Курсовая с практикой на тему Работа по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1. Научные взгляды на проблему развития связной речи у детей с ОРН 6
1.2. Состояние лингвистического и коммуникативного компонентов речевой деятельности детей дошкольного возраста в норме 19
1.3. Особенности развития связной речи у детей 4-6 года жизни с нарушениями речи 25
ГЛАВА 2. ИНТЕГРИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 31
2.1. Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями средствами традиционных форм обучения 31
2.2. Включение инновационных технологий в работу по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи 36
2.3. Экспериментальное обоснование эффективности использования инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с речевыми нарушениями 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 52
Введение:
Актуальность исследования. Развитие связной речи ребенка – это один из главных факторов, влияющих на становление личности дошколь-ника. Степенью развития данной сферы определяется уровень сформиро-ванности у ребенка социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков и знаний, которые являются базисом лич-ностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.)
Овладение связной речью как средством познания и способом обще-ния является весомым достижением дошкольного детства. Главной задачей развития речи ребёнка в данном возрасте является овладение языковыми средствами общения: словарным запасом; овладение грамматическим строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым ма-териалом, полно, связно, последовательно и понятно окружающим пере-дать свою мысль.
У детей с ОНР отмечается наличие трудностей в ходе программиро-вания высказывания, синтезирования отдельных элементов в единое струк-турное целое, в процессе отбора языковых средств с той или другой целью (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.).
Отечественные исследователи (Н.А. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.К. Усольцева) в своих трудах подчеркивают, что формирование речи в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР, сегодня приобретает особое значение по причине особенностей структуры дефекта, и поэтому становится сложной задачей, превращающаяся в главную конечную цель всего коррекционного процесса, которая представляется трудно достижи-мой и требует от логопеда, воспитателей и родителей длительной кропот-ливой работы.
Одним из средств формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи, на наш взгляд, может служить изобразительная дея-тельность, используемая в процессе логопедических занятий по развитию связной речи.
Проблема исследования: какими должны быть условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в процессе изобразительной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Достаточно полно в педагогической литературе освещены проблемы речевой (Т.Г. Казакова, Т.Б. Филичева и др.) и изобразительной деятельности (Т.С. Комарова, Н.В. Сакулина и др.). В то же время отсутствуют исследования о взаимо-связи и взаимовлияния указанных видов деятельностей. Лишь некоторые исследователи указывают на это (А.М. Богуш, Л.С. Выготский, Т.С. Кома-рова).
Объект исследования – процесс формирования связной речи у до-школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – специфика работы по формированию связ-ной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – экспериментально обосновать эффективность использования инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть научные взгляды на проблему развития связной речи у детей с ОРН.
2. Описать состояние лингвистического и коммуникативного компо-нентов речевой деятельности детей дошкольного возраста в норме.
3. Раскрыть особенности развития связной речи у детей 4-6 года жизни
с нарушениями речи.
4. Проанализировать специфику развития связной речи дошкольни-ков с речевыми нарушениями средствами традиционных форм обучения.
5. Определить особенности включения инновационных технологий в работу по развитию связной речи детей дошкольного возраста с наруше-ниями речи.
6. Экспериментально обосновать эффективность использования ин-новационных технологий в коррекционно-развивающей работе с до-школьниками с речевыми нарушениями.
Теоретико-методологические основы исследования составили поло-жения таких исследователей, как Г.М. Бевз, Ю.С. Гильбух, С.А. Игнатьева, Э.Р. Киселева, Г.Л. Розенгарт-Пупко и др. об онтогенезе развития речи де-тей; положения Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Н.Н. Салагиной, Т.В. Тума-новой, А.В. Запорожца, А.К. Марковой о специфике речевого развития дошкольников с ОНР.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что собран-ный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собран-ный нами материал можно использовать в работе логопеда по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в процессе изобразительной деятельности.
Описание структуры работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Общеизвестно, что развитие речи тесно связано с развитием мышле-ния ребенка. В общении развивается процесс мышления, а оформленное в речи мысль лучше осознается, становится более точной. Через наблюдение и слово усваивает ребенок доступные ему факты окружающей жизни. Че-рез язык мы передаем знания о природе, быте, общественных явлениях. Без языка невозможно было бы развитие аналитико-синтетической дея-тельности детей. Знакомясь с предметами с помощью слова, ребенок учит-ся различать их признаки, выделять существенное, обобщать предметы по их общим признакам. Ведь в школе они должны уметь слушать и пони-мать речь педагога, дополнять высказывания товарищей, пользоваться как короткой, так и полной формой ответа.
Речевое общение является одним из первых видов деятельности, ко-торым ребенок овладевает в онтогенезе; оно является универсальным условием развития личности в период дошкольного детства. Речевое раз-витие ребенка является главным инструментом, с помощью которого он устанавливает контакт с окружающей средой и благодаря которому про-исходит социализация ребенка.
Проблема нарушения связной речи является одной из самых акту-альных при ОНР. Несформированность связной речи – это серьёзное пре-пятствие для развития и совершенствования умений и навыков построения связного высказывания, речевой инициативы. Общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается фор-мирование каждого из компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Сегодня изучение и коррекция речевых нарушений – это одна из ос-новных проблем дошкольного образования.
Целесообразным считаем использовать различные пальчиковые иг-ры в процессе развития мелкой моторики и речи дошкольников с ОНР, позволяющие пополнить словарный запас детей, развивать речь в целом, развивать мелкую моторику рук.
Разработанный нами проект направлен на достижение следующих целей: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР; развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР; воспитание лич-ностных качеств, умения правильно выполнять задания.
Для реализации разработанного нами проекта коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по развитию мелкой моторики и речи был разработан и апробирован комплекс игр для развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста с об-щим недоразвитием речи.
Как показало исследование, сформированность речевых умений и навыков у детей с ОНР непосредственно определяется также состоянием развития мелкой моторики пальцев рук.
После использования на практике разработанного нами комплекса игр был проведена повторная диагностика уровней развития речи до-школьников с ОНР на контрольном этапе исследования, по результатам которой была выявлена положительная динамика в уровнях развития речи дошкольников экспериментальной группы. Такие результаты свидетель-ствуют об эффективности разработанного нами проекта.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Научные взгляды на проблему развития связной речи у детей с ОРН
Язык – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, каз-на всех знаний. Слово воспитывает, обучает и развивает ребенка. Под вли-янием языка совершенствуются его чувства, восприятия, обогащаются знания об окружающем мире.
Традиционно ученые и практики видели цель обучения родному языку и развития речи на этапе дошкольного детства в обучении устной речи, как средства общения и познания окружающей среды.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитие речи де-тей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возмож-ности в познании действительности, содержательнее и полноценные отно-шения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
Связная речь – это высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка .
Речь, осуществляя функцию «сообщения, социальной связи, воздей-ствия на окружающих», является способом формирования мысли. Овладе-ние связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе .