Курсовая с практикой на тему Пути развития основ словесно — логического мышления у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения словесно-логического мышления в старшем
дошкольном возрасте. 7
1.1 Понятие о словесно-логическом мышлении. 7
1.2. Особенности развития словесно-логического
мышления в старшем дошкольном возрасте. 10
1.3. Методы и приемы, способствующие развитию
словесно-логическому мышлению старших дошкольников. 16
Вывод по 1 главе. 19
Глава 2.
Экспериментальное исследование развития словесно-логического мышления
дошкольников. 21
2.1. Организация и методы исследования. 21
2.2. Результаты констатирующего среза. 22
2.3. Формирование словесно-логического мышления
дошкольников в процессе дидактических игр. 24
2.4. Результаты контрольного среза. 30
Выводы по II главе. 36
Заключение. 38
Список
литературы.. 40
Приложение
1. 43
Приложение
2 46
Введение:
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный
период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память,
мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место
занимает развитие и формирование мышления. Словесно — логическое мышление
начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в
начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни
человека, именно поэтому искать пути и средства его развития уже с дошкольного
возраста.
Особая
роль в развитии познавательных психических процессов у дошкольников, и в
частности словесно-логического мышления дошкольников принадлежит дидактическим
играм.
Различные
аспекты развития системно-логического мышления нашли отражение в трудах Ж.
Пиаже, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р.
Лурии, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, З.М. Истоминой и др.
Исследования
психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б.
Эльконин и др.) показывают, что результативность процесса развития логического
мышления младших школьников зависит от способа организации специальной
развивающей работы.
На
основе вышесказанного обозначим проблему исследования: каково влияние специальной
организованных педагогических путей на развитие словесно-логического мышления
дошкольников?
Предмет
исследования — пути развития словесно-логического мышления детей дошкольного
возраста.
Объект
исследования — словесно-логическое мышление детей дошкольного возраста.
Цель данной
работы — выявить эффективность педагогических путей развития
словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.
В
основу исследования положена гипотеза —
уровень словесно-логического мышления детей дошкольного возраста может
значительно повыситься при реализации следующих педагогических
путей:
—
будут выявлены особенности словесно-логического мышления детей дошкольного
возраста,
—
структура и содержание специальной развивающей работы будет включать в себя:
дидактические игры, наглядный материал, специально организованную
предметно-пространственную среду.
Для
достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1.
изучить особенности развития словесно-логического мышления детей дошкольного
возраста,
2.
проанализировать особенности руководства дидактическими играми, направленными
на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста,
4. провести
экспериментальное исследование словесно-логического мышления старших
дошкольников до и после реализации педагогических условий.
Источниками
исследования являются фундаментальные положения:
— о
психическом развитии ребенка (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже, В.Штерн);
— о
теории мыслительной деятельности (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин,
Л.Ф.Обухова, Н.Н.Поддъяков, Ж.Пиаже, М.А.Холодная, Н.И.Чуприкова).
Методы
исследования: теоретический анализ и синтез педагогической, психологической,
методической литературы по проблеме исследования; включенное педагогическое
наблюдение; эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных.
Методики
исследования:
1.
Тест «Исключение 4-го лишнего» (модифицированный вариант методики С.Я.
Рубинштейна)
2. Методика
«Раздели на группы» (А.Я Иванова, адаптация
Е.В.Доценко).
3. Методика
«Что здесь лишнее?» (Р.С. Немов)
Эмпирическая база исследования -МБОУ 123.
Практическая
значимость
Данное
исследование может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных
учреждений для развития мыслительной деятельности дошкольников. Представленные
в работе материалы могут быть полезны родителям дошкольников при организации
дидактических игр с детьми в развитии словесно-логического мышления.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения. Список литературы содержит 35 первоисточников: статей — 2,
монографий – 1, учебных пособий – 30, учебно-методических пособий – 2.
Заключение:
В результате изучения психолого-педагогической литературы было
выяснено, что мышление — функция мозга, результат его аналитико-синтетической
деятельности. Объективной материальной формой мышления является язык. Словесно-логическое мышление
— это форма умственной деятельности, которая начинает развиваться в дошкольном
возрасте и предшествует переходу к теоретическому мышлению, характерному для
взрослого человека. Это важный этап в умственном развитии, когда ребенок учится выражать
логические выводы с помощью речи и развивает способность аргументировать свои
мысли.
В
своем развитии словесно-логическое мышление проходит две стадии: на первой,
начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается
естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется
самостоятельно. Возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому
мышлению может быть ускорен путем создания условий, обеспечивающих формирование
необходимых компонентов умственной деятельности. Словесно-логическое мышление у
дошкольников начинает проявляться, когда усваивается все больше слов, речь
проникает в деятельность детей и начинает выполнять планирующую функцию.
К эффективным методам и средствам развития словесного
логического мышления у старших дошкольников относятся развивающая среда,
дидактические игры и упражнения, а также различные визуализации.
Нами было проведено исследование словесно-логического
мышления дошкольников, в
процессе которого, мы выдвинули предположение о том, что предметно-развивающая
среда, дидактические игры, направленные
на развитие словесно-логического мышления дошкольников
и наглядность, могут значительно повысить его уровень.
Результаты нашей экспериментальной работы показали,
что дети находятся на низком и очень низком уровне развития
словесно-логического мышления.
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили
необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по
организации предметно-развивающей среды,
системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на
формирования словесно-логического мышления.
На формирующем этапе исследования мы обогатили
содержание предметно-развивающей среды, в занятия и свободный режим были
включены игры и упражнения.
На повторном констатирующем этапе исследования был
отмечен рост уровня развития словесно-логического мышления, что
подтверждает эффективность выбранных нами дидактических игр-упражнений.
Таким образом, наше предположение о том, что словесно-логическое
мышление дошкольников характеризуется рядом специфических
особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных
дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу
дошкольного образовательного учреждения возможно, если соблюдать следующие
условия:
1. Создание специально подобранной системы
игр-упражнений с дидактическим содержанием.
2. Целенаправленное развитие словесно-логического
мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного
периода.
3. Предметно-развивающая среда должна быть направлена
на развитие словесно-логического мышления.
4. Игры, направленные на формирование словесно-логического
мышления должны быть разнообразны.
5. Систему игровых занятий следует включать во все
виды детской деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
изучения словесно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте 1.1 Понятие о словесно-логическом
мышлении В данном параграфе рассмотрим понятие
«мышление» и «словесно-логическое мышление».
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет
собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и
преобразования человеком действительности [12, 14]. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой
действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно
имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний,
творческое преобразование имеющихся представлений.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом
является не-образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное
отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Б.С. Волков дает следующее определение мышлению — это особого рода теоретическая и
практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и
операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и
познавательного характера [9, с. 43].
Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только
механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды
мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное
мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени
новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.