Курсовая с практикой на тему Работа психолога по развитию эмоционально-волевой сферы младших подростков.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. Теоретические аспекты развития эмоционально-волевой сферы младших подростков. 8
1.1. Психолого-педагогические
особенности подростков. 8
1.2. Социально-педагогическая
характеристика и эмоционально-волевая сфера современного подростка. 12
Глава 2.
Эмпирическое изучение эмоционально-волевой сферы младших подростков 21
2.1. Организация и результаты
исследования.. 21
2.2. Программа по развитию
эмоционально-волевой сферы младших подростков.. 32
Заключение. 51
Список
использованной литературы.. 52
Введение:
Подростковый возраст — самый сложный
возраст, характеризующийся: дистанцией между подростками и взрослыми
(родителями и учителями), отсутствием взаимопонимания с ними, неспособностью
преодолеть протесты подростков, а иногда даже агрессивным поведением.
Исследователи считают, что причиной
развития внутренних конфликтов в подростковом возрасте, следовательно, внешние
конфликты следует искать вокруг этого периода отдельных новообразований. Одной
из таких главных личностных новообразований, направляющих развитие подростковой
личности, является развитие " чувства зрелости".
Проблемами подросткового возраста
занимались Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Л. С. Выготский, Т.
В. Драгунова и др. Подростковый возраст характеризуется своей неуклюжестью,
сложностями, ключевыми для развития личности человека: расширением сферы
деятельности, изменением характера, закладыванием фундамента для сознательного
поведения, формированием нравственных представлений. Актуальность изучения
подростковой воли зависит от потребностей ряда общественных институтов,
непосредственно участвующих в формировании и воспитательном процессе членов
общества.
С каждым годом семья, школа и
общество предъявляют к подрастающему поколению все более высокие
морально-этические, социально-политические и идеологические требования.
Трудно представить себе количество
внешних и внутренних факторов, которые влияют на растущего ребенка, каждый раз
меняя его опыт в окружающем мире. Не все дети могут контролировать свои мысли, чувства
и поступки.
Многие ученые, изучающие
подростковую психологию, обращают внимание на сильные стороны эмоционального
поля, а не на волю несовершеннолетних, такие как эмоциональная неустойчивость,
раздражительность и даже агрессивность.
В силу своей неопытности в жизни
подростки склонны стремиться к самоутверждению, чтобы показать свою
независимость. В кругу сверстников они часто стремятся сохранить свое положение,
чтобы представить себя людьми, знающими жизнь.
Это утверждение часто связывают с
имитацией антисоциальных форм поведения (отказ от учебной деятельности). Для
подростка это будет одно из первых мест как особенность характера. Волевой
человек становится его идеалом. Однако в отношении подростков принято говорить,
что их воля слаба.
У детей этого возраста есть очень
очевидное желание выбрать аргумент в пользу эмоционально более привлекательного
поведения, в ущерб необходимому поведению. Иными словами, сильные эмоции чаще
препятствуют принятию подростками разумных решений. Родители и педагоги влияют
на формирование личности подростка, именно поэтому оказание пристального
внимания формированию воли подростка и воспитанию является важным условием
эффективности личностных методов в воспитательной работе.
Поэтому поддержка и понимание
взрослых очень важны в трудные времена подросткового возраста. Необходимо
перестроить отношения с ним так, чтобы он мог и дальше гармонично развиваться.
Эти отношения должны основываться на личности подростка, так как она позволяет
прогнозировать его поведение в той или иной ситуации, что поможет установить
истинную причину тех или иных особенностей и подскажет, чего от него ожидать в
будущем.
В результате такого исследования
взрослые могут вполне рационально и правильно определить, в каком направлении
должна вестись воспитательная работа по дальнейшему развитию личности каждого
учащегося, какие аспекты и личностные качества учащегося должны укрепляться,
развиваться и формироваться.
Главная задача психолога — направлять
деятельность каждого подростка в нужное русло, знакомиться с другими людьми,
заниматься полезной для общества деятельностью, саморазвитием и
самообразованием. Изучение особенностей развития в области эмоций и воли играет
важную роль в воспитании подростков. Это определяет актуальность темы.
Гипотеза
исследования:
эмоционально-волевая сфера подростка претерпевает изменения и оказывает влияние
на самооценку и поведение подростка.
Объект:
эмоционально-волевая сфера младшего
подростка.
Предмет: особенности развития
эмоционально-волевой сферы у младших подростков.
Цель
исследования:
изучение эмоционально-волевой сферы младших подростков, разработка мероприятий
для развития эмоционально-волевой сферы младших подростков.
Задачи
исследования:
1. Провести теоретический анализ
научной литературы по проблеме развития эмоционально-волевой сферы у детей
младшего подросткового возраста.
2. Проанализировать
эмоционально-волевую сферу личности подростка.
3. Подобрать методический
инструментарий для проведения диагностики по развитию эмоционально –волевой
сферы младших подростков.
4. Провести анализ результатов
эмпирического исследования. Методы: 1) Теоретический метод: анализ психолого-
педагогических исследований по проблеме развития эмоционально- волевой сферы
младших подростков.
2) Эмпирический метод: диагностика
эмоционально-волевой сферы подростков проводилась с помощью методик «Самооценка силы
воли» Обозова Н.Н., «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.
Выборку эмпирического исследования
составили обучающиеся средних классов МОУ СОШ №92 г.Волгограда. Группа
исследуемых – 20 детей из них 10 – мальчиков и 10 – девочек, возраст детей на
момент исследования 10- 13 лет.
Практическая
значимость. Полученные в исследовании данные могут
использоваться в практике психологов в
общеобразовательных учреждениях.
Результаты исследования так же могут быть
использованы при подготовке психолого- педагогических кадров в педагогическом
вузе, а также при переподготовке кадров в системе повышения квалификации.
Структура
работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
выводов по каждой главе , заключения, списка литературы.
Заключение:
Подростковый возраст обычно
характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный период
полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считается особенно
трудным как для родителей и учителей, так и для самих детей. Основой этой
оценки является обилие критических, психологических и физиологических
состояний, которые объективно возникают в процессе развития, которые иногда
называют «критическими периодами детства». Подростковый период развития
характеризуется началом перестройки детского организма: ускоренным физическим
развитием и половым созреванием.
Организм претерпевает кардинальные
изменения в связи с деятельностью желез внутренней секреции. Эмоциональная
сфера ученика
— это сложная и постоянно меняющаяся система индивидуальных реакций на реальность
и ее последствия. Эта система реакций формируется в процессе роста и развития
детей, усложняется "понимание" жизни, взаимоотношения с людьми, с
окружающей средой, с обществом в целом. Каждый ученик переживает определенный
образ жизни.
У
подростка уже есть некоторые относительно устойчивые черты личности, отношение
к людям, отношение к школе, общественные запросы и так далее. И все это
становится основой, на которую падает воздействие той эмоциональной реакции,
которую вызывает ребенок.
Была разработана программа для развития эмоционально-волевой сферы
младших подростков.
Цель программы: Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы в
подростковом возрасте. Раскрытие важности формирования эмоционально-волевой
сферы, подбор методик изучения эмоционально-волевой
сферы. Формирование навыков саморегуляции, конструктивного общения,
гармонизации, социализации детей.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические
аспекты развития эмоционально-волевой сферы младших подростков 1.1. Психолого-педагогические
особенности подростков
Подростковый возраст у детей – трудный период не только для
родителей, но и для них самих. Психология подростка построена на необходимости
признания его взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он
еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать. Подростковый возраст
зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных особенностей.
Дети
в возрасте от 10 до 15 лет считаются подростками. Говоря об этом возрастном
периоде, можно описать его такими терминами как:
1. Переломный.
2. Переходный.
3. Критический.
4. «Трудный».
Подростковый
возраст является также трудным и не только для самого ребенка, но также и для
его родителей, педагогов.
В
подростковый период происходит обновление, так называемая перестройка организма
ребенка. Этот процесс связан с увеличением скорости физического и полового
развития. Характерная особенность указанного периода заключает в том, что у
ребенка происходит внешнее взросление, в то врем как внутри ему необходима та
же забота и внимание как обычному ребенку [20].
Кроме
того, в период подросткового возраста протекает процесс активного развития
самосознания, а также чувства собственного достоинства, и, что немаловажно,
внимание пола. Этот период характеризуется также и тем, что подросток теперь
переоценивает свое «детское» мнение на новое. Часто характер такого нового
мнения прямолинейный, бескомпромиссный, а парой и категоричный [8].
Часто
подростки резко реагируют на различного рода ситуации, которые, по сути, не
имеют критического характера. Например, потеря авторитета родителей либо оценка
собственного достоинства могут привести к негативным последствиям, включающим в
себя проявление грубости, изоляции, агрессии и т.д.
Таким образом, можно выделить
следующие негативные черты подросткового возраста:
· Резкое
ухудшение поведения. Проявляется оно в негативизме (т.е. в желании поступать
вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости.
· Противоречивость
стремлений и их неустойчивый характер.
· Реакция
эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из – под опеки и контроля
со стороны взрослых (6). Причем подросток стремится не столько противостоять
взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся
экономической и социальной зависимости.
· Повышенная
возбудимость.
· Некоторая
неуравновешенность характера.
· Сравнительно
частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.
Социальное
развитие ребенка данной возрастной группы имеет особое положение в структуре
общественных взаимоотношений. Так начинает процесс перехода подростка к
самостоятельности и ответственности, тем самым заключая его в отрезок между
детством и зрелостью [17].
По
мере того, как подросток начинает самостоятельно жить, члены семьи, в частности
родитель, в свою очередь часто становится более требовательным к нему,
производит контроль. Все это может негативным образом отразится на поведении
ребенка. В результате этого подросток лишается той самостоятельности, не может
научиться использовать свободу в нужном направлении. Тогда и происходит
активация его стремления к самостоятельности, что также влечет жесткий контроль
со стороны родителей, приводя все это к изоляции подростка от сверстников. В
таком случае противостояние между родителями и детьми становится более острым
[5].
Подростковый
возраст является тем периодом, когда ребенок начинает становление себя как
отдельной личности, происходит развитие представлений и принципов уже
собственных, а не навязанных окружающими. Подросток ставит сам для себя цели и
эталоны в жизни, формирует правила собственного поведения. Ключевой
положительный аспект в данной деятельности – это моделирование реальных
отношений в социуме, оказывающие воздействие на потребности ребенка для того,
чтобы в будущем внедрить его в активный социум.
Внедряясь
в социум, подросток начинает получать большие объемы информации. Также в этот
период он получает новые жизненные впечатления, ускоряется тем его жизни,
происходит процесс усложнения получения образования. В результате, можно
отметить, что при таком потоке объемов новой информации реализуется
одновременное развитие таких процессов как воображение, речь, память, мышление
и др.
Основные
виды памяти, которые наилучшим образом усваиваются в подростковом возрасте,
представлены на рисунке 1.