельных деталей, в виде разнообразных розеток, веточек, завитков, к целым орнаментальным композициям.
С развитием искусства резьбы, в украшении предметов народного быта все чаще появляются сюжеты крестьянской жизни: танцы и хороводы, чаепития, праздничные застолья, свадебные обряды. Такими сюжетами часто оформляли прялки ярославские и грязовецкие мастера резного дела. Очень часто в русской традиции орудия труда женщин: вальки, прялки, веретена, рубели, коклюшки украшали геометрическим узором, выполненным трехгранновыемчатой резьбой. Такой способ резьбы по дереву считается одним из самых древних.
Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок. Русские резчики вложили много выдумки, художественного вкуса, мастерства, теплоты души в оформление данных предметов. Пряничные доски удивляют разнообразием форм и украшения. Они могли быть огромных размеров и совсем маленькие, с надписями и узорами, с реальными, взятыми из жизни образами и оформленными сказочным сюжетом.
Богато украшалась резьбой и разнообразная деревянная посуда. Свое мастерство, безграничную фантазию и талант мастера резного дела проявляли в резных ковшах для меда и пива, стопкарях, блюдах, ендовах, черпаках, солоницах и жбанах.
Развитие торговли между странами существенно расширило кругозор мастеров резьбы и оказало обогащающее влияние на данный вид прикладного искусства. В русских землях резное мастерство или узорочье развивалось не только в народных традициях, но и заимствовало приемы и секреты в других культурах. Например, в глубокой древности богатый растительный узор позаимствовали из византийского стиля резьбы. В XVI веке на развитие резного дела в России повлияли приемы и традиционный орнамент в виде виноградной лозы, свойственные итальянским мастерам. Также резчики перенимали элементы готической немецкой резьбы по дереву.
Появившиеся в архитектуре новые направления: ампир, рококо, барокко, классицизм, викторианский стиль, модерн, нашли свое отражение в изделиях резчиков по дереву, порой сплетаясь и переходя один в другой. Соразмерность и гармоничность классического стиля может соседствовать с воинственным романтизмом ампира, богатейший изысканный орнамент барокко сочетается с изысканной женственностью рококо, плавные реалистичные линии модерна дополняют массивные викторианские формы.
Для каждого региона существуют свои особенности резьбы по дереву. Остановимся более подробно на двух предметах – наличниках и шкатулках, которые создавались на Среднем Урале.
Наличник — наружное оформление оконного проема. Изначально имел чисто функциональное значение. Между оконным блоком и собственно стеной вверху оставлялся усадочный паз, с боков так же были зазоры, именно их должен был прикрывать наличник. Кроме того, к нему крепились ставни [2].
Совершая экскурс в историю, следует отметить, что слово «окно» — в русских летописях упоминается уже в XI веке. Для основной массы крестьянства заполнителем окон были материалы, добытые в своем хозяйстве: бычий пузырь, рыбий паюс, тонкие липовые пластинки, холст и лен.
В XIV веке в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр бревна сруба, вырубленные в двух расположенных друг над другом брёвнах. Их принято называть волоковыми окнами. С внутренней стороны окна прикрепляли бруски с желобом для движения волоковой доски [7].
Волоковые окна постепенно стали заменять косяшатым или красным окном, проем которого был близок к квадрату. Оба типа окон могли сочетаться на одном фасаде.
Косящатое окно представляет собой проем в стене, укрепленный двумя боковыми брусьями (косяками). Первые попытки обработать поверхность стены у окна заключались в небольшой срезке (затески) части бревен. Это позволяло сократить толщину стены у оконного проема, тем самым расширить угол попадания света в помещение и сильнее выявить окно на фасаде здания.
Другой вид окна — колодчатое, такое окно состояло из четырех связанных между собой брусков [7].
Заполнение оконного проема стеклом или слюдой вызвало необходимость создания рамочной конструкции. Первоначально рамы были глухими, потом одну часть рамы, по принципу волоковых окон стали делать подвижной, а ко второй половине XIX в. стали повсеместно применять двухстворчатую распашную раму. Применение распашной двухстворчатой рамы дали возможность увеличения оконного проема вверх. Оконный проем приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и колоды стали заменять легкими оконными коробками. Места стыка коробки и бревенчатой стены прикрывали накладными досками — наличниками.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы