Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Пути стимулирования познавательной деятельности учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Структура познавательных процессов младших школьников 6
1.2. Пути развития познавательных процессов младших школьников 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов учащихся младшей школы 25
2.2. Рекомендации по формированию познавательной сферы младших школьников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

  

Введение:

 

 

Актуальность исследования. Проблемы семейного воспитания, его содержание, особенности и тенденции, целесообразность обращения к прогрессивным идеям семейной педагогики получили освещение в работах Е. Докукиной, К. Журбы, Т. Кравченко, В.Постового, В. Семченко, А. Хромовой и др. Анализируя состояние воспитанности детей разного возраста, влияние семьи на формирование детской личности, исследователи доказывают целесообразность участия современной семьи в процессе обучения школьников, в частности в контексте ее воспитательной функции.

В исследованиях Л. Божович, А. Богдановой, В. Мухиной, Т. Конникова, Т.Титаренко представлена ​​характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, которые, с одной стороны, требуют всестороннего учета в работе с ними, а с другой – являются предпосылками эффективного применения соответствующих методов и приемов.

Вместе с тем, проведенный анализ литературных источников показывает, что проблема воспитания детей младшего школьного возраста на семейных традициях еще не получила должного освещения в современной психолого-педагогической теории и практике. Содержание учебных дисциплин в начальных классах отличается теоретической направленностью, не находя у детей внутреннего эмоционального одобрения и деятельностного восприятия на личностном уровне.

Не может выполнить этой важной задачи и современная семья, находящаяся, как и все общество, в кризисном состоянии, предпочитая материальным ценностям духовные, что негативно сказывается на развитии детей и молодежи, ведет к морально-психологическому обнищанию и социальной деградации значительного их количества. Особенно страдают от этого дети младшего школьного возраста, у которых еще не сформированы устойчивые личностные черты, отсутствуют знания, умения и навыки, которые могли бы помочь им противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, предпочитая им действительные ценности и жизненные ориентиры. Это обусловливает возникновение противоречий между потребностями в становлении сознательной, общественно активной личности и действительным положением семейного воспитания, а, следовательно, и актуальность темы исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать организационно-педагогические условия внедрения модели семейного воспитания учащихся младшего школьного возраста в развитие познавательных процессов младших школьников.

Объект исследования – развитие познавательных процессов младших школьников.

Предмет исследования – содержание, формы и методы развития познавательных процессов младших школьников средствами семейного воспитания.

Гипотеза исследования: развитие познавательных процессов младших школьников будет успешным при использовании средств семейного воспитания.

Согласно цели были определены следующие задачи:

— выяснить состояние проблемы в педагогической теории и образовательной практике;

— обосновать основные теоретические подходы к применению семейного воспитания в формировании познавательных процессов младших школьников;

— обосновать организационно-педагогические условия внедрения в учебно-воспитательный процесс содержательной модели семейного воспитания младших школьников во внеклассном образовании учащихся;

— разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию детей с привлечением семейных традиций.

Методы исследования:

– педагогическое наблюдение;

– исследовательская беседа;

– изучение школьной документации;

– изучение продуктов деятельности учащихся;

– педагогический эксперимент;

– изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов;

– социологические методы исследования;

– методы математической статистики;

– теоретический анализ педагогических идей.

Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты проблемы. Вторая глава посвящена анализу влияния семейного воспитания на развитие познавательных процессов младших школьников. Заключение подводит итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Появление в жизни общества системы всеобщего обязательного среднего образования обусловило выделение особого периода в развитии ребенка младшего школьного возраста. Он отсутствует у детей, которые вообще не учились в школе или образование которых завершилось в этом начальном звене.
Личность человека – это сложный, интересный, загадочный и самый главный предмет изучения психологии. Только зная живую личность целостно и в контексте ее бытия, можно заключать, чего она хочет, что может, как она поведет себя в той или иной ситуации, как ей помочь, как способствовать ее развитию. Личность – предмет восхищения, поклонения, зависти и ненависти, предмет беспристрастного, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения. В демократическом обществе она не должна быть предметом практической заинтересованности, формирования и манипулирования.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом образе младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, что приобретает собственный опыт в этом мире. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития младших школьников.
В этот период у ребенка формируется отношение к обучению, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Ведущими механизмами отношения младших школьников к обучению являются: осознание, самооценка, саморегуляция, а к основным факторам развития такого отношения отнесены: принципы и технологии в деятельности учителя, стиль общения между учителем и учениками, оценка результатов учебной деятельности со стороны учителя и родителей; интересы школьника.
Проблема негативного отношения заслуживает внимания, поскольку оно напрямую влияет на успешность ребенка в школе. Эффективным средством изменения отрицательных тенденций в лучшую сторону является сотрудничество с семьями младших школьников с целью воспитательного влияния.
Наиболее эффективными средствами, стимулирующими процесс формирования отношения к учебе у младших школьников в условиях внеурочной работы, являются: беседы о семье (маме, папе, бабушке, дедушке и других родственниках) участие в семейных праздниках; беседы и тому подобное.
Повышение роли семьи в воспитании в значительной мере зависит от школы, характера ее взаимоотношений с детьми и их родителями. Ведь много лет на протяжении всего срока их обучения совместные усилия учителей и родителей направлены на создание полноценной и гармонично развитой личности. Их взаимодействие осуществляется в важнейшие для ребенка и подростка годы, когда закладываются основы становления личности.
Школа как общественный институт не может заменить семью, решить многих ее социально-экономических и материальных проблем. Она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи с помощью производительных взаимоотношений с родителями своих учеников
Родственные чувства, возникающие благодаря апробированным нами средствам, играют в жизни младшего школьника роль внутреннего стимулятора, который является лучшим и сильнейшим двигателем его гражданского утверждения на основе природного влечения к семье.
Благодаря тесному сотрудничеству с родителями в школе создается положительный микроклимат, установлены доверительные отношения между учениками и учителями. Снижается количество обращений родителей к администрации с жалобами. Активизируется их участие во всех школьных и внешкольных мероприятиях, частично улучшается материально-техническая база школы.
Использование семейного воспитания будет способствовать улучшению отношения младших школьников к учебно-воспитательному процессу.
Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достичь желаемых результатов. Ведь и у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания.

 

  

Актуальность исследования. Проблемы семейного воспитания, его содержание, особенности и тенденции, целесообразность обращения к прогрессивным идеям семейной педагогики получили освещение в работах Е. Докукиной, К. Журбы, Т. Кравченко, В.Постового, В. Семченко, А. Хромовой и др. Анализируя состояние воспитанности детей разного возраста, влияние семьи на формирование детской личности, исследователи доказывают целесообразность участия современной семьи в процессе обучения школьников, в частности в контексте ее воспитательной функции.

В исследованиях Л. Божович, А. Богдановой, В. Мухиной, Т. Конникова, Т.Титаренко представлена ​​характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, которые, с одной стороны, требуют всестороннего учета в работе с ними, а с другой – являются предпосылками эффективного применения соответствующих методов и приемов.

Вместе с тем, проведенный анализ литературных источников показывает, что проблема воспитания детей младшего школьного возраста на семейных традициях еще не получила должного освещения в современной психолого-педагогической теории и практике. Содержание учебных дисциплин в начальных классах отличается теоретической направленностью, не находя у детей внутреннего эмоционального одобрения и деятельностного восприятия на личностном уровне.

Не может выполнить этой важной задачи и современная семья, находящаяся, как и все общество, в кризисном состоянии, предпочитая материальным ценностям духовные, что негативно сказывается на развитии детей и молодежи, ведет к морально-психологическому обнищанию и социальной деградации значительного их количества. Особенно страдают от этого дети младшего школьного возраста, у которых еще не сформированы устойчивые личностные черты, отсутствуют знания, умения и навыки, которые могли бы помочь им противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, предпочитая им действительные ценности и жизненные ориентиры. Это обусловливает возникновение противоречий между потребностями в становлении сознательной, общественно активной личности и действительным положением семейного воспитания, а, следовательно, и актуальность темы исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать организационно-педагогические условия внедрения модели семейного воспитания учащихся младшего школьного возраста в развитие познавательных процессов младших школьников.

Объект исследования – развитие познавательных процессов младших школьников.

Предмет исследования – содержание, формы и методы развития познавательных процессов младших школьников средствами семейного воспитания.

Гипотеза исследования: развитие познавательных процессов младших школьников будет успешным при использовании средств семейного воспитания.

Согласно цели были определены следующие задачи:

— выяснить состояние проблемы в педагогической теории и образовательной практике;

— обосновать основные теоретические подходы к применению семейного воспитания в формировании познавательных процессов младших школьников;

— обосновать организационно-педагогические условия внедрения в учебно-воспитательный процесс содержательной модели семейного воспитания младших школьников во внеклассном образовании учащихся;

— разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию детей с привлечением семейных традиций.

Методы исследования:

– педагогическое наблюдение;

– исследовательская беседа;

– изучение школьной документации;

– изучение продуктов деятельности учащихся;

– педагогический эксперимент;

– изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов;

– социологические методы исследования;

– методы математической статистики;

– теоретический анализ педагогических идей.

Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты проблемы. Вторая глава посвящена анализу влияния семейного воспитания на развитие познавательных процессов младших школьников. Заключение подводит итоги исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Структура познавательных процессов младших школьников
Личность человека – это сложный, интересный, загадочный и самый главный предмет изучения психологии. Только зная живую личность целостно и в контексте ее бытия, можно заключать, чего она хочет, что может, как она поведет себя в той или иной ситуации, как ей помочь, как способствовать ее развитию. Личность – предмет восхищения, поклонения, зависти и ненависти, предмет беспристрастного, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения. В демократическом обществе она не должна быть предметом практической заинтересованности, формирования и манипулирования.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом образе младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, что приобретает собственный опыт в этом мире. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Наиболее характерная черта периода от 6 до 10 лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства и школьника.
Для исследования проблемы психологических особенностей развития личности ребенка младшего школьного возраста большое значение имеют труды Л. Божович, Д. Эльконина, М. Забродского, Г. Костюка, В. Котырло, Н. Лейтеса, С. Максименко, П. Якобсона и др.
Постепенно развивается осознание своих чувств и понимания их выявления у других людей. Для младших школьников в целом характерно жизнерадостное, бодрое настроение. Причиной аффективных состояний, которые случаются, являются, прежде всего, различия между притязаниями и возможностями их удовлетворить, стремлением более высокой оценки своих личностных качеств и реальными взаимоотношениями с людьми тому подобное. Как следствие, ребенок может проявлять грубость, вспыльчивость, драчливость и другие формы эмоциональной неуравновешенности.
Младшие школьники эмоционально уязвимы. У них развивается чувство самолюбия, внешним выражением которого является гневное реагирование на любые унижения их личности и положительное переживание признание их качеств. Развиваются чувства симпатии, играя важную роль в формировании малых групп в классе и стихийных компаний. Жизнь в классе выступает как фактор формирования у детей нравственных чувств, в частности дружбы, товарищества, долга, гуманности.
При этом первоклассники склонны переоценивать собственные моральные качества и недооценивать их у своих сверстников. Однако с возрастом они становятся более самокритичными [Божович, 1951, с. 78].
Школьное обучение способствует развитию волевых качеств младших школьников, требуя от них осознания и выполнения обязательных заданий, подчинения им своей активности, произвольного регулирования поведения, умения активно управлять вниманием, слушать, думать, запоминать, согласовывать собственные нужды с требованиями учителя и т.д. Постепенное ограничение ребенка как субъекта импульсивного поведения открывает возможности его развития как субъекта волевого поведения, способного произвольно регулировать собственные психические процессы и поведение [Божович, 1968, с. 85]. Растет требовательность к себе и другим, расширяется сфера осознания обязанностей, понимание необходимости их выполнения. Воля в этом возрасте характеризуется неустойчивостью во времени.
Младшие школьники легко поддаются внушению. В этот период у детей формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость и тому подобное. Эффективность формирования волевых качеств зависит прежде всего от методов учебно-воспитательной работы.
Характер в этом возрасте только формируется. Из-за недостаточной сформированности волевых процессов наблюдаются импульсивность поведения, капризность, упрямство. В поведении детей отчетливо проявляются особенности их характера, обусловленные свойствами нервной системы. Однако большинство младших школьников чутки, любознательны и непосредственны в выражении своих чувств и отношений [Божович, 1951, с. 72].
Самооценка младших школьников конкретная, ситуативная, во многом определяется оценкой учителя. Уровень притязаний формируется, прежде всего, вследствие достигнутых успехов и неудач в предыдущей деятельности. Когда в учебной деятельности ребенка неудач больше, чем успехов, и эту ситуацию учитель еще и постоянно подкрепляет низкими оценками, то результатом становится развитие чувства неуверенности в себе и неполноценности, которые имеют тенденцию распространяться и на другие виды деятельности [Алферов, 1984, с. 32].
Итак, ученик младшего школьного возраста уже представляет собой в известном смысле личность: он хорошо осознает свою половую принадлежность; он знает, в какой стране живет, в каком населенном пункте находится его дом; имеет некоторое представление о материках и других странах; он осознает, какое место среди людей занимает и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем, то есть он находит себе место в пространстве и времени; он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких; он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы