Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Работа педагога по сплочению коллектива класса.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты работы педагога по сплочению коллектива класса 4

1.1. Психолого-педагогическое понятие коллектива 4

1.2. Особенности формирования коллектива школьников 7

1.3. Характеристика особенностей обучающихся подросткового возраста 11

Вывод по главе 1 24

Глава 2. Практические аспекты работы педагога по сплочению коллектива класса 26

2.1. Диагностика сплоченности коллектива класса 26

2.2. Реализация работы педагога по сплочению коллектива 29

Выводы по главе 2 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Приложение 40

  

Введение:

 

Формирование коллектива школьников — проблема актуальная во все времена. Это можно объяснить различными причинами. Так, например, в нашей жизни появился компьютер, Интернет, где легко можно добыть раз-ную информацию. Это приводит к тому, что дети большую часть времени проводят в общении с машиной, а не в общении со своими сверстниками. По-этому теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется вос-приятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Другой причиной можно назвать то, что социально-экономические из-менения, происшедшие в последние годы привели к тому, что в обществе по-явились люди, очень сильно различающиеся по материальному достатку. Бы-вают случаи, когда положение ребенка в школьном коллективе, отношение к нему со стороны одноклассников во многом определяется его материальным достатком. И оттого, насколько ребенку комфортно и уютно в коллективе, зависит его обучение и развитие. Таким образом, проблема формирования коллектива остается актуальной и в наше время.

Объект исследования: коллектив школьников.

Предмет исследования: работа педагога по сплочению коллектива класса.

Цель исследования: проанализировать возможности работы педагога по сплочению коллектива класса.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическое понятие коллектива

2. Проанализировать особенности формирования коллектива школьни-ков

3. Охарактеризовать особенности обучающихся подросткового возрас-та

4. Провести диагностику сплоченности коллектива класса

5. Рассмотреть особенности реализации работы педагога по сплочению коллектива.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подростковый возраст является наиболее чувствительным, поэтому по-строение диалогов на данном этапе особенно важно, потому что оно помога-ет сформировать нравственные убеждения и ценности, отношение к миру в целом.

В период подросткового возраста возникает необходимость в чувство-вании своей деятельности для других людей, а также возникает потребность в проявлении самостоятельности при решении проблем, анализе реальны ре-зультатов затраченных усилий. Чрезмерная опека, ограждение от проблем приводит к сопротивлению с его стороны. Поэтому, нужно производить ор-ганизацию взаимодействий таким способом, чтобы выделить особую роль подростка при решении проблемы.

Период старшего подросткового возраста – это период перелома и пе-рестройки прежнего отношения ребенка к миру и к самому себе, период взросления. Развитие самосознания и самоопределения, приводят, в конеч-ном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою са-мостоятельную жизнь.

Особенности агрессивного поведения старших подростков обусловле-ны половым созреванием, показатели которого определяют границы под-росткового периода. Говоря о проявлениях агрессии в старшем подростко-вом возрасте необходимо учитывать гендерные различия, а также тот факт, что подросток растет в семье.

Экспериментальная выборка составила 15 субъектов: 8 девочек и 7 мальчиков 9 класса.

Исходя из общего количества выборов для каждого ребенка, был определен статус каждого и дети были распределены по категориям услов-ного статуса: 1) «звезда» — 5 и более выборов; (I) 2) «принятые» — 2-4 выбо-ров; (II) 3) «непринятые» — 1 выборов; (III) 4) «изолированные» -0 выборов. (IV)

Далее был определен уровень благополучия взаимоотношений в клас-се: было соотнесено число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в небла-гоприятных группах (III-IV). Если (I+II)больше, чем (III+IV), то уровень бла-гополучия взаимоотношений высокий, если (I+II) равно (III+IV), то уровень средний, если (I+II)меньше, чем (III+IV), то низкий.

Уровень благополучия взаимоотношений в данном коллективе сред-ний.

Вместе с тем удалось выявить тех учащихся, которые недооценивают (1 чел.) или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) (1 чел.) уровень развития коллективистских отношений.

Из полученных результатов мы видим, что большинство детей считают отношения в их классе на втором уровне.

Ученики считают, что отношения в их классе не всегда дружелюбные, им хотелось бы что-то изменить в отношениях между собой.

По результатам данной методики получилось, что статус коллектива 2 класса – «Мягкая глина» (72 % учеников).

Для полноценного психического развития школьника огромное значе-ние имеет его общение со сверстниками.

От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмо-циональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становле-ние и закрепление личностного стиля поведения и то, как школьник будет от-носиться к окружающему миру.

Поэтому в настоящее время перед педагогом возникает необходимость практического решения актуальной проблемы – формирование коллектива, сплочение его членов, предупреждение и преодоление разногласий между детьми. Программа основанная на этапах развития коллектива А.Н. Лукош-кина рассчитана на коллектив подростков, находящийся на стадии образова-ния, направлена на развитие коммуникативных качеств учащихся, повыше-ние сплоченности класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты работы педагога по сплочению коллектива класса

1.1. Психолого-педагогическое понятие коллектива

С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» дает следующую интерпре-тацию относительно слова «команда — группа лиц, объединенных общей ра-ботой и общими интересами». Эта интерпретация не может быть принята как определение команды. Это кажется слишком общим и не совсем точным. А. С. Макаренко писал: «… Только социальная сплоченность, построенная по социальному принципу, может быть названа командой». Коллектив как пси-холого-педагогический феномен в научно-методической литературе понима-ется по-разному: под коллективом понимают любое организованное объеди-нение людей или высокую степень развития группы. [Макаренко, 1978, c. 51]

Слово «коллектив» часто используется в повседневном, ненаучном смысле, и тогда может обозначать любую реальную группу людей. Если ка-кую-либо детскую ассоциацию назвать командой, напрасно ожидать такого воспитательного влияния на личность, которую имеет настоящая детская ко-манда. Потому что учителя должны четко отличать настоящие детские ко-манды от других групп детей. Ведь команда — это один из видов реальных контактных групп. Команда формируется из группы людей, объединившихся для совместной целенаправленной социально-полезной деятельности своих членов и их взаимоотношений. В современной литературе используется два значения понятия «команда». Первое: под командой понимается любая орга-низованная группа людей (например, предприятие); во-вторых, под коллек-тивом подразумевается только высокоорганизованная группа. Важное зна-чение, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литерату-ре, представляет коллектив объединения учащихся (студентов), имеющий ряд важных аспектов.

1. Общего назначения. Цель есть в любой группе: у нее есть и пасса-жиры, застрявшие на трамвае, и преступники, создавшие воровскую банду. Дело в том, на какую цель она направлена. Назначение группы совпадает с социальными целями общества и государства, не противоречит доминирую-щей идеологии, Конституции и законам государства.

2. Общая совместная деятельность по достижению этой цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в группы, чтобы рабо-тать быстрее для достижения определенной цели. Для этого каждый член ко-манды должен активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация мероприятий. Члены команды отличаются высокой лич-ной ответственностью за результаты совместной деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами команды устанавливаются конкретные отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочая консолидация), но и единство взаимосвязанно-го опыта развития и ценностных суждений (моральное единство).

4. Всегда избирается руководящий орган. Команда устанавливает де-мо-кратические отношения. Контрольные группы формируются путем пря-мых и свободных выборов наиболее авторитетных членов команды. [Вино-градова, 2015, c. 64]

Некоторые из этих характеристик могут быть присущи другим видам групповых ассоциаций (ассоциаций, кооперативов, корпораций и т.д.). Но особенно четко они проявляются только при коллективной организации. Помимо этих характеристик у команды есть и другие очень важные особен-ности. Это те характеристики, которые отражают внутри коллективную ат-мосферу, психологический климат, отношения между членами команды. Од-на из таких характеристик — сплоченность, характеризующая понимание, за-щиту и «чувство товарищества», вовлеченность в команду. В хорошо объ-единенных группах проявляют взаимопомощь и взаимоиндуктивность, доб-роту и бескорыстие, здоровую критику и самокритику, конкуренцию. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разум-ным сочетанием личных и общественных интересов, умение подчинять лич-ное общественному. [Истомина, 2017, c. 28] Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанно-сти, преодолевающие субъективные и объективные препятствия. Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива — коллек-тив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников — учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется гу-стая сеть межличностных связей и отношений. Некоторые из этих характери-стик могут быть свойственны и другим видам групповых объединений (ассо-циации, корпорации и т.д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на три группы: 1) созданные на основе разнообразной, в том числе учебной, де-ятельности: классы, отряды; 2) созданные на основе какого-то одного вида деятельности: кружки, секции, клубы; 3)созданные на основе игровой и дру-гих видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу пер-вичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Очень важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать как практические, так и воспитатель-ные задачи. [Матюхина, 2016, c. 21]

Успешное функционирование детского коллектива требует присутствия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достиже-ние общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитан-ников. Для решения оперативных задач создается актив и избирается старо-ста. Для организации и осуществления какого-либо мероприятия формиру-ются временные и коллективные органы (советы, штабы). В них входят из-бираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив доверяет планирование, разделение поручений, проверку исполнения и дру-гие управляющие функции.

Таким образом, проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отли-чающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы