Курсовая с практикой на тему Пути преодоления педагогических проблем при обучении детей младшего школьного возраста с девиантным поведением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 6
1.1. Девиантное поведение как предмет научного изучения 6
1.2. Проблемы обучения и общения младших школьников с девиантным поведением 10
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 15
2.1. Методики диагностики девиантного поведения детей младшего школьного возраста 15
2.2. Пути коррекции девиантного поведения у младших школьников в процессе преодоления педагогических проблем 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Коренные изменения, происходящие в современном обществе: политическая, социально-экономическая нестабильность, трансформация морально-ценностных ориентаций, выдвигают множество проблем. Психологические особенности социума, характеризующегося непрерывным увеличением объема информации, благоприятного для возникновения эмоциональной депривации, нарастанием социальной изоляции и отчужденности, способствуют формированию девиантного поведения несовершеннолетних. Современные представления о девиантном поведении позволяют утверждать, что отклоняющееся поведение представляет собой сложную форму поведения личности, обусловленную системой взаимосвязанных факторов, и особую актуальность приобретает выявление факторов, провоцирующих развитие девиантного поведения детей младшего школьного возраста. Педагогический аспект проблемы основан на рассмотрении усложненного процесса обучения детей с отклоняющимся поведением. Школьники с ОВЗ, склонные к девиантному поведению, характеризуются устойчивым негативным отношением к школе, обучению, имеют конфликты с учителями и одноклассниками. Отклонения в личностном развитии, вызванные комплексом причин, требуют общей стратегии воспитательного воздействия, распространяемого на семью, школу и ближайшее окружение ребенка.
Исследованию проблем девиантного поведения посвящены работы таких ученых, как Г.С. Абрамова, М.А. Алемаскина, С.А. Беличева, И.В. Дубровина, А.Г. Ковалева, А.Е. Личко, и др. Проблемой коррекции личности младших школьников с девиантным поведением занимались такие исследователи, как А.К. Акимова, И. В. Дубровина, М. Р.Битянова, Л. И Божович, А. И. Захаров, Р. В. Овчарова и др.
Выявлены противоречия:
— между отсутствием у младших школьников способности адаптироваться к изменениям школьной жизни и развитием у них форм девиантного поведения, сопровождающихся протестом принятым нормам общества;
— между необходимостью применения комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в условиях общеобразовательной школы и отсутствием эмпирических исследований по проблеме коррекции и профилактики педагогических проблем при обучении младших школьников с девиантным поведением.
Анализ теоретических подходов обусловил проблему исследования: каковы возможности психолого-педагогической коррекции в преодолении и профилактике девиантного поведения младших школьников?
Стремление найти пути решения указанного противоречия позволяет нам сформулировать тему исследования: «Пути преодоления педагогических проблем при обучении детей младшего школьного возраста с девиантным поведением».
Объект исследования: девиантное поведение младших школьников.
Предмет исследования: коррекция педагогических проблем младших школьников с девиантным поведением.
Цель работы: изучить пути преодоления педагогических проблем при обучении детей младшего школьного возраста с девиантным поведением.
Задачи.
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы сущность понятия «девиантное поведение».
2. Проанализировать проблемы обучения и общения младших школьников как факторы развития девиантного поведения.
3. Рассмотреть существующие методики диагностики девиантного поведения детей младшего школьного возраста.
4. Выявить основные пути коррекции девиантного поведения у младших школьников в процессе преодоления педагогических проблем.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– положения о закономерностях развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.);
— положения об изучении девиантного поведения (Е.В. Змановская, Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева, В.А. Пятунин, Н.В. Разживина, И. Рудакова, О. Ситникова, Н. Фальческая, Л.Б. Шнейдер и др.).
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей.
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Девиантное поведение представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов – условий и психологических причин. Это устойчивое поведение личности, которое отклоняется от наиболее важных социальных норм, способных причинить реальный ущерб социуму либо самой личности, и сопровождающееся социальной дезадаптацией.
У детей с девиантным поведением наблюдаются сложности, обусловленные недостаточной способностью в психологической, эмоциональной, познавательной, физической сферах. Школьники, склонные к девиантному поведению, характеризуются устойчивым негативным отношением к школе, обучению, имеют конфликты с учителями и одноклассниками. Среди патогенных факторов, провоцирующих риск развития девиантного поведения, можно назвать деструктивные отношения с родителями; отношения со сверстниками и учителями, общественную среду, трудности обучения; несформированность самооценки, нарушение адаптивного потенциала ученика. Факторами, способствующими развитию девиантного поведения, могут также служить такие, как недостаточная сформированность у младших школьников процессов волевого самоконтроля, эмоциональной саморегуляции (что приводит к тому, что дети не подчиняются установленным правилам); высокий уровень тревожности (формирует негативное отношение к школе, проблемы неуспеваемости); низкий статус в коллективе сверстников, неудовлетворенная потребность в признании; конфликтные отношения с учителем.
В настоящее время отсутствует единая модель диагностики девиантного поведения у детей младшего школьного возраста, и для комплексной оценки различных параметров применяют такие методики, как экспресс-диагностику степени отклонений в поведении младших школьников (Г.О. Галич, Л.Н. Карпушкиной, и др.); методику диагностики враждебности (по шкале Кука-Медлей); индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик); карту наблюдений Д. Стотта и др.
Педагогическая работа с младшими школьниками с девиантным поведением направлена на вхождение ребенка в социальную среду и обучение активному взаимодействию в проблемных ситуациях; реконструкцию неблагоприятных психологических новообразований, рассматриваемых в качестве факторов риска; оптимизацию межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми при выработке навыков эффективной коммуникации; отработку страхов, навязчивости, негативизма, агрессивного поведения; обучение выражению учеником эмоций социально приемлемыми способами; коррекцию дисфункциональных состояний, аддиктивных наклонностей; и т.д. Для преодоления проблем с неуспеваемостью учителем создаются ситуации успеха в учебной деятельности применяются методы повышения мотивации к учению. Для развития познавательных процессов использовать методы повышения мотивации учеников к учению, методы развития произвольности психических функций и стабилизации эмоционально-волевой сферы. В целях развития мышления детей учителю необходимо использовать на уроках различные дивергентные задачи, инновационные средства обучения.
С целью эффективного осуществления коррекционно-профилактической работы учителю необходимо отслеживать результативность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и учитывать эту информацию при построении последующего плана действий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1. Девиантное поведение как предмет научного изучения
Девиантное поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов – условий и психологических причин. С позиции бихевиоризма ситуативное поведение человека детерминируется его взаимодействием с окружающей средой. Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер акцентировали внимание на неадекватном социальном научении и необходимости его коррекции посредством положительного подкрепления [32, с. 29]. Гуманистические теории отклоняющегося поведения трактуют его как результат потери согласия с собственными чувствами и невозможностью самореализоваться в сложившихся условиях воспитания (А. Маслоу) [16].
Г. Салливан, К. Хорни, Д. Боулби, М. Малер, являясь представителями теории объектных отношений, рассматривают источник возникновения отклоняющегося поведения в дефиците эмоционального контакта родителей с ребенком [33]. Отрицательную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни человека раскрывает также и Э. Эриксон в этиологии отклонений [37].
Многие исследователи соотносят девиантность с понятиями нормы и социализации. Так, согласно Л.И. Божович, девиантное поведение может выступать результатом усвоения негативного опыта с ходе социализации [4]. С.А. Беличевой подразделяет социальные отклонения на типы: по корыстной направленности, агрессивной и социально-пассивной, а девиантное поведение трактуется с позиций асоциальности, проявлениями которой служат негативизм, конфликтность, агрессивность [1].
Среди групп факторов, обусловливающих склонность к девиантному поведению, можно выделить следующие: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения; внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки.
Особая роль в формировании склонности к девиантному поведению принадлежит ближайшему окружению человека — семье и школе — эти микросреды могут явиться патогенными факторами формирования поведенческих отклонений. Отсутствие понимания и заботы со стороны социальных институтов способствует развитию у индивида поведения, противоречащего общественным нормам. Однако, по мнению М.А. Ковальчук, М.И. Рожкову, Е.Ф. Федосенко, помимо объективных факторов, содействующих развитию девиантных форм поведения (семья, школа, референтная группа), выделяют и субъективные факторы (нарушение адаптивного потенциала, несформированность самооценки, нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера) [12, 24].
Подобный подход отражается и в исследованиях И.В. Дубровиной, выделившей группы причин нарушений в поведении детей:
— проблемы семейного воспитания (низкий культурно-педагогический уровень родителей, неблагополучие в семье, непоследовательность требований к ребенку, неконструктивные стратегии воспитания и т.д.);
— недостаточная компетентность педагогического коллектива (отсутствие индивидуального подхода к детям, отсутствие системы стимулирования социально-одобряемых форм деятельности; отсутствие взаимодействия семьи и школы и т.д.);
— отставание ребенка в общем развитии, нравственная невоспитанность, недостаточная сформированность знаний, умений и навыков [7].
Кроме того, среди причин отклоняющегося поведения младших школьников можно назвать наличие внутренних и внешних конфликтов, вызываемых неуспеваемостью, конфликтными отношениями с учителями, одноклассниками и родителями; неудовлетворенность собственным положением в классном коллективе, перегрузка дополнительными учебными заданиями, а также нерациональная организация труда и отдыха. Все это в совокупности содействует формированию устойчивого психологического дискомфорта, состояния тревожности, неуверенности в себе.
Отклоняющееся, девиантное поведение различается в зависимости от степени отклонения: трудновоспитуемые дети, педагогически запущенные дети, дети-правонарушители. На первой стадии педагогической запущенности возникновение отклонений обусловлено неправильным воспитанием в семье, на второй стадии в качестве последствий у ребенка отмечается слабая познавательная потребность к обучению в школе. Одновременно с этим формируются зачатки негативного отношения к правилам социума. В дальнейшем в период подросткового возраста происходят уже и правонарушения.
Причины формирования девиантного поведения у детей младшего школьного возраста могут быть вызваны как социальными, так и педагогическими причинами. Если в семье ребенок наблюдает нарушение родителями поведенческих нормативов, у ребенка формируется ложное представление о норме. Кроме того, отсутствие привязанности и любви в семьях приводит к развитию у детей тревожности, агрессии, замкнутости. Отклонения в поведении могут быть спровоцированы чрезмерной опекой — ребенок, стараясь привлечь внимание родителей, также приобретает вредные привычки. Взаимоотношения с учителями также могут служить одним из факторов формирования девиантного поведения младших школьников. Крайности в поведении учителя могут привести к развитию у ребенка неуверенности в себе, замкнутости, озлобленности. Причинами конфликта учителя с детьми часто служит неправильное отношение к трудным детям: педагогический эгоцентризм, нежелание воспринимать ученика как равноправного субъекта деятельности [34].
Л.С. Славина, И.В. Дубровина, С.Л. Колосова, Т.П. Смирнова, Н.М. Платонова и др. занимались исследованием проблемы девиантного поведения младших школьников в ситуации конфликта [7, 28, 29] . При этом Л.С. Славиной подчеркивается, что недостатки организации учебной работы в школе могут усугублять ранее сформированные негативные качества личности — конфликтность и агрессивность. В свою очередь, длительное прибегание ребенка к аффективным формам поведения способствует их закреплению и дальнейшему формированию отрицательных качеств
Девиантное поведение младших школьников может также развиваться в результате пребывания в положении объекта дискриминации в результате принадлежности ребенка к определенной этнической группе; в результате хронического межличностного стресса, который связан с учебной деятельностью [10].
Для понимания проблемы склонности младших школьников к девиантному поведению важно рассматривать социально-психологические установки, обусловливающие психический настрой личности на определенный тип поведения. Согласно механизму формирования фиксированной установки Б.О. Ядова, потребность — диспозиция — установка, — диспозицию необходимо рассматривать как сформированную готовность (установку) к определенному поведению в соответствующих ситуациях [38, с. 418]. Е.В. Змановская, оперируя исследованиями Б.О. Ядова о диспозиционной регуляции социального поведения, подчеркивает, что социальные нормы создают личностные установки, формирующие диспозиционное поведение [9]. Зачастую опыт, сложившийся под влиянием социальных установок, ориентирует индивида на проявление социально-неодобряемых черт и форм поведения, являющихся показателями диспозиционной системы [23, 25].
Показателями поведенческого критерия девиантного поведения являются: избегание решения проблем; нестабильность взаимоотношений с окружающими; однотипные способы реагирования на трудности; отсутствие критической оценки собственных действий; склонность к конфликтности; несформированность коммуникативных умений.
В начальных классах среди групп учащихся с формами девиантного поведения выделяют требовательных, властных и мстительных детей. Требовательные дети стараются привлечь к себе внимание, проявлять собственное превосходство, утвердиться в статусе. У детей ярко выражена потребность быть на виду. Властные дети склонны к требовательности, настойчивости, у них выражено струмление управлять другими и находиться в центре внимания. С обоими типами отклоняющегося поведения педагог должен использовать технологию сотрудничества, быть дипломатичным. Мстительных детей необходимо ободрять, поддерживать, подкреплять их успех и мотивацию. Еще одна категория детей — конфликтные дети — нуждаются в положительном внимании со стороны взрослого, безоценочном восприятии личности, принятии их в целом. С ними должно быть организовано сотрудничество в виде оказания конструктивной помощи для преодоления проблемных ситуаций.
Таким образом, девиантное поведение детерминировано системой взаимосвязанных факторов – условий и психологических причин. Среди основных факторов, провоцирующих риск развития девиантного поведения, можно назвать деструктивные отношения в семье, с родителями; отношения со сверстниками и учителями, общественная среда, трудности учебы.