Курсовая с практикой на тему Рабочие Челябинского тракторного завода в годы Великой отечественной войны
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Организация и становление Челябинского танкового завода 7
1.1. Переход ЧТЗ с мирного на военное производство 7
1.2. Конверсия производства ЧТЗ 9
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Социальный портрет рабочих Челябинского завода в годы войны 16
2.1.Источники информации о рабочих ЧТЗ 16
2.2. Общая характеристика рабочих Челябинского тракторного завода 20
Глава 3. Отражение информации в СМИ ЧТЗ 32
Заключение 37
Список источников и литературы 39
Введение:
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что изучение человеческого фактора в истории является до сих пор важной составляющей исследований прошлого. Во многих исторических трудах, посвященных советскому тылу в период Второй мировой войны, уделяется очень мало внимания простым людям, истории их труда и выживания в военных условиях.
В настоящее время огромное внимание уделяется деятельности сотрудников заводов, результатам активности рабочих заводов. Тем не менее, сам вопрос о коллективном потрете рабочих заводов остается неизученным.
Объектом исследования являются рабочие Челябинского танкового (бывшего тракторного) завода. По распространенному мнению, рабочий – это тот, кто работает по найму; работник первичного уровня сотрудников (персонала) технологического производства или просто работники физического труда индустриального (завод, фабрика, др.), агропромышленного (совхоз, птицефабрика, свинокомплекс, МТС, др.), транспортного (железная дорога, аэродромная служба, др.), энергетического (котельная, электрическая станция), ресурсодобывающего (шахта, карьер, нефте- и газо-промысел) или строительного (в том числе промстройиндустрия) предприятия .
Предмет исследования – социальные группы рабочих ЧТЗ, виды их деятельности, стратегии выживания в период войны
Цель работы – создание на основе ряда характеристик коллективного портрета рабочих челябинского танкового (бывшего тракторного) завода в период Второй мировой войны. В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать организацию, становление и развитие производства танков на Челябинском тракторном заводе
2. Рассмотреть источники формирования коллектива рабочих на Челябинском тракторном заводе в период Второй мировой войны
3. Выявить и охарактеризовать социальные группы рабочих завода
4. Реконструировать аспекты повседневной жизни рабочих Челябинского тракторного завода.
Хронологические рамки исследования охватывают период с июня 1940 г. по май 1945 г., то есть с момента начала развертывания производства танков на Челябинском тракторном заводе до завершения Великой Отечественной войны.
Новизна исследования. В научный оборот вовлечены новые источники, характеризующие деятельность и жизнь рабочих ЧТЗ в условиях войны.
Научные методы исследования включают историко-биографический, с помощью которого произведена реконструкция биографий работников ЧТЗ. Благодаря данному методу при анализе источников личного происхождения (мемуары и личные дела в количестве 25 штук) были выявлены различные критерии, среди которых возраст, полученное образование, стаж работы на ЧТЗ, специальность, уровень произведенной продукции и т.д. При помощи просопографического метода данные критерии были использованы для создания коллективного портрета работников ЧТЗ. Историко-сравнительный метод — анализ отображения информации, связанной с рабочими ЧТЗ и реализации коллективного портрета.
При помощи историко-биографического метода была произведена реконструкция биографий работников ЧТЗ. Благодаря данному методы при анализе источников личного происхождения (мемуары и личные дела в количестве 52 штук) были выявлены различные критерии, среди которых возраст, полученное образование, стаж работы на ЧТЗ, специальность, уровень произведенной продукции и т.д.). При помощи просопографического метода данные критерии были использованы для создания коллективного портрета работников ЧТЗ.
Степень изученности.
Отношение к танкостроительству на Урале во многом зависело от времени оценки и страны. Тема наличия в СССР ВПК активно начала развиваться в период перестройки. Именно в это время активно начинает изучаться роль ВПК в советской науке и активно развивались различные точки зрения.
Одни, например, Антуфьев А. В. отмечал, что строительство комплекса было одним из позитивных явлений в контексте войны . Другие, как Д. С. Ибрагимов, отмечали, что комплекс оборонных отраслей являл собой не планомерное развитие, а борьбу номенклатур и, благодаря этому, не мог реализовать в полной мере функционирование невоенных отраслей промышленности.
Современные историки, напротив, говорят о том, что идея превращения Урала в танкостроительный регион осталась неосуществлённой. Так А.В. Бакунин полагал, что в 1930-е гг. на Урале удалось создать вторую оборонно-промышленную базу СССР, что «позволило развернуть здесь военное производство, недоступное для воздушных ударов противника. Вошли в строй авиамоторные, боеприпасов, танковые, минометные, стрелковые и другие заводы» .
По мнению Д. В. Гаврилова, к июню 1941 г. более 80 % производства не были вынесены за пределы европейской части России, что привело к тому, что заводы Донбасса, Киева и Воронежа были оставлены на территории врага. Здесь располагалось 85 % мощностей авиационной промышленности, все танковые заводы, 97% предприятий наркомата вооружения, 85% мощностей наркомата боеприпасов; выплавлялось 68 % чугуна, 58% стали; производилось 57% проката, 74% кокса, 64% алюминия; добывалось 63% каменного угля, 71 % железной руды; вырабатывалось 42% электроэнергии от объемов общесоюзного производства
А. В. Сперанский пишет: «В целом же военно-индустриальный комплекс Урала к началу сражений не был возведен до конца, что объясняется огромными временными затратами, связанными с созданием его промышленного базиса, и острым недостатком денежных средств» .
Источники исследования:
Для исследования были взяты источники следующих типов:\
Делопроизводственная документация:
1) личные дела — информация о сотрудниках (пол, возраст, специальность, стаж и тд)
2) производственные сметы (количество выпускаемой продукции)
3) техническая документация (правила производства продуктов, стандарты качества)
Личного происхождения
1) мемуары
Переодическая печать
1) газета «Челябинский рабочий», «наш трактор»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Текст работы:
В военное время заводы Урала были укомплектованы инженерно-техническими работниками зачастую лучше, чем рабочими. Это объясняется тем, что с эвакуированными заводами вывозились, прежде всего, руководящие работники и специалисты. Среди прибывших на уральские предприятия оказывалось по несколько директоров, их заместителей, главных инженеров, механиков, энергетиков и т.д. В связи с этим немалая их часть занимала должности на ранг ниже. Эвакуированные работники благодаря своему опыту и знаниям повышали профессиональный уровень технического и управленческого аппарата промышленности уральского региона.
Размещение прибывавшего оборудования и освоение танкового производства шло двумя путями. Согласно первому пути реконструировались для танкового производства старые тракторные цеховые корпуса (МХ-1, цех 100). Здесь использовались главным образом старые кадры Тракторного завода, поэтому в дальнейшем эти цеха относительно быстро перешли на более передовой автотракторный метод обработки и сборки деталей.
Тогда как в отстроенных заново цехах, где использовались кадры ленинградского Кировского завода, воспитанные на универсальном методе танкового производства, продолжали использовать старую мелкосерийную технологию. В течение 1942 г. были введены в эксплуатацию новые танковые корпуса — МХ-2, МХ-3, СБ-2, СБ-4, СБ-34, СД-2, СД-34, ЭК- 2, термический цех №1 — общей площадью 47 992 м2. В связи с постоянно увеличивавшейся программой по танкам в течение года особенно сильно стали отставать заготовительные цеха (сталелитейный, кузнечный и др.).
Немецкое наступление и захват западных территорий привели к тому, что недальновидное сосредоточение почти всей оборонной промышленности в уязвимых в военном отношении районах поставило страну на грань катастрофы. Только благодаря эвакуации, переместившей в тыл 2 тыс. 593 промышленных предприятий, и титаническому труду местного и эвакуированного населения, создавшего на востоке практически новую военно-промышленную базу, трагедия была предотвращена.
Урал стал важнейшим звеном формирования этого не имевшего аналогов в мировой истории оборонно-индустриального комплекса. К концу 1942 года на его территории было размещено более 830 предприятий, эвакуировано 2 млн 127 тыс. человек, составивших 25% от всех эвакуированных в Российской Федерации и 9,7% от населения Урала. 51,7% переселенцев осели в уральских городах, что значительно усилило плотность проживания и связанные с этим материально-бытовые и санитарно-гигиенические проблемы.
Рабочие на Челябинском заводе активно развивали танковую промышленность, поставляя необходимое оборудование для ведения военных действий. Ситуация улучшилась только к концу войны, когда с Урала в западные и центральные районы реэвакуировалось более 80% ранее приехавших и их численность в регионе составила всего 361 тыс. чел.
Заключение:
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что изучение человеческого фактора в истории является до сих пор важной составляющей исследований прошлого. Во многих исторических трудах, посвященных советскому тылу в период Второй мировой войны, уделяется очень мало внимания простым людям, истории их труда и выживания в военных условиях.
В настоящее время огромное внимание уделяется деятельности сотрудников заводов, результатам активности рабочих заводов. Тем не менее, сам вопрос о коллективном потрете рабочих заводов остается неизученным.
Объектом исследования являются рабочие Челябинского танкового (бывшего тракторного) завода. По распространенному мнению, рабочий – это тот, кто работает по найму; работник первичного уровня сотрудников (персонала) технологического производства или просто работники физического труда индустриального (завод, фабрика, др.), агропромышленного (совхоз, птицефабрика, свинокомплекс, МТС, др.), транспортного (железная дорога, аэродромная служба, др.), энергетического (котельная, электрическая станция), ресурсодобывающего (шахта, карьер, нефте- и газо-промысел) или строительного (в том числе промстройиндустрия) предприятия .
Предмет исследования – социальные группы рабочих ЧТЗ, виды их деятельности, стратегии выживания в период войны
Цель работы – создание на основе ряда характеристик коллективного портрета рабочих челябинского танкового (бывшего тракторного) завода в период Второй мировой войны. В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать организацию, становление и развитие производства танков на Челябинском тракторном заводе
2. Рассмотреть источники формирования коллектива рабочих на Челябинском тракторном заводе в период Второй мировой войны
3. Выявить и охарактеризовать социальные группы рабочих завода
4. Реконструировать аспекты повседневной жизни рабочих Челябинского тракторного завода.
Хронологические рамки исследования охватывают период с июня 1940 г. по май 1945 г., то есть с момента начала развертывания производства танков на Челябинском тракторном заводе до завершения Великой Отечественной войны.
Новизна исследования. В научный оборот вовлечены новые источники, характеризующие деятельность и жизнь рабочих ЧТЗ в условиях войны.
Научные методы исследования включают историко-биографический, с помощью которого произведена реконструкция биографий работников ЧТЗ. Благодаря данному методу при анализе источников личного происхождения (мемуары и личные дела в количестве 25 штук) были выявлены различные критерии, среди которых возраст, полученное образование, стаж работы на ЧТЗ, специальность, уровень произведенной продукции и т.д. При помощи просопографического метода данные критерии были использованы для создания коллективного портрета работников ЧТЗ. Историко-сравнительный метод — анализ отображения информации, связанной с рабочими ЧТЗ и реализации коллективного портрета.
При помощи историко-биографического метода была произведена реконструкция биографий работников ЧТЗ. Благодаря данному методы при анализе источников личного происхождения (мемуары и личные дела в количестве 52 штук) были выявлены различные критерии, среди которых возраст, полученное образование, стаж работы на ЧТЗ, специальность, уровень произведенной продукции и т.д.). При помощи просопографического метода данные критерии были использованы для создания коллективного портрета работников ЧТЗ.
Степень изученности.
Отношение к танкостроительству на Урале во многом зависело от времени оценки и страны. Тема наличия в СССР ВПК активно начала развиваться в период перестройки. Именно в это время активно начинает изучаться роль ВПК в советской науке и активно развивались различные точки зрения.
Одни, например, Антуфьев А. В. отмечал, что строительство комплекса было одним из позитивных явлений в контексте войны . Другие, как Д. С. Ибрагимов, отмечали, что комплекс оборонных отраслей являл собой не планомерное развитие, а борьбу номенклатур и, благодаря этому, не мог реализовать в полной мере функционирование невоенных отраслей промышленности.
Современные историки, напротив, говорят о том, что идея превращения Урала в танкостроительный регион осталась неосуществлённой. Так А.В. Бакунин полагал, что в 1930-е гг. на Урале удалось создать вторую оборонно-промышленную базу СССР, что «позволило развернуть здесь военное производство, недоступное для воздушных ударов противника. Вошли в строй авиамоторные, боеприпасов, танковые, минометные, стрелковые и другие заводы» .
По мнению Д. В. Гаврилова, к июню 1941 г. более 80 % производства не были вынесены за пределы европейской части России, что привело к тому, что заводы Донбасса, Киева и Воронежа были оставлены на территории врага. Здесь располагалось 85 % мощностей авиационной промышленности, все танковые заводы, 97% предприятий наркомата вооружения, 85% мощностей наркомата боеприпасов; выплавлялось 68 % чугуна, 58% стали; производилось 57% проката, 74% кокса, 64% алюминия; добывалось 63% каменного угля, 71 % железной руды; вырабатывалось 42% электроэнергии от объемов общесоюзного производства
А. В. Сперанский пишет: «В целом же военно-индустриальный комплекс Урала к началу сражений не был возведен до конца, что объясняется огромными временными затратами, связанными с созданием его промышленного базиса, и острым недостатком денежных средств» .
Источники исследования:
Для исследования были взяты источники следующих типов:\
Делопроизводственная документация:
1) личные дела — информация о сотрудниках (пол, возраст, специальность, стаж и тд)
2) производственные сметы (количество выпускаемой продукции)
3) техническая документация (правила производства продуктов, стандарты качества)
Личного происхождения
1) мемуары
Переодическая печать
1) газета «Челябинский рабочий», «наш трактор»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Список литературы:
Глава 1. Организация и становление Челябинского танкового завода
1.1. Переход ЧТЗ с мирного на военное производство
С первого времени Советское Правительство учредило переход всего производства на военные рельсы. В это время было принято верное решение, которое было связано с перемещением ведущих сил на Восток страны, в тыл, для того, чтобы обеспечить безопасность обеспечения военной продукцией армии.
Логично, что для производства танков выбор пал на ЧТЗ. Связано это было с целым комплексом причин – данный завод был одним из крупнейших в СССР, здесь впервые был выпущен трактор на дизеле, а также данный завод имел большие территории, которые могли бы обеспечить производство танкостроения.
Нельзя не отметить также и то, что на выбор ЧТЗ как основы для изготовления танков, был обусловлен нахождением рядом с ним и Магнитогорского завода, который выпускал качественную сталь. Наличие необходимых условий привело к тому, что ЧТЗ смог в кратчайшие сроки запустить производство на своих конвейерах.
Как следствие, вопрос о запуске новых оборонных заводов не сходил с повестки дня управления ЧТЗ и партийного управления Челябинска. Для этой цели на заводе были созданы эвакуационные пункты. 6 октября 1941 года начинается эвакуация Кировского завода на производство ЧТЗ.
Несмотря на то, что эвакуация ноября по октябрь 1941 года отдавалась кировцам, ЧТЗ еще не был готов начать производство, что было связано с отсутствием дизелей на заводе. Решение проблемы осуществилось после полной эвакуации Харьковского дизельного завода, что привело к совмещению двух заводов и обеспечению ЧТЗ самым необходимым для производства танков.
Военное время требовало скорости во всем. Так, очевидцы говорят о том, как происходило монтирование оборудования. В частности, сохранились воспоминания член-корра АН СССР В. А. Емельянова, который отмечал, что для производства броневых деталей нужен был пресс. В мирное время на установку его потребовалось 3-4 месяца, в военное же время пресс был установлен через 14 дней.
Такой подход приносил свои плоды – в 1942 году на фронт было отправлено в 2 раза больше танков, чем в 1941 году. Решающим фактором, который повлиял на все увеличивающийся объем изготовления продукции, становится поточный подход к изготовлению деталей машин.
Исследование перемещения мощностей танковых и кооперирующих с ними промышленных предприятий на Урал дает основание выявить два основных этапа этого процесса:
На первом этапе (июль-август 1941 г.) происходило расширение танкового производства на Урале за счет переброски части специалистов и оборудования действующих предприятий с запада страны и размещение его на местных машиностроительных предприятиях.
Второй этап (сентябрь-декабрь 1941 г.) — эвакуация всех танковых предприятий запада страны на восток (в том числе и на Урал) и слияние их с местными предприятиями.
Работа ЧТЗ, несмотря на частые переустройства производства, за редким исключением, происходила без срывов, с соблюдением норм ГКО. Благодаря самоотверженному труду рабочих завода, а также таланту конструкторов и эрудиции технологов, завод смог обеспечить необходимую технику и внести огромный вклад в победу над фашисткой Германией.