Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Работа по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Особенности развития речи детей в онтогенезе 6
1.2. Характеристика речевого развития младших школьников 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 18
2.1. Цель, задачи, методика и организация эксперимента исследования лексики 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 22
2.3. Система игровых упражнений по развитию лексического строя речи 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность темы. С точки зрения таких наук, как логопедия и психология, правильная речь ребёнка играет важнейшую роль в развитии познавательной деятельности, психологических функций и процессов, в том числе мышления. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере её формирования.
Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей являются низкий уровень их познавательной деятельности, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в контактах, а также слабость вербальной памяти.
Полноценная речь — это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его личности, а, в конечном счёте — способ достижения лучшей социальной адаптации.
Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребёнка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми умениями, что также в значительной степени улучшает его жизненные успехи.
Наличие качественной лексики в речи школьников можно рассматривать также как один из показателей зрелости личности в эмоциональной, морально-этической, психологической сфере, поскольку качества-оценки, качества-характеристики выражают отношение человека к миру, к окружающим и самому себе.
Вот почему работа над словом имеет серьезное значение для развития ребенка, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими.
В связи с этим, одной из основных и специфических задач обучения младших школьников является задача формирования у них речи как средства общения с опорой на мышление.
Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира является важнейшим условием социального и познавательного развития ребенка. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора и более точного и выразительного оформления мысли. В процессе усвоения речи ребенок запоминает не только слова, но и отдельные морфемы.
Проблема исследования: каковы методы и методические приёмы проведения словарной работы на уроках русского языка школы?
Объект исследования: речь детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования речи у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: исследование особенностей формирования речи у детей младшего школьного возраста.
Исходя из определения цели и формулировки гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования особенностей формирования речи у детей младшего школьного возраста.
2. Определить направления и содержание работы по совершенствованию речи.
3. Выявить особенности формирования речи у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ; наблюдение; беседа; обработка полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно расширяет и обобщает научные представления о формировании словаря у младших школьников.
Традиционные методы и приёмы лексической работы на уроках русского языка представлены в учебно-методических пособиях для преподавателей под авторством и редакцией Т.П. Сальникова, Т.Г. Рамзаева, Кустарёвой В.А., Горецкого В.Г. и других.
Практическая значимость определяется тем, что вся полученная теоретическая информация по данному вопросу, а также экспериментальные данные будут в последующем иметь практическое применение в ходе деятельности.
Структура работы: курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нарушения познавательной деятельности детей с младшего школьного возраста накладывают отпечаток, как на формирование словаря, так и на речь в целом. От того, насколько будет сформирована речь детей, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития, успешность включения в общество.
Основная нагрузка в формировании речи детей падает на уроки русского языка, где язык, речь становятся не только средством обучения, но предметом изучения. Внимание детей привлекается к звуковому составу слова, его кодированию на письме, отбору лексики для более точного выражения мыслей, правильному построению предложений, связи их друг с другом в тексте.
Учитывая недостатки лексической стороны речи учащихся, программа по русскому языку в школе реализует задачи работы над словом на всех уроках русского языка, но в зависимости от специфики предмета (чтение, грамматика и правописание, развитие устной речи) и от этапа та или иная задача может становиться ведущей.
Несмотря на действующие в учебном процессе разнообразные методы и приёмы над словом, системы упражнений, направленных на активное усвоение слов, проблема обогащения словарного запаса учащихся всё ещё остаётся актуальной. Поэтому необходимо использовать систему игровых упражнений по развитию лексической стороны речи учащихся.
В целом по результатам контрольного эксперимента можно отметить количественный и качественный рост словаря данной группы детей. Это значит, методы и методические приёмы, используемые, в формирующем эксперименте были подобраны, верно, что отразилось в эффективности проведённой нами работы.
С уверенностью можем сказать, что наша гипотеза о том, что изучение особенностей формирования лексики детей младшего школьного возраста повысит эффективность словарной работы и приведёт к более высокому уровню развития лексической стороны речи этих детей, полностью подтвердилась.
Таким образом, в результате проведённого исследования, было установлено, что при систематической, целенаправленной словарной работе на уроках русского языка, можно добиться улучшения лексической стороны речи учащихся: качественного и количественного роста словарного запаса, более точного употребления слов, с учётом его лексического значения и сочетаемости с другими словами. Вербальная память школьников, мышление, культура речи учащихся в процессе занятий так же улучшаются.
Поставленная цель — решение проблемы поиска путей эффективной словарной работы на основе изучения особенностей лексической стороны речи детей, обобщения теоретических данных и практического опыта по данному вопросу — достигнута.
Своевременное эффективное формирование всех компонентов речи, в том числе, лексической его стороны — залог успешного обучения детей с и их социальной адаптации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Особенности развития речи детей в онтогенезе

Процесс общения является привычным и обыденным для подавляющего большинства людей. Языковая форма коммуникации становится неотъемлемым средством передачи своих мыслей в сформулированном виде и для маленьких детей, и для взрослых. Другое дело, что качество использования речи может быть разным. По оценкам специалистов, человек на протяжении почти всей своей жизни накапливает опыт использования языка как средства речевой коммуникации, совершенствуя его в разных аспектах. В раннем постэмбриональном возрасте у человека формируются основные навыки коммуникации с внешним миром, в числе которых и речь. Развитие речи в онтогенезе происходит этапами, некоторые из которых могут демонстрировать уровень владения данным навыком, который, на первый взгляд, никак не связан с традиционным представлением о языковом общении.
Речевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процессу, который сформировался благодаря речевым навыкам, человек смог использовать прошлый и современный опыт других людей. Таким образом и оформилось развитие уже трудовых навыков человечества. Вместе с этим, речь нельзя рассматривать в отрыве от непосредственного инструмента ее реализации – языка. С одной стороны, под ним понимается орган артикуляционного аппарата, а с другой – набор знаков, указывающих на то или иное явление, действие или объект реального мира. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения. И развитие речи в онтогенезе является в некотором роде фундаментом, на котором строится последующее формирование артикуляционных и других способностей.
Как уже было отмечено, речь позволила человеку достичь современного и довольно высокого уровня трудовой деятельности. Это стало возможным благодаря тому, что человек эффективно использовал функции речевого общения. В первую очередь это функция коммуникации, которая выступает транслятором мыслей конкретного индивида. Здесь же стоит подчеркнуть и способность к восприятию речи, без которой психолингвистический процесс или значительно обедняется или вовсе не имеет смысла. Вместе с этим, речь и ее использование дает толчок для персональной интеллектуальной деятельности, в ходе которой совершенствуются такие навыки, как память, восприятие, мышление и т. д. Как и функции общения, эти способности зависят от того, насколько эффективна сама речь. Развитие речи в онтогенезе закладывает и качественные характеристики этого навыка. Среди них выделяется способность содержательно передавать мысли, правильность изложения, выразительность и действенность, то есть влияние на собеседника.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы