Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Пути развития основ словесно — логического мышления у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения словесно-логического мышления в старшем
дошкольном возрасте. 7

1.1 Понятие о словесно-логическом мышлении. 7

1.2. Особенности развития словесно-логического
мышления в старшем дошкольном возрасте. 10

1.3. Методы и приемы, способствующие развитию
словесно-логическому мышлению старших дошкольников. 16

Вывод по 1 главе. 19

Глава 2.
Экспериментальное исследование развития словесно-логического мышления
дошкольников. 21

2.1. Организация и методы исследования. 21

2.2. Результаты констатирующего среза. 22

2.3. Формирование словесно-логического мышления
дошкольников в процессе дидактических игр. 24

2.4. Результаты контрольного среза. 30

Выводы по II главе. 36

Заключение. 38

Список
литературы.. 40

Приложение
1. 43

Приложение
2  46

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный
период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память,
мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место
занимает развитие и формирование мышления. Словесно — логическое мышление
начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в
начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни
человека, именно поэтому искать пути и средства его развития уже с дошкольного
возраста.

Особая
роль в развитии познавательных психических процессов у дошкольников, и в
частности словесно-логического мышления дошкольников принадлежит дидактическим
играм.

Различные
аспекты развития системно-логического мышления нашли отражение в трудах Ж.
Пиаже, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р.
Лурии, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, З.М. Истоминой и др.

Исследования
психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б.
Эльконин и др.) показывают, что результативность процесса развития логического
мышления младших школьников зависит от способа организации специальной
развивающей работы.

На
основе вышесказанного обозначим проблему исследования: каково влияние специальной
организованных педагогических путей на развитие словесно-логического мышления
дошкольников?

Предмет
исследования — пути развития словесно-логического мышления детей дошкольного
возраста.

Объект
исследования — словесно-логическое мышление детей дошкольного возраста.

Цель данной
работы — выявить эффективность педагогических путей развития
словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.

В
основу исследования положена гипотеза —
уровень словесно-логического мышления детей дошкольного возраста может
значительно повыситься при реализации следующих педагогических
путей:


будут выявлены особенности словесно-логического мышления детей дошкольного
возраста,


структура и содержание специальной развивающей работы будет включать в себя:
дидактические игры, наглядный материал, специально организованную
предметно-пространственную среду.

Для
достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1.
изучить особенности развития словесно-логического мышления детей дошкольного
возраста,

2.
проанализировать особенности руководства дидактическими играми, направленными
на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста,

4. провести
экспериментальное исследование словесно-логического мышления старших
дошкольников до и после реализации педагогических условий.

Источниками
исследования являются фундаментальные положения:

— о
психическом развитии ребенка (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже, В.Штерн);

— о
теории мыслительной деятельности (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин,
Л.Ф.Обухова, Н.Н.Поддъяков, Ж.Пиаже, М.А.Холодная, Н.И.Чуприкова).

Методы
исследования: теоретический анализ и синтез педагогической, психологической,
методической литературы по проблеме исследования; включенное педагогическое
наблюдение; эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных.

Методики
исследования:

1.
Тест «Исключение 4-го лишнего» (модифицированный вариант методики С.Я.
Рубинштейна)

2. Методика
«Раздели на группы» (А.Я Иванова, адаптация
Е.В.Доценко).

3. Методика
«Что здесь лишнее?» (Р.С. Немов)

Эмпирическая база исследования -МБОУ 123.

Практическая
значимость

Данное
исследование может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных
учреждений для развития мыслительной деятельности дошкольников. Представленные
в работе материалы могут быть полезны родителям дошкольников при организации
дидактических игр с детьми в развитии словесно-логического мышления.

Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения. Список литературы содержит 35 первоисточников: статей — 2,
монографий – 1, учебных пособий – 30, учебно-методических пособий – 2.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате изучения психолого-педагогической литературы было
выяснено, что мышление — функция мозга, результат его аналитико-синтетической
деятельности. Объективной материальной формой мышления является язык. Словесно-логическое мышление
— это форма умственной деятельности, которая начинает развиваться в дошкольном
возрасте и предшествует переходу к теоретическому мышлению, характерному для
взрослого человека. Это важный этап в умственном развитии, когда ребенок учится выражать
логические выводы с помощью речи и развивает способность аргументировать свои
мысли.

В
своем развитии словесно-логическое мышление проходит две стадии: на первой,
начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается
естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется
самостоятельно. Возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому
мышлению может быть ускорен путем создания условий, обеспечивающих формирование
необходимых компонентов умственной деятельности. Словесно-логическое мышление у
дошкольников начинает проявляться, когда усваивается все больше слов, речь
проникает в деятельность детей и начинает выполнять планирующую функцию.

К эффективным методам и средствам развития словесного
логического мышления у старших дошкольников относятся развивающая среда,
дидактические игры и упражнения, а также различные визуализации.

Нами было проведено исследование словесно-логического
мышления дошкольников, в
процессе которого, мы выдвинули предположение о том, что предметно-развивающая
среда,  дидактические игры, направленные
на развитие словесно-логического мышления дошкольников
и наглядность, могут значительно повысить его уровень.

Результаты нашей экспериментальной работы показали,
что дети находятся на низком и очень низком уровне развития
словесно-логического  мышления.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили
необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по
организации  предметно-развивающей среды,
системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на
формирования словесно-логического мышления.

На формирующем этапе исследования мы обогатили
содержание предметно-развивающей среды, в занятия и свободный режим были
включены игры и упражнения.

На повторном констатирующем этапе исследования был
отмечен рост уровня развития словесно-логического мышления, что
подтверждает эффективность выбранных нами дидактических игр-упражнений.

Таким образом, наше предположение о том, что словесно-логическое
мышление дошкольников характеризуется рядом специфических
особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных
дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу
дошкольного образовательного учреждения возможно, если соблюдать следующие
условия:

1. Создание специально подобранной системы
игр-упражнений с дидактическим содержанием.

2. Целенаправленное развитие словесно-логического
мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного
периода.

3. Предметно-развивающая среда должна быть направлена
на развитие словесно-логического мышления.

4. Игры, направленные на формирование словесно-логического
мышления должны быть разнообразны.

5. Систему игровых занятий следует включать во все
виды детской деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты
изучения словесно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте 1.1 Понятие о словесно-логическом
мышлении В данном параграфе рассмотрим понятие
«мышление» и «словесно-логическое мышление».

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет
собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и
преобразования человеком действительности [12, 14]. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой
действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно
имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний,
творческое преобразование имеющихся представлений.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом
является не-образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное
отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Б.С. Волков дает следующее определение мышлению — это особого рода теоретическая и
практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и
операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и
познавательного характера [9, с. 43].
Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только
механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды
мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное
мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени
новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы