Курсовая с практикой на тему Работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОДИТЕЛЬСКО-ЮНОШЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И КОНФЛИКТОВ.. 5
1.1.
Содержание и сущность понятия родительско-юношеских отношений. 5
1.2. Природа
и условия возникновения родительско-юношеских конфликтов. 10
ГЛАВА 2.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ
РОДИТЕЛЬСКО-ЮНОШЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 16
2.1.
Характеристика диагностического инструментария по изучению
родительско-юношеских конфликтов. 16
2.2. Описание
констатирующего этапа экспериментальной работы.. 19
2.3. Описание
программы, направленной на преодоление последствий родительско-юношеских
конфликтов. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 38
Приложение А.. 39
Приложение Б. 43
Введение:
Актуальность исследования родительско-юношеских
отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, обоснована тем,
что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические
изменения, влияющие на формирование семьи. Согласно исследованиям российских
социологов для начала XXI века характерной тенденцией социального развития
является значительный рост семейного неблагополучия. Нравственные проблемы
общества усложняют систему ценностных отношений в семье, а педагогическая
несостоятельность родителей снижает воспитательный потенциал семьи. Специалисты
все чаще говорят о семьях «группы риска».
Современная социальная политика в РФ и развитие сферы обслуживания семьи
и детей направлены, в первую очередь, на предотвращение распада семьи и
возможности попадания ребенка в детское учреждение. Для наилучшего
удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального
развития, предпочтительными являются меры, не связанные с изъятием его из
родной семьи, а направленные на восстановление способности семьи заботиться о
ребенке. В нашей работе мы рассмотрели семьи СОП, изучили отношения между ребенком
и родителем в таких семьях, а также разработали программу деятельности
психолога-консультанта в условиях родительско-юношеских конфликтов.
Объектом исследования являются родительско-юношеские отношения.
Предмет исследования:
особенности родительско-юношеских конфликтов.
Цель исследования: изучить особенности родительско-юношеских конфликтов и
предложить программу работы психолога-консультанта по преодолению сложившейся
ситуации.
Поставленная цель обусловливает необходимость выполнения следующих задач исследования:
Заключение:
В нашей работе мы рассмотрели семьи СОП и изучили отношения между
ребенком и родителем в таких семьях. Целью нашего исследования было изучение
родительско-юношеских конфликтов и разработка программы работы
психолога-консультанта по преодолению сложившейся ситуации.
Для выполнения данной цели были запланированы следующие задачи:
1. Рассмотреть
теоретические аспекты родительско-юношеских отношений;
2. Охарактеризовать
природу родительско-юношеских конфликтов;
3. Провести экспериментальную работу по изучению родительско-юношеских конфликтов в семьях,
находящихся в социально-опасном положении;
4. Разработать
и описать программу, направленную на преодоление родительско-юношеских
конфликтов в семьях СОП.
Проведенный анализ литературы позволил сделать выводы о том, что
родительско-юношеские отношения обладают своеобразной структурой, содержащей
две основных составляющих: отношение родителей к ребенку и отношение ребенка к
родителям. Отношение родителей к ребенку – сложный и многогранный феномен,
включающий множество других элементов. В изучении отношения родителей к ребенку
исследователями на сегодняшний день не определено единой четко обозначенной
структуры.
Исследование проводилось на базе КГБУ СО «Центр социальной помощи семье
и детям «Приморский»». Выборку составили
10 родителей, 8 детей подросткового возраста, мужского пола – 5, женского –
3. Возраст детей от 11 до 15 лет.
На первом этапе исследования производилась проверка исходного уровня
родительско-юношеских отношений в исследуемых семьях.
В работе использовался
тест-опросник родительского отношения Столина. Использование теста-опросника
родительского
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОДИТЕЛЬСКО-ЮНОШЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ И КОНФЛИКТОВ 1.1. Содержание и сущность понятия родительско-юношеских отношений
Родительско-юношеские отношения определяются как особого рода
непрерывные и продолжительные межличностные отношения, для которых характерно
наличие сильной эмоциональной значимости как для ребенка, так и для родителей,
возрастной изменяемости, баланса полярных позиций, необходимости в общении и
ответственности, как обусловливающие психическое развитие и социализацию
ребенка.
В современных психологических исследованиях родительско-юношеские
отношения раскрываются в классификациях типов проблемных семей (Н. Аккерман, С.
Минухин, А. С. Спиваковская), в характеристиках семейных патологизирующих ролей
(Х. Э. Рихтер, Э. Г. Эйдемиллер) и влияния родительского отношения на развитие
ребенка (А. Адлер, Д. Боулби, Ю. Б. Гиппенрейтер), в различных типологиях
семейного воспитания (В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, А. С. Личко).
Исследователи анализируют изменения в отношении к ребенку в процессе развития
общества (В. Н. Дружинин), выделяют базовые характеристики
родительско-юношеских отношений (Д. Боулби, Д. Винникот, М. Мид, К. Роджерс);
описывают их структуру (А. Я. Варга, В. В. Столин); развивают подход к изучению
восприятия родителей ребенком (Л. Вассерман, И. О. Горькова).
Многие исследования, посвященные вопросам родительско-юношеских
отношений, проводились в контексте анализа влияния родительского поведения на
поведение и формирование личности ребенка. Так, уже в 1899 году Оппенгейм
отмечал, что чрезмерное проявление любви и внимания способно привести к
патологической самофиксации и ипохондрии у ребенка. Выдающиеся педагоги и медики,
в частности, И. М. Балинский, П. Ф. Лесгафт, В. Бехтерев сформулировали похожие
выводы. А. Адлер отмечал, что чрезмерно лояльное, всепозволяющее поведение
родителей имеет непосредственное отношение к возникновению неврозов у детей
[1]. Д. Леви на основе клинического анализа случаев доказал, что материнская
сверхопека переходит в низкую толерантность к фрустрации и связанные с этим
аномалии чувств и эмоций [2]. В педагогике А. С. Макаренко был одним из тех,
кто систематизировал представления о родительских позициях, назвав их
родительским авторитетом, и выделив несколько типов ошибочного (авторитет
подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа) и истинного
родительского авторитета (авторитет любви, доброты, уважения) [3].
Л. Беньямин была разработана модель отношений в диаде «родители –
ребенок», которая позволяет охарактеризовать поведение родителей и ребенка.
Исследовательница изучила соотношение самосознания ребенка )как формы
саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связь раскрывается как
интроекция (перенесение вовнутрь) родительского отношения и и способов
управления поведением ребенка. Так, к примеру, постоянная критика ребенка
превращается в самосознании в тенденцию к самообвинению, а доминирование
родителей в отношении с ребенком – в тенденцию быть «хозяином самому себе»,
жёсткий самоконтроль и самоуправление [4].
В современной психологической науке родительско-юношеские отношения чаще
всего анализируются с помощью таких категорий, как родительская позиция (А. С.
Макаренко, А. С. Спиваковская), родительское отношение (А. Я. Варга), характер
взаимодействия (О. А. Карабанова), стиль семейного воспитания (Э. Г.
Эйдемиллер). Названные феномены достаточно полно описывают специфику отношений
между родителями и детьми; в то же время, достаточно большое количество
разнообразных терминов, предназначенных для обозначения подобных феноменов
родительско-юношеских отношений, приводит к возникновению в психологических
исследованиях определенной терминологической многозначности.
Представляя собой важную детерминанту психического развития ребенка,
родительско-юношеские отношения определяются следующими параметрами:
— характер эмоциональной связи: со стороны родителей – эмоциональное
принятие ребенка, родительская любовь, со стороны ребенка – расположенность и
эмоциональное отношение к родителям;
— мотивы воспитания и отцовства;
— степень включенности
родителей и детей в родительско-юношески