Методика преподавания русского языка Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Работа с иноязычной лексикой на уроках русского языка в средних образовательных учреждениях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1. Содержание лексической работы в курсе русского языка в СОУ 5
1.2. Методы и приемы работы над иноязычной лексикой в СОУ 7
Выводы 12
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 14
2.1. Диагностика сформированности уровня лексических умений учащихся 14
2.2. Рекомендации по проведению работы над иноязычной лексикой в СОУ 18
Выводы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

  

Введение:

 

В теории преподавания за последние годы специалистами выдвинут ряд новых взглядов и концептуальных положений по основам реформирования и развития школьного обучения. Интегрированная подготовка – это не отдельная эпизодическая информационная работа, не только усвоение учащимися теоретических сведений, не сумма или объем определенной специфической информации, которую надо «выдать» ученикам за период их обучения. Это постоянная работа, которая позволяет поддерживать, направлять и активизировать так называемую мотивационную ауру (положительную позицию отношения к учебе), которая в свою очередь охватывает весь процесс воспитания, формируя духовно-психологическое состояние личности обучающегося на уровне существования необходимой идеологии личной жизнедеятельности и образа жизни. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т.е. о практическом владении языком, и, следовательно, о развитии коммуникативной компетенции. При этом языковая компетенция и ее составная часть – лексические навыки занимают ведущее место в процессе достижения данной цели.
Эти и ряд других факторов обусловили актуальность избранной темы.
Объектом исследования является система уроков русского языка в СОУ как целостный механизм формирования языковой и общегуманитарной компетентности обучающегося в СОУ. Предметом исследования являются педагогические основы формирования словарных умений на уроках русского языка у учащихся в СОУ.
Цель исследования – выявить наиболее оптимальные условия для формирования знаний об иностранной лексике на уроках русского языка в средних образовательных учреждениях с учётом ключевых характеристик педагогического процесса.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование интерактивных методов обучения будет способствовать формированию знаний об иноязычной лексике у обучающихся в СОУ.
В соответствии с объектом, предметом и целью данной работы были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «словарные умения».
2. Рассмотреть проблемы и перспективные направления формирования знаний об лексике иностранного языка у обучающихся в средних образовательных учреждениях в условиях современной школы.
3. Определить критерии сформированности словарных умений учащихся и изучить уровень их сформированности.
4. Определить и апробировать педагогические условия формирования знаний об иноязычной лексике учащихся СОУ путём внедрения и использования интерактивных методов обучения.
5. Выявить эффективность работы в избранном направлении.
Методологию исследования составили такие методы
 анализ и обобщение опыта и практики развития словарных умений учащихся в процессе обучения русскому языку;
 наблюдение за обучающимися в процессе формирования и развития словарных умений;
 эксперимент.
База исследования: МОУ «СОШ № 7» д. Малая Дубна. В исследовании приняли участие учащиеся двух 6-х классов: 6 «А» в количестве 25 человек и 6 «Б» в количестве 25 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие знаний об иностранной лексике у обучающихся в СОУ в процессе обучения русскому языку.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результат данной работы показывает, что в настоящее время в русском языке широко используются заимствования, особенно англицизмы. Они проникли в нашу культуру практически во все сферы, активно применяются, но и вытесняют исконно-русскую лексику. Выполняя приведенные выше упражнения, учащиеся не испытывали сильных затруднений, что свидетельствует о том, что современные дети достаточно хорошо владеют заимствованной лексикой, с большим интересом работают с ней, легко запоминают.
Использование интерактивных форм обучения в школьной образовательной практике является мощным дополнительным фактором, способствующим активизации мотиваций у обучаемых подопечных. Средний этап школьного обучения является одним из тех экспериментальных площадок, где данная образовательная технология может быть внедрена с максимальной успешностью и минимальными шансами на неудачу. Как правило, для детей одной из важнейших сфер любой продуктивной деятельности является игра и различные её формы. Через игровые элементы занятия формируется желание постигать словарные умения и навыки в дальнейшем, на основе полученных знаний сформулировать собственные высказывания. Такая работа очень важна и оказывает непременное влияние на будущее всестороннее развитие школьника, в частности, в сфере гуманитарного знания.
Площадкой для экспериментальной деятельности стали 6-«А» и 6-«Б» классы МОУ «СОШ № 7» д. Малая Дубна. В первом из них – 6-«А» – в ходе образовательной деятельности применялись элементы культурно-творческой деятельности, поэтому именно его следует считать экспериментальным классом. В 6-«Б» классе продолжали применяться стандартные методы работы, следовательно, его ученический коллектив составил основу контрольного класса, по результатам которого, собственно, и определялась успешность эксперимента, поскольку выдвинутая гипотеза была призвана доказать преимущества именно экспериментальной методики с привлечением интерактивных форм обучения в процесс формирования словарных умений средних школьников.
Проведённый эксперимент состоял из трёх этапов: констатирующего, на котором были собраны первичные данные, касающиеся состояния сформированности словарных умений средних школьников, определены дальнейшие пути по усовершенствованию упомянутых умений и навыков; формирующий, направленный на создание условий для улучшения словарных умений учащихся путём использования интерактивных форм работы; контрольный или итоговый, подразумевающий своеобразный финальный «замер» результатов экспериментального и контрольного классов и формулирование выводов о состоятельности либо несостоятельности выдвинутой гипотезы.
По итогам эксперимента высокий уровень в экспериментальном классе показали 19 человек (76% учащихся), средний – 6 человек (10% учащихся), низкий уровень – 0 человек. В контрольном классе высокий уровень продемонстрировали 10 человек (40% учащихся), средний уровень – 10 человек (40% учащихся), низкий уровень – 5 человек (20% учащихся). Для сравнения, на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень в экспериментальном классе показали 6 учащихся (24%), средний – 11 (44%), низкий – 8 (32%). В контрольном классе высокий уровень продемонстрировали 10 учащихся (40%), средний – 10 (40%), низкий – 5 (20 %).
Таким образом, успешность выдвинутой гипотезы была доказана качественными показателями учащихся экспериментального класса, которые ощутимо выше, чем соответствующие результаты контрольного класса. Эффективность методики использования интерактивных форм работы с учащимися в ходе формирования их словарных умений продемонстрирована на протяжении всех этапов проведённого эксперимента и означает её неоспоримую перспективность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одной из составляющих разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще [2, c 89-91].
Именно поэтому на уроках русского языка ученики должны не только получать специальные знания по языку (разделы фонетики, лексики, грамматики), но и обогащать свой словарный запас.
Обучающиеся знакомятся со словом, как лексической единицей, со значением слова, многозначностью, прямым и переносным значением, омонимами (без применения термина), синонимами, антонимами. Система словарной работы на уроках русского языка направлена на обогащение активного словаря учащихся, выработку навыков сознательного овладения новыми словами, уточнение значения и сферы применения известных слов [1, c 90-93].
Методика обучения русскому языку насчитывает немало приемов ознакомления учащихся с новым словом и его значением: демонстрация предмета или рисунка (для слов с предметным значением), выяснение значения слова по толковому словарю; использование контекста; подбор синонимов; подбор антонимов; подбор к слову родового названия или к родовому названию – отдельных его видовых названий; объяснение слова с опорой на его видовой или родовой признак; морфемный или элементарный словообразовательный анализ; этимологический анализ; перевод слова на другой иностранный язык, который изучают учащиеся данного класса [4, c 128].
Система словарной работы на уроке языка в средней школе учитывает возрастные возможности учащихся, способствует расширению их активного словаря, учит использовать слова в их наиболее точном смысле и устранять из употребления слова нелитературные, просторечные, архаичные; предусматривает правильное восприятие незнакомого слова обучающимися; понимание оттенков; усвоение и закрепление его в процессе выполнения различных упражнений; употребление изучаемого слова самостоятельно в нужной ситуации [3, c 38-40].
С этой проблемой связаны и другие методические проблемы: отбор словарного материала для первоочередного изучения, последовательность включения в речь учащихся различных групп слов, способы раскрытия значений слов. С ней же связаны и вопросы о системе методических приемов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.
Педагоги отмечают, что в процессе работы детей над словарем важно осуществлять межпредметную связь (например, уроков литературного чтения и русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства и др.). Это учит учеников пристальнее присматриваться к лексическим значениям слов и стилистическим возможностям русского языка [6, c 15-17].
Важным источником пополнения лингвистических знаний о слове во всем спектре его значений является словарь. Однако ученик обращается к словарю или справочнику лишь при условии, если у него развита потребность проконтролировать свои знания и речь, если он будет знать, какой именно источник является носителем нужной ему информации и как им пользоваться.
Известный педагог К. Ушинский писал, что «ребенок, не привыкший вникать в смысл слова, смутно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» [7, c 39-43]. Поэтому на уроке русского языка надо обучать учащихся пользоваться словарями, поскольку это не только вызывает интерес к языкознанию, но и учит внимательно следить за логичностью и последовательностью мышления, письменной и устной речи, за правильностью построения фразы с соблюдением норм правописания.
Важно отметить, что у учащихся на средней ступени обучения не сформирована привычка самостоятельной работы со справочной литературой. Поэтому одной из задач является подготовка детей для такой работы. Работа со словарем на уроке русского языка должна быть в центре внимания. Такой вид деятельности обогащает лексический запас школьников, способствует их речевому развитию в устной и письменной формах и формирует интерес к родному языку.
На уроках русского языка в средней школе во время ознакомления с новыми словами можно использовать элементы этимологического анализа — эффективного приема обогащения словаря учащихся, который может стать важным способом объяснения значения и правописания слов и развить интерес учащихся к изучению русского языка.
Методисты выделяют четыре этапа проведения этимологического анализа слов: подготовительный, ориентировочный, закрепляющий этап контроля и самоконтроля. На подготовительном этапе происходит знакомство детей со словарными словами, выясняется и уточняется его лексическое значение.
Ученики учатся правильно его произносить с точки зрения орфоэпии, формируется умение сознательно находить орфограмму. Учитель может познакомить учащихся с этимологической справкой к изучаемому слову. Ученики получают первое представление об изучаемом слове.
Например, изучая написание слова портфель, учитель может предложить учащимся проверить написание второй буквы в слове с помощью орфографического словаря. Затем встает вопрос о том, почему этот предмет получил такое название. После гипотез учеников педагог может объяснить, что слово портфель образовалось от французского слова порт — «нести» и фель — «лист» [8, c 176].
Ориентировочный этап. На этом этапе объектом является слово, а целью правильность и осознанность его написания. Работая над лексемой портфель, дети ищут орфографическую подсказку. Итак, с помощью этимологической справки они поняли, что вторую букву можно проверить словом порт. После этого словарное слово записывают [10, c 464].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы