Курсовая с практикой на тему Рассказы А.П.Чехова особенности художественного мышления писателя.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Художественное мышление писателя 6
1.1. Художественное мышление как понятие 6
1.2. Творчество Антона Павловича Чехова в исследованиях ученых 10
Глава 2. Особенности художественного мышления А. П. Чехова 17
2.1. Своеобразие святочных рассказов А. П. Чехова 17
2.2. Композиционные элементы рассказов А. П. Чехова 23
Заключение 30
Список литературы 33
Введение:
Творчество Антона Павловича Чехова на протяжении многих лет остается интересным читателям. Чувство одиночества, безысходности, непонимания себя и других, разочарования и равнодушия, ощущение своей слабости и зависимости от внешних обстоятельств, внутренняя дисгармония и дискомфорт тревожат нашего современника так же, как и многих героев А. П. Чехова. В. Б. Катаев отмечал актуальность произведений А. П. Чехова: «К нашим дням приложимы многие из характеристик той эпохи, в которую жили Чехов и его герои. Иные сейчас рушатся авторитеты, вырисовывается новая телеология» [9, с. 69]. Но ощущение раздробленности, зыбкости окружающего мира невольно сближает нас, современных людей, с персонажами А. П. Чехова.
Философские вопросы о поиске смысла жизни, предназначения и своего места в обществе, желание быть счастливым и нужным волнуют каждого мыслящего человека. Эти вопросы затрагиваются в творчестве А. П. Чехова и приковывают внимание современного читателя к произведениям писателя.
Исследованием особенностей творчества Антона Павловича занимались А. Б. Дерман, И. А. Гуревич, Е. В. Душечкина, И. А. Есаулов, М. А. Кучерская, Н. В. Капустина, А. С. Собенников, Н. Н. Старыгина, А. П. Чудаков, С. Д. Балухатый, В. Б. Катаев, А. П. Скафтымов, В. Я. Линков, Э. А. Полоцкая, И. Н. Сухих и другие. Произведения классика актуальны до сих пор, поэтому исследователи продолжают изучение творчества писателя с различных аспектов.
Г. А. Бялый, отмечая роль Антона Павловича в литературе, писал: «Россия приближалась к периоду исторических бурь. Литература наполнялась ощущением, что «больше так жить невозможно» и что «главное – перевернуть жизнь», что «готовится здоровая сильная буря, которая идет, уже близка». Для того чтобы выразить это предчувствие, понадобились новые слова и новые пути. Реализм перестраивался, сбрасывая с себя старую оболочку и вырабатывая новую форму. Совершался процесс обновления русского реализма» [4, c. 256].
В творчестве А. П. Чехова переосмыслены многие проблемы разных уровней: от бытовых до онтологических, от жанрово-стилистических до методологических.
Писатель, в отличие от современников посмотрел на мир иначе. Он внимательно изучал человека как уникальное явление. В творчестве он избегает категоричности и бесспорности.
Ю. И. Сохряков отмечает, что «в историю литературы А. П. Чехов вошел как реформатор повествовательного жанра, как писатель, который сумел найти свои формы художественного мышления и обновить реалистическое искусство» [18, с. 132].
О создании А. П. Чеховым новых художественных форм и приемов в русском реализме писали много. Писатель сумел найти художественные формы, которые совершенно соответствовали жизненному материалу, особенностям человеческих характеров, чувств, идей, настроений и были характерны для современной эпохи.
«Беспримерный лаконизм стиля, опора на едва уловимые нюансы явлений, простота композиции, предельная близость сюжетов к самой действительности – все это порождает ощущение, что дальше А. П. Чехова по пути реализма было идти уже некуда», – отмечает В. И. Кулешов [12, с. 21].
А. Ю. Антоневич пишет, что «одно из проявлений своеобразия А. П. Чехова – в изображении постепенных изменений в мыслях и настроениях его героев. Примечательным и принципиально новым в творчестве А. П. Чехова был главный предмет его исследования человек, но не абстрактный, полный «великих идей», а обычный, страдающий от одиночества и тяжести жизни, от неумения ориентироваться в ней, подавленный обыденщиной, жестокой и пошлой прозой ежедневного обихода» [1, с. 2].
Опираясь на мнения исследователей, можно сделать вывод об актуальности в литературоведении изучения особенностей мышления А. П. Чехова. Данная тема представлена в современном чеховедении, что является основанием для ее исследования в нашей работе.
Объект исследования: рассказы А. П. Чехова.
Предмет исследования: особенности художественного мышления А. П. Чехова.
Цель работы: исследование особенностей художественного мышления Антона Павловича Чехова в его рассказах.
Задачи:
1) Дать определение художественному мышлению;
2) выделить компоненты художественного мышления;
3) выявить особенности художественного мышления А. П. Чехова;
4) обосновать выявленные особенности мышления писателя, опираясь на его рассказы «В рождественскую ночь» (1883) , «Ванька» (1886), «Студент» (1894), «Крыжовник» (1898).
Методы исследования: изучение и анализ литературы, синтез, методы сплошной выборки и описания, сравнительно-исторический, формальный, описательный и структурализм.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования можно использовать на уроках при изучении творчества А. П. Чехова в школьном курсе литературы.
Заключение:
Познакомившись с понятием художественного мышления, мы смогли сделать выводы, что писатель обладает особым художественным мышлением.
Писатель не только воспринимает действительность, но и передает художественные образы, возникшие у него, таким образом, чтобы воздействовать на читателя, вызвать эмоцию, желание задуматься, домыслить. Творчество А. П. Чехова отличалось от творчества современников. Он умел кратко и емко передать всю глубину чувств героев.
Антон Павлович Чехов стал новатором в литературной деятельности и внес вклад в развитие русской литературы.
В первой главе нашей курсовой работы мы рассмотрели понятие художественного мышления писателя. Исследуя теоретические работы, посвященные данной тематике, выделили компоненты художественного мышления, а также провели анализ исследований чеховедов. К компонентам художественного мышления относятся творческое воображение, образность, вымысел, обобщенность, особую гибкость, избирательность, двуплановость, целеустремленность, целостность, динамичность, ассоциативность, метафоричность, эмоциональная окрашенность, интуиция, опосредованность.
Выделенные в первой главе компоненты художественного мышления прослеживаются в творчестве А. П. Чехова. Изменения душевного состояния героев писатель показывает опосредованно, используя принцип «внутреннее через внешнее». Эмоциональную окрашенность произведений осуществляется заполнением пространства звуками, диалогами, речью героев, описанием изменений погоды.
Творческое воображение А. П. Чехова рисует нам вымышленный особый мир, непохожий на мир других писателей. Используя метафоричные и ассоциативные образы, автор погружает в атмосферу рассказов. В рассказе «В рождественскую ночь» в качестве примера можно привести образ лестницы, в рассказе «Ванька» — печь, в «Студенте» — костер.
В ранних (святочных) рассказах «В рождественскую ночь» и «Ванька», и в более поздних – «Студент» и «Крыжовник» проявляются особенности художественного мышления, а именно: в особом восприятии окружающей действительности, пессимистическом настрое, душевных переживаниях героев, отсутствием четко выраженной позиции автора, сочетании художественных приемов и элементов. Чеховские особенности начали проявляться в раннем творчестве и продолжаются в позднем.
Во второй главе мы провели анализ рассказов писателя, относящихся к разным периодам. А. П. Чехов уже в ранних произведениях показывает особое мышление, анализируя, разбивая на части, умело используя приемы святочного рассказа, создает уникальные тексты с неожиданной развязкой. В этом мы убедились, проанализировав два рассказа «В рождественскую ночь» и «Ванька». В этих произведениях мы наблюдаем события предрождественской ночи, все герои (а с ними и читатели) ждут совершения чуда: для Ваньки исполнение желания быть в рождественскую ночь с дедом в деревне, для Натальи Сергеевны – обретение свободы от мужа, для Литвинова – обретение любящей жены. Казалось бы, каждый герой получает то, что хочет, но исполненное желание либо эфемерно, либо не приносит ожидаемого счастья, а читатель испытывает грусть и сожаление. Похожим настроением наполнены и поздние рассказы «Крыжовник» и «Студент». Ощущением безысходности, недовольством окружающей действительностью заражает читателя эти рассказы. Рассмотренные рассказы посвящены теме поиска смысла жизни.
Мы прослеживаем изменение настроения героев, видим, как А. П. Чехов передает их душевное состояние через внешние характеристики – погоду, окружающий мир. Этот прием погружает читателя в особую атмосферу, позволяя соединиться с героем и прочувствовать на себе его переживания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Художественное мышление писателя
В данной главе мы рассмотрим понятия художественного мышления и его основные компоненты, представим различные взгляды учёных на данный процесс. Также проанализируем мнения исследователей, занимающихся изучением творчества А. П. Чехова.
1.1. Художественное мышление как понятие
Художественное мышление как понятие выделилось в ходе полемики о совместимости поэзии с мудростью. Было отмечено, что этот тип мышления отличается от теоретического, научного мышления. Оно опирается на духовно-практический способ освоения мира, а также отличается характером его отражения. Выделение художественного мышления как отдельного типа связано с развитием представлений об искусстве, а также его потенциале как познавательном, так и интеллектуальном. Еще в древнем мире поэтов стали считать мудрецами, которые познали истину. Однако, мыслители (Платон, Гераклит, Г. В. Лейбниц, Гегель) оспаривали это устоявшееся мнение. Новалис, Ф. Шлегель, Шопенгауэр в искусстве видели совершенный инструмент познания Вселенной, интеллектуальной интуиции.
Особый вклад в теорию художественного мышления внес В. Гегель, впервые определивший искусство не как отражение, а как «познание в образах», как «знание в форме и образе чувственного».
Понятие художественного мышления рассматривалось в теориях экзистенциализма, интуитивизма, феноменологии.
С. Кьеркегор в первой половине XIX века впервые ввел понятие художественного мышления «интуитивного, иррационального, дискретного познания в противовес логически цельному познанию закономерностей развития мирового духа и реальности В. Гегеля» [5, с. 2]. В этот период искусство трактуется как мышление в образах и противопоставляется науке, которая опирается на мышление в понятиях.
Марксистско-ленинская эстетика рассматривала «художественное мышление как неотъемлемый компонент художественной деятельности, направленной на творческое осмысление и обобщение действительности, решение эстетических задач» [14, с. 1].
Художественное мышление как феномен изучен в философско-эстетическом, искусствоведческом и педагогическом направлениях.
В кратком словаре по эстетике дается такое определение: «мышление художественное – вид духовной деятельности, направленной на создание, а также на восприятие и понимание произведений искусства, это высший уровень художественного сознания» [11, с. 115].
Исходя из данного определения, делаем вывод, что художественное мышление – это духовная деятельность, в результате которой, если рассматривать творчество писателя, появляется определенный продукт. Кроме того, здесь подчеркивается, что художественное мышление – это высший уровень художественного сознания.
М. С. Каган определяет художественное мышление как особую психологическую структуру, обуславливающую и художественное творчество, и художественное восприятие как виды деятельности.
Если опираться на это определение, необходимо развернуть используемые в нем понятия «художественное творчество» и «художественное восприятие».
В словаре эстетики под ред. А. А. Беляева художественное мышление определяется «как вид интеллектуальной деятельности, направленной на созидание и восприятие произведений искусства, особая разновидность мышления человека, отличающаяся по характеру протекания конечными целями, социальными функциями и способами включения в общественную практику» [15, с. 200].