Социальная ответственность бизнеса Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Пути повышения социальной ответственности российских компаний

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы корпоративной социальной ответственности в системе управления организацией 5
1.1Понятие, принципы и уровни корпоративной социальной ответственности 5
1.2 Механизмы реализации и нормативно — правовые аспекты регулирования корпоративной социальной ответственности в системе управления организацией 12
Глава 2 Реализация социальной политики ПАО Сбербанк в системе управления организацией 17
2.1 Характеристика основных направлений деятельности и анализ основных экономических показателей ПАО Сбербанк 17
2.2 Совершенствование механизма проявления корпоративной социальной ответственности ПАО «Сбербанк» 22
Заключение 28
Библиографический список 30
Приложение А 33
Приложение Б 35
Приложение В 41

  

Введение:

 

Введение

Вопросы корпоративной социальной ответственности (КСО) в настоя-щее время становятся наиболее актуальными. Это можно объяснить тем, что сама роль бизнеса в развитии общества существенно возросла, требуется все большая открытость в деловых отношениях. Многие организации уже при-шли к мнению, что изолированность не способствует успешному бизнесу. Поэтому, сочетание принципов КСО и стратегии развития организации ста-новится основой деятельности ведущих организаций.
Актуальность исследования заключается в том, что КСО при современ-ном развитии экономических институтов является одним из основополагаю-щих элементов стабильного и устойчивого развития банка. В настоящее вре-мя под КСО понимается комплекс мероприятий, таких как охрана окружаю-щей среды, применение лучших трудовых практик, охрана труда и здоро-вья, участие в жизни сообщества, противодействие коррупции, права челове-ка и этичное поведение, качество продукции и услуг, оценка рисков и воздей-ствия на экосистему с учетом всех заинтересованных сторон организации . Развитая система КСО позволяет четко определить цели и направление устойчивого развития бизнеса, выбрать наиболее приоритетные направления развития и использования, как для внутренних, так и внешних ресурсов. Именно поэтому изучение особенностей и перспектив КСО в рамках банков-ского сектора является актуальной темой для современных экономико-социологических исследований.
Объект исследования: деятельность ПАО «Сбербанк России».
Предмет: система взаимоотношений ПАО Сбербанк и общества в кон-тексте реализации корпоративной социальной ответственности.
Цель исследования: анализ деятельности ПАО Сберканк в области кор-поративной социальной ответственности и совершенствование механизма ее проявления.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Обобщить теоретико-методологические подходы к раскрытию поня-тия «корпоративная социальная ответственность».
2. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование и механизмы реа-лизации корпоративной социальной ответственности.
3. Проанализировать деятельность ПАО Сбербанк в области корпора-тивной социальной ответственности.
4. Предложить пути совершенствования механизма проявления корпо-ративной социальной ответственности ПАО Сбербанк.
Теоретической и информационной основой работы послужили фунда-ментальные положения, теории и концепции, выработанные мировой и оте-чественной наукой в области социологии, экономической теории, экономиче-ской социологии, менеджмента такими отечественными и зарубежными уче-ными, как Юрасов И.А., Тульчинский Г.Л., Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф., Маттен Д., Мун Дж., Фридман М., Кэролл А., Стенли Р.; международные стандарты в области КСО, отчеты о развитии компании, социальная отчет-ность, материалы периодической печати и интернет-ресурсы.
В качестве методов исследования использовались следующие: анализ научной литературы, сравнительно-исторический метод, вторичный анализ статистических данных, анализ документов внутрикорпоративной социаль-ной отчетности, а также структурный анализ развития корпоративной соци-альной ответственности сферы российского банковского бизнеса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что резуль-таты исследования могут быть использованы в сфере развития корпоратив-ной социальной ответственности в банках.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

На сегодняшний день КСО стала частью бизнес – активности, а россий-ские компании уже имеют большой опыт в данной области. Проведенный в настоящей работе анализ корпоративной социальной ответственности дока-зал, что КСО, с одной стороны, является важным компонентом менеджмента организации, системы управления организацией, а с другой — процесса осу-ществления государственной политики в части, касающейся осуществления социальных задач.
КСО способствует налаживанию взаимодействия между бизнес –структурами и местным сообществом, что является гарантом благополучия и стабильности отношений в государстве. В сегодняшних не простых геополи-тических отношениях, складывающихся в мире, корпоративная ответствен-ность бизнес – структур перед гражданами является необходимым фактором выживания бизнеса и залогом его конкурентоспособности, как на локальных, так и на международных рынках. Следование принципам КСО также позво-ляет улучшить социальную атмосферу внутри компании, укрепить авторитет управляющей подсистемы среди работников, повысить их уровень лояльно-сти организации и выстроить наиболее эффективную систему мотивации пер-сонала.
Анализ деятельности в сфере реализации КСО на примере ПАО «Сбербанк России» показал, что в целом деятельность Сбербанка можно считать вполне социально ответственной, что, в свою очередь, является по-ложительным образцом ведения бизнеса согласно цивилизованным правилам игры для многих российских компаний. Такая политика позволяет данной компании оставаться лидером в сфере банковских услуг на российском рын-ке и успешно занимать позиции на международной банковской арене.
Также необходимо отметить, что ПАО Сбербанк России стремится к содействию экономическому росту страны. Банк уделяет особое внимание развитию малого бизнеса и частного предпринимательства; участию в круп-ных, национального масштаба, проектах, в том числе с использованием ме-ханизма государственно-частного партнерства. Усилия Банка в этой области будут способствовать созданию новых рабочих мест, развитию экономики территорий, в т. ч. за счёт увеличения налоговых поступлений Банка и его клиентов в бюджеты различных уровней.
Непосредственно были предложены мероприятия по совершенствова-нию реализации КСО в ПАО Сбербанк. Они делятся на три направления: в отношении своих клиентов, в отношении своих сотрудников и в отношении развития общества мероприятия по улучшению заключаются в использова-нии в работе нематериальных активов компании, таких как моральное сти-мулирование детских домов.
Успешная реализация КСО в будущем, требует своевременного реше-ния проблем в настоящее время. Учитывая внешние проявления (экономиче-ская ситуация в стране, уровень конкуренции) и внутренние проявления сре-ды (уровень прибыли, уровень микроклимата в организации) банк должен своевременно и оперативно реагировать на текущую ситуацию в деятельно-сти организации.

 

Заключение:

 

Введение

Вопросы корпоративной социальной ответственности (КСО) в настоя-щее время становятся наиболее актуальными. Это можно объяснить тем, что сама роль бизнеса в развитии общества существенно возросла, требуется все большая открытость в деловых отношениях. Многие организации уже при-шли к мнению, что изолированность не способствует успешному бизнесу. Поэтому, сочетание принципов КСО и стратегии развития организации ста-новится основой деятельности ведущих организаций.
Актуальность исследования заключается в том, что КСО при современ-ном развитии экономических институтов является одним из основополагаю-щих элементов стабильного и устойчивого развития банка. В настоящее вре-мя под КСО понимается комплекс мероприятий, таких как охрана окружаю-щей среды, применение лучших трудовых практик, охрана труда и здоро-вья, участие в жизни сообщества, противодействие коррупции, права челове-ка и этичное поведение, качество продукции и услуг, оценка рисков и воздей-ствия на экосистему с учетом всех заинтересованных сторон организации . Развитая система КСО позволяет четко определить цели и направление устойчивого развития бизнеса, выбрать наиболее приоритетные направления развития и использования, как для внутренних, так и внешних ресурсов. Именно поэтому изучение особенностей и перспектив КСО в рамках банков-ского сектора является актуальной темой для современных экономико-социологических исследований.
Объект исследования: деятельность ПАО «Сбербанк России».
Предмет: система взаимоотношений ПАО Сбербанк и общества в кон-тексте реализации корпоративной социальной ответственности.
Цель исследования: анализ деятельности ПАО Сберканк в области кор-поративной социальной ответственности и совершенствование механизма ее проявления.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Обобщить теоретико-методологические подходы к раскрытию поня-тия «корпоративная социальная ответственность».
2. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование и механизмы реа-лизации корпоративной социальной ответственности.
3. Проанализировать деятельность ПАО Сбербанк в области корпора-тивной социальной ответственности.
4. Предложить пути совершенствования механизма проявления корпо-ративной социальной ответственности ПАО Сбербанк.
Теоретической и информационной основой работы послужили фунда-ментальные положения, теории и концепции, выработанные мировой и оте-чественной наукой в области социологии, экономической теории, экономиче-ской социологии, менеджмента такими отечественными и зарубежными уче-ными, как Юрасов И.А., Тульчинский Г.Л., Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф., Маттен Д., Мун Дж., Фридман М., Кэролл А., Стенли Р.; международные стандарты в области КСО, отчеты о развитии компании, социальная отчет-ность, материалы периодической печати и интернет-ресурсы.
В качестве методов исследования использовались следующие: анализ научной литературы, сравнительно-исторический метод, вторичный анализ статистических данных, анализ документов внутрикорпоративной социаль-ной отчетности, а также структурный анализ развития корпоративной соци-альной ответственности сферы российского банковского бизнеса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что резуль-таты исследования могут быть использованы в сфере развития корпоратив-ной социальной ответственности в банках.

 

Список литературы:

 

 Глава 1 Теоретические основы корпоративной социальной ответствен-ности в системе управления организацией

1.1 Понятие, принципы и уровни корпоративной социальной ответственности

В настоящее время формирование бизнеса неразрывно связано с соци-альным благополучием и стабильным развитием общества. В передовых об-стоятельствах общество выражает интерес не только в конечных плодах дея-тельности бизнеса, но и  каким способом осуществляется сама деятельность, а именно как происходит расход природных ресурсов, как используют труд работников, какое влияние бизнес оказывает на развитие региона и пр. При-нимая во внимание основное назначение бизнеса для общественного благосо-стояния, общество выдвигает ему  больше условий в части ведения бизнеса социально приемлемым путем. Повышение важности роли большого бизнеса в общественно-политической жизни целых государств и мира в целом наибо-лее ощутимо сказывается на его отношениях с социумом и государством. Корпорации основательнее вводятся в социальную оболочку общества и его структуры и существенно изменяют правила игры, за счет которых эти структуры осуществляют свою деятельность. Возрастает  общественная зна-чимость собственной деятельности и в самих организациях, что находит вы-ражение в распространении корпоративной социальной ответственности (КСО) .  
Первые упоминания о КСО относятся к 50-м годам 20-го века . Повсе-местно термин «корпоративная социальная ответственность» вошел в обиход в семидесятые годы ушедшего века. Как правило, под ним подразумевают именно корпоративные обязательства. В соответствии с данной концепцией организации должны учитывать интересы всего общества, а не только соб-ственные. Это значит, что они должны отвечать за то, какое влияние их дея-тельность оказывает на заказчиков, поставщиков, акционеров и другие сто-роны, участвующие в рабочем процессе. При этом принятые обязательства могут выходить за рамки тех, что установлены законодательством. 
Понятие КСО достаточно новое для российских компаний, которые функционируют в нестабильных условиях современной российской экономи-ки. В настоящее время сущность и содержание корпоративной социальной ответственности достаточно широко обсуждаются и освещаются в зарубеж-ной и отечественной литературе. Тем не менее, единого взгляда на определе-ние этого термина, отражающего его сущность, пока не сформировалось. 
В таблице 1 представлены определения, которыми пользуются обще-ственные и коммерческие организации.
Таблица 1 – Основные определения корпоративной социальной ответствен-ности бизнеса 
Источники Определение
1 2
Всемирный совет пред-принимателей по устой-чивому развитию
«Корпоративная социальная ответственность является ме-рой неизменной приверженности бизнеса вести себя этиче-ски и вносить свой вклад в экономическое развитие, улуч-шение качества жизни работников и членов их семей, а также местные общины и общества в целом».
Общественная органи-зация «Корпоративная социальная ответствен-ность Азии» (CSR Asia) «КСО это приверженность компании к функционированию в экономически, социально и экологически устойчивой ос-нове, в то время как баланс интересов различных заинтере-сованных сторон».
«Международная фи-нансовая корпорация»
International Finance Corporation
(IFC) http://www.ifc.org «Корпоративная социальная ответственность представляет собой обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие путем взаимодействия с сотрудни-ками, их семьями, местным сообществом и обществом в це-лом, улучшить свою жизнь таким образом, что хорошо для бизнеса и для развития».
«Европейская комис-сия»
(European Commission) 
http://ec.europa.eu
Корпоративная социальная ответственность бизнеса это – «понятие соответствия, с которой компании интегрируют социальные и экологические проблемы в их коммерческой деятельности и во взаимодействии с заинтересованными сторонами на добровольной основе».
Институт дипломиро-ванных бухгалтеров Ан-глии и Уэльса. Institute of Chartered Accountants in England & Wales (ICAEW) http://www.icaew.com «Корпоративная социальная ответственность заключается в обеспечении организации управления бизнесом с целью оказания позитивного воздействия на Общество и окружа-ющую среду при максимальном соблюдении интересов своих акционеров».
«Хартия РСПП»
http://archive.rspp.ru «Социальная ответственность охватывает широкий диапа-зон добровольных действий бизнеса в экономической, со-циальной и экологической областях. Исполнение законода-тельства в этих, равно как и в других областях, — безуслов-ная обязанность каждого члена общества, включая предста-вителей бизнес сообщества».

Таким образом, под корпоративной социальной ответственностью рас-сматривается не только концепция. Можно сказать, что корпоративная соци-альная ответственность – это философия, которая предусматривает учет  ин-тересов общества, берет на себя обязанности их ответственности за воздей-ствие их работы на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, мест-ных сообществ и прочих заинтересованных сторон общественной сферы. В соответствии с этим бизнес, осуществляя свою главную задачу – производ-ство высококачественных товаров и услуг,  по собственной воле принимает на себя  поддержку социально значимых инициатив, которые выходят за рамки его конкретных  экономических интересов.
В настоящее время корпоративная социальная ответственность высту-пает как одно из самых обширных и универсальных определений, отражаю-щих социально-направленную активность предприятий. В современных тео-ретических исследованиях корпоративная социальная ответственности боль-шой интерес проявляет к позициям, которые может занимать организация, принимая во внимание ее обязательства перед обществом. За основу прини-мается общая социальная ответственность организации, определяемая в со-ответствии с ее уровнями.  
Различные уровни корпоративной социальной ответственности пред-ставляют собой совокупность требований и ожиданий к бизнесу со стороны общества и государства и выгодности/невыгодности социальной активности для бизнеса. Тем самым, чем выше уровень социальной ответственности у компаний, тем больше добровольно принятых на себя обязательств. В соот-ветствии с этим корпоративную социальную ответственность представляют в виде  пирамиды. На рисунке 1 представлена пирамида по уровням корпора-тивной социальной ответственности.

 

Рисунок 1 – Пирамида уровней корпоративной социальной ответственности 
Первый уровень или же базовый представляет собой обязательную со-ставляющую корпоративной социальной ответственности. Это предполагает соблюдение законов, а именно налоговое законодательство, трудовой и гражданский кодексы. В случае если законодательство не соблюдается, то социальная ответственность оказывается недействительной. Из этого следует, что предприниматель не соблюдает обязательства, которые были установле-ны для его деятельности изначально. Базовый уровень подразумевает вы-полнение таких обязанностей, как соблюдение законодательства в сфере охраны окружающей среды, своевременная оплата налогов, своевременная выплата заработной платы, соблюдение техники безопасности и здоровья работников, по возможности, предоставление новых рабочих мест (расши-рение рабочего штата). При соблюдении требований данного уровня орга-низация имеет все шансы выйти на цивилизованный рынок.  
Второй уровень (средний уровень)  предполагает реализацию корпо-ративного социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Экономической выгодой, в данном случае, выступает и улучшение имиджа компании для покупателей ее продукции и для ее работников, и повышение инвестиционной привлекательности, и создание более благоприятных усло-вий для существования, и развития компании со стороны власти или обще-ства. Второй уровень подразумевает обеспечение работников наиболее адек-ватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня ква-лификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности был условно назван “корпоративной ответственностью”. 
Последний, третий уровень (высший уровень) включает в себя те виды социально ответственного поведения, главная цель которых не является –  получение экономических выгод. Это наиболее высокий уровень осознания положения и значимости организации в обществе. Подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не их основная цель. Помощь со-циально незащищенным слоям населения, перечисление пожертвований ча-сто оказываются замалчиваемыми действиями, поскольку СМИ не могут бес-платно размещать информацию о подобных акциях (по закону о скрытой ре-кламе). Третий, высший уровень ответственности подразумевает благотвори-тельную деятельность. 
Таким образом, корпоративная социальная ответственность носит мно-гоуровневый характер. В пирамиде уровней корпоративной социальной от-ветственности показывается, что чем выше уровень социальной ответствен-ности, тем ниже уровень внешнего принуждения и давления, и выше ориен-тация на ожидания общества.
В основе концепции корпоративной социальной ответственности зало-жены принципы, определяющие не только сущность предприятия, но и его взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами. Принципы КСО охватывают все сферы ее реализации. При этом все они носят лишь рекомен-дательный характер и не имеют закрепления на законодательном уровне. Тем не менее, считается, что нарушение хотя бы одного из принципов спо-собно исказить саму суть социальной ответственности бизнеса. 
Рассмотрим следующие принципы корпоративной социальной ответ-ственности: открытость, системность, значимость и недопущение конфлик-тов .
Согласно принципу открытости  любой бизнес должен быть публич-ным, понятным и доступным. Организации должны добровольно предостав-лять достоверную информацию о своей деятельности внутренним и внешним пользователям, которая не будет вводить их в заблуждение. Особая значи-мость данного принципа отводится обратной связи организации с заинтере-сованными сторонами (собственники, управляющие, персонал, потребители, поставщики, государство и общество в целом). 
Принцип системности заключается в том, что организации должны ре-гулярно обеспечивать реализацию и финансирование социальных программ различных областей. В данном случае социальные программы должны но-сить регулярный характер.  
В соответствии с принципом значимости, организации должны реали-зовать социально значимые программы и мероприятия в тех сферах, в кото-рых имеется соответствующая потребность. Данный принцип определяет ак-туальность реализуемых бизнес программ, их масштабность и эффектив-ность.
Еще одним немаловажным принципом выступает принцип недопуще-ния конфликтов. Следуя данному принципу социальная политика организа-ции и ее отдельные мероприятия не должны противоречить интересам рели-гии, политики, спортивным и музыкальным течениям. Базируясь на этих принципах, организации включают в свою стратегию задачу защиту прав человека.
Из выше сказанного следует, что принципы КСО определяют основные положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности по реализации КСО в компании .
Таким образом, развитие корпоративной социальной ответственности помогает раскрыть внутренний потенциал компании, а сведения о результа-тах деятельности компании приводятся в соответствие с принципами ответ-ственного ведения бизнеса, которые положительно влияют не только на ре-путацию организаций, но и на деловой климат, улучшает имидж бизнес – со-обществ в целом. Все это играет немаловажную роль в сближении в обществе позиций в отношении понимания сути корпоративной социальной ответ-ственности и действительного вклада бизнеса в социально-экономическое развитие страны.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы