Курсовая с практикой на тему Расходы федерального бюджета России: основные направления и проблемы оптимизации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты бюджетного устройства государства. 5
1.1.
Бюджетное устройство Российской Федерации. 5
1.2. Понятие
и классификация расходов федерального бюджета. 9
Глава 2.
Анализ расходов федерального бюджета. 17
2.1. Анализ
структуры и динамики расходов за 2010-2019 гг. 17
2.2. Анализ
эффективности федерального бюджета за 2010-2019 гг. 20
Глава 3.
Основные направления оптимизации расходов федерального бюджета 25
3.1. Проблемы бюджетной политики РФ.. 25
3.2.
Направления развития бюджетной системы РФ.. 26
Заключение. 28
Список
использованных источников. 30
Приложения. 32
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях
современного динамического развития национальных экономик, расширение функций государства
и роста его потребностей особенно актуальным является обеспечение государственных
бюджетов достаточным объемом средств и их рациональное использование. Решение этой
крайне важной проблемы в значительной степени зависит от того, насколько эффективно
будет осуществляться фискальная политика государства. Мировая практика показывает,
что может быть основой для общего экономического подъема в стране. Но для этого
должна быть создана благоприятная финансовая среда, что является одной из задач
фискальной политики.
Вопрос бюджетной политики изучался как отечественными,
так и зарубежными учеными. Среди отечественных ученых можно отметить В.В.
Алексеев[1], И.А. Василенко[2], Д.В. Дементьев[3], А.М. Годин[4], А. Окунев[5] и другие[6]. Главной проблемой как отечественной,
так и зарубежной научной мысли в плоскости поднятого вопроса является отсутствие
чёткого содержательного определения бюджетно-налоговой (фискальной) политики и размытость
границ научного исследования с переходом в сферы финансов или публичного управления.
Цель
курсовой работы – исследовать расходы федерального бюджета Российской
Федерации: направленность, структура и динамика.
Задачи
курсовой работы:
—
раскрыть понятие и сущность бюджета РФ;
—
изучить понятие и классификацию расходов бюджета РФ;
—
определить направленность и структуру расходов федерального бюджета РФ;
—
определить пути повышения сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Предметом рассмотрения являются основные теоретические
и практические вопросы реализации бюджетной политики.
Объект исследования – расходы федерального бюджета РФ.
Методы исследования. В соответствии с логикой научного
поиска в статье использованы теоретический анализ, включающий рассмотрение отдельных
черт и выявление новых характеристик проблем, проведение аналогий, математические
и статистические методы.
Информационную базу исследования составили
нормативно-правовые акты, учебная литература, источники периодической печати и
Интернет-источники по теме исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной
части, заключения и списка использованной литературы. [1] Алексеев В.В.
Основы управления бюджетной сферой: учебник / Под ред. В.В. Алексеевой. – М.:
Юнити-Дана, 2016. – 312 с. [2]
Василенко И.А.
Государственное муниципальное управление: учебник для бакалавров. М.: Юрайт,
2016. — 431 с. [3]
Дементьев Д.В., Щербаков В.А.
Бюджетная система РФ. М.: КноРус, 2017. 237 с. [4]
Годин А.М. Бюджет и бюджетная
система Российской Федерации: Учебное пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина. –
М.: Дашков и К, 2016. – 338 с. [5]
Окунёв А. Бюджетная система
// Экономика и жизнь. 2018. №11. С. 15. [6]Гринкевич Л.С.
Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие. – М.: КНОРУС,
2016. – 560 с., Слободчиков Д.Н.,
Лозовский С.В. Государственный и муниципальный бюджетный контроль: Монография.
— М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2015. — 164 с.
Заключение:
По
итогам исследования можно сделать следующие выводы.
1. С введением в действие НК РФ количество
налогов и сборов, в том числе федеральных, резко уменьшилось (на 1.01.2001 г.
было – 18, сейчас – 9).
2. Ставки прямых налогов снижаются или
остаются неизменными, ставки косвенных налогов имеют тенденцию к увеличению,
что повышает долю косвенного налогообложения. Из косвенных налогов в наибольшей
степени пересматриваются в сторону повышения ставки акцизов, что приводит к
росту цен на отдельные виды товаров, а также к инфляции. Причем цены на товары
растут быстрее, чем повышение ставок акцизов, так как акциз дополнительно
облагается НДС.
Повышение
ставки НДС с 18 до 20 % в 2019 г. приведет в большей степени к росту цен на
товары с большей добавленной стоимостью.
3. По бюджетообразующим налогам нормативы
зачисления налогов в бюджет установлены в пользу федерального бюджета (НДС,
акцизы на автомобили, на табачную продукцию, НДПИ по газу горючему, на спирт
этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого и др. зачисляются в
федеральный бюджет по нормативу 100 %).
За
2003–2017 гг. налоговые доходы федерального бюджета увеличились в 7,1 раза,
налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ – в 5,2 раза.
4. Российской налогово-бюджетной системе
свойственна централизация финансовых ресурсов в федеральном бюджете с
последующим перераспределением их значительной части между нижестоящими
бюджетами в виде межбюджетных трансфертов. Так, в бюджете на 2016 год
предусматривалась концентрация финансовых средств в центре в размере 70,8 %,
выделение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности 71 субъекту из 85
(Федеральный закон от 02.12.2013 №349-ФЗ).
5. В отличие от бюджетов других уровней
налоговые доходы федерального бюджета полностью формируются за счет налогов,
закрепленных за федеральным бюджетом.
6. При среднегодовом темпе роста поступлений
налогов на 47,3 % опережающими темпами растет поступление платы за природные
ресурсы (109,3 %), их доля в налоговых доходах федерального бюджета составляет
34,2 %.
7. Федеральный бюджет в основном формируется
за счет 4-х налогов: НДС, акцизы, плата за природные ресурсы, налог на прибыль
организаций. Указанные налоги в консолидированном бюджете РФ составляют 111 451
243,8 млн руб., из которых в федеральный бюджет поступает 73,5 %, а на
консолидированные бюджеты субъектов РФ остается всего 26,5 %.
8. Значительна в федеральном бюджете доля
неналоговых доходов (40,1 %). Значительную часть их занимают доходы от
внешнеэкономической деятельности (более 75 %).
9. В целом за 2003–2017 год федеральный
бюджет является дефицитным (7,9 % от всей суммы доходов бюджета за указанный
период). В этих условиях альтернативным источником доходов может стать также
сокращение доли теневой экономики в стране.
10. Из числа налогов, закрепленных за
федеральным бюджетом, все налоги, как правило, зачисляются в федеральный
бюджет, за исключением НДФЛ, распределяемого по нормативам между бюджетами
субъектов РФ и местными бюджетами.
11. В 2017 г. по сравнению с 2003 годом ВВП
страны увеличился в 7 раз, налоговые доходы федерального бюджета – в 7,1 раз,
что свидетельствует в целом о стабильности налоговой нагрузки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного устройства
государства
1.1. Бюджетное устройство Российской
Федерации
Бюджетное устройство государства определяется его государственным
устройством, закрепленным в Конституции РФ.
Бюджетное устройство – определяется государственным устройством и
включает в себя три составляющих элемента:
а) бюджетную систему;
б) принципы построения бюджетной системы;
в) бюджетную классификацию.
Государственный бюджет — это план формирования и использования
финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной
власти, в течение бюджетного периода[1].
Бюджет государства – это денежные отношения, складывающиеся
у органов государственной власти и у органов местного самоуправления по поводу перераспределения
национального дохода на экономические, социальные и политические интересы общества[2].
Бюджет государства имеет различные организационно-правовые
формы проявления: федеральный, республиканский, областной, краевой, национального
округа, автономной области и др.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система
нашего государства состоит из бюджетов следующих уровней[3]:
— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов;
— бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
— местные бюджеты.
Бюджетные отношения возникают в процессе деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, которая направлена на
финансовое обеспечение общегосударственных, региональных и местных программ. Данные
программы подразумевают собой регулирование экономики, содержание и развитие социальной
сферы, обеспечение общественного порядка, национальной безопасности и др.
На основании данных отношений формируются государственные
и муниципальные финансовые ресурсы, которые направляются во все сферы государства.
Для этого необходимо органам власти выполнять определенные функции бюджета.
Выделяют две основные функции бюджета государства как экономической
категории: распределительная и контрольная. Также можно выделить такие дополнительные
функции, как воспроизводственную, регулирующую, стимулирующую, плановую, фискальную
и социальную [4].
Первой главной функцией является распределительная функция,
которая представляет собой перераспределение денежных доходов между различными сферами
деятельности, уровнями государственного управления и др. Границы действия данной
функции достаточно широки, поскольку в бюджетных отношениях участвует большое количество
лиц общественного производства[5].
Контрольная функция – это процесс выявления всех отклонений
в движении бюджетных средств и процесс контроля результатов расходования бюджетных
и финансовых средств[6].
Задача контрольной функции заключается в выявлении финансового
положения определенных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства и территориальных
образований. Но стоит отметить, что не все финансовые ресурсы данных субъектов проходят
через бюджет. [1]
Щеголева Н.Г., Леонова Т.А.
Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Московская
финансово-промышленная академия, 2016. –с. 172. [2]
Василенко И.А.
Государственное муниципальное управление: учебник для бакалавров. М.: Юрайт,
2016. – с. 307. [3]
Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант
Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». [4]
Кобзева Е.А. Бюджетный
дефицит: понятие, причины возникновения и способы его преодоления // Научное
сообщество студентов XXI столетия – с. 178. [5]
Дементьев Д.В., Щербаков В.А.
Бюджетная система РФ. М.: КноРус, 2017 – с. 34. [6] Спетура М. М.
Проблемы и ориентиры бюджетно-налоговой политики в современных условиях / Н. Н.
Степура, Е. А. Малик // Инвестиции: практика и опыт. — 2019. — №3. — С. 33-35.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы расходов федерального бюджета РФ и их оптимизации 5
1.1. Особенности развития бюджетных резервов, обеспечивающих устойчивость федерального бюджета 5
1.2. Программно-целевое бюджетирование как инструмент управления бюджетными расходами 8
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета 11
2.1. Анализ структуры федерального бюджета, а также динамика изменений доходной и расходной частей 11
2.2. Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии страны 15
Глава 3. Актуальные проблемы и пути оптимизации расходования финансовых ресурсов федерального бюджета РФ 23
3.1. Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации 23
3.2. Возможности закрепления дополнительных доходных источников для бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 27
Список использованных источников 29
Введение:
Посредством бюджета государство концентрирует финансовые ресурсы в приоритетных направлениях деятельности, осуществляет экономическое регулирование, стимулирует производственные и социальные процессы. Очевидно, что в данном аспекте именно расходы федерального бюджета играют важнейшую роль.
Именно этими обстоятельствами и обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Расходы бюджета представляют собой экономические отношения по поводу распределения финансовых ресурсов и их использования по различным направлениям согласно бюджетной классификации.
Расходы федерального бюджета разнообразны по своему составу, источникам, направлениям использования. Для более целостного представления они классифицируются по различным группам.
Объем и структура расходов федерального бюджета зависит от множества факторов, в частности от государственного устройства, внешней и внутренней проводимой экономической политики, уровня экономического развития и благосостояния населения, а также многих других.
Целью данной курсовой работы выступает систематизация и обобщение теоретических основ о расходах федерального бюджета, их классификации, а также о способах их эффективного использования.
В соответствии с поставленной целью в процессе написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие федерального бюджета и его роль в экономике государства;
раскрыть понятие расходов федерального бюджета, их назначение и классификацию;
проанализировать динамику и структуру расходной части федерального бюджета;
рассмотреть проблемы оптимизации расходов федерального бюджета, а также пути их решения.
Объектом исследования курсовой работы выступают расходы федерального бюджета, их классификация, а также анализ их использования.
Предметом исследования в данной работы является нормативно-правовая база Российской Федерации, регулирующая деятельность государственных органов власти по поводу исполнения федерального бюджета.
Для того чтобы более полно изучить тему курсовой работы в ходе ее написания применялись различные методы, в частности: методы анализа, классификации, обобщения, методы анализа нормативно-правовой базы, монографий, статей, а также аналитический, сравнительный и описательный методы.
Заключение:
Таким образом, по подсчетам специалистов, для выполнения поставленных задач в бюджете требуется предусмотреть увеличение выплат для каждого пенсионера как минимум на 10,0 тыс. руб. Кроме того, заложенный в бюджет рост выплат в рамках пенсионного обеспечения – 1000 руб. в год, явно недостаточен для реального роста дохода этой категории граждан в связи с прогнозируемым увеличением роста цен и при увеличении ставки НДС.
По заключению Счетной палаты России на проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов» соотношение между среднегодовым размером страховой пенсии по старости и средней заработной платой составит: в 2018 г. – 33,1%, в 2019 г. – 32,2%, в 2020 г. – 31,5%. Необходимо также учитывать, что бюджетные ассигнования по направлению «Развитие пенсионной системы» в течение предстоящего трехлетия постепенно будут сокращаться: в 2019 г. они составят 3 105 595,3 млн руб., в 2020 г. – 3 081 236,3 млн руб. (уменьшение на 1% по сравнению с 2019 г.) и в 2021 г. – 2 867 429,9 млн руб. (сокращение на 8% по сравнению с 2019 г. и на 7% по сравнению с 2020 г.).
Это не способствует выполнению масштабных задач пенсионной реформы. Данные сопоставления неизбежно приводят нас к выводу, что поставленная цель увеличения трудовой пенсии по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате в настоящем бюджете пока не может быть реализована в связи с очевидным недофинансированием.
Приходится признать, что в целом федеральный бюджет на 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг. подготовлен в русле осторожного финансового планирования и экономии средств, что серьезно ограничивает его возможности в качестве инструмента стимулирования экономического роста и социального развития.
В этой связи представляется целесообразным и необходимым внесение в Федеральный бюджет в процессе его исполнения серьезных корректировок с учетом стратегических целей, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному собранию РФ 2018 г. и майском Указе № 204. Обязательные изменения должны коснуться увеличения расходов, направленных на борьбу с бедностью, на обеспечение роста производительности труда, повышение качества образования, на здравоохранение, науку.
Очевидно, требуют пересмотра и параметры перераспределения доходов между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации с учетом принятых на федеральном уровне решений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы расходов федерального бюджета РФ и их оптимизации
1.1. Особенности развития бюджетных резервов, обеспечивающих устойчивость федерального бюджета
На фоне экономических и политических санкций Запада, громких коррупционных скандалов, связанных с хищениями государственных финансов, постоянного роста сумм, выявляемых Счетной палатой Российской Федерации в результате неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств, все большее значение приобретает проблема организации финансового контроля в бюджетной сфере, который, в свою очередь, определяет эффективность осуществления деятельности бюджетными учреждениями.
В ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля (Лима, октябрь 1977 г.), принятой на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), отмечается, что организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, поскольку такое управление влечет за собой ответственность перед обществом .
Данный контроль не является самоцелью, а представляет собой неотъемлемую часть системы регулирования, ориентированной на вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на наиболее ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. Очевидным является то, что финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в сфере финансов.