Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Пути и способы преодоления дислексии при изучении иностранного языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛОССАРИЙ 3

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА 1. ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9

1.1.Методы и приемы обучения иноязычному чтению 9

1.2. Критерии определения правильности чтения младших школьников 14

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 18

2.1. Условия проведения эксперимента 18

2.2. Ход и результаты экспериментальной деятельности 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Приложение А 44

  

Введение:

 

Чтение является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, средством воспитания и интеллектуального развития общества, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни и показателем конкурентоспособности страны.

Чтение – междисциплинарное явление. Действительно, знакомясь с разными текстами, ученик старается понимать их, чувствовать тот мир, который изображается автором. Поэтому важно не разрушить живое непосредственное читательское восприятие ребёнка, а помочь ему фантазировать, осмыслить произведение, перевести его на новый уровень сознательного открытия его понимания, смысла.

Школьная практика показывает, что младшие школьники могут одинаково эмоционально воспринять произведение, но понимают его смысл совершенно по-разному. Именно это и является наиболее ценным. Ведь атмосфера урока литературного чтения должна способствовать свободному самовыражению, изложению разных точек зрения, формирования позиции читателя.

Одним из актуальных аспектов формирования читательской компетентности младшеклассников является использование звуко-буквенных моделей слова. Вместе с тем, специфика формирования навыков чтения младших школьников средствами звуко-буквенных моделей до сих пор не стала предметом комплексного исследования. Не были проанализированы особенности функционирования звуко-буквенных моделей в учебном процессе, отсутствуют обоснования педагогических условий формирования навыков чтения у младших школьников средствами звуко-буквенных моделей, соответствующая педагогическая методика. Данная ситуация обусловливает актуальность темы исследования.

Цель работы заключается в исследовании психологических особенностей возникновения и преодоления последствий дислексии у младших школьников.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научные источники в пределах обозначенной проблемы, обобщить теоретические основы преодоления дислексии у младших школьников средствами звуко-буквенных моделей на уроках иностранного языка;

2. Уточнить категориальный аппарат исследования, дать содержательную характеристику понятию навыков чтения младших школьников;

3. Изучить пути преодоления дислексии у младших школьников;

4. Исследовать звуко-буквенные модели как средство преодоления дислексии у младших школьников средствами звуко-буквенных моделей на уроках иностранного языка;

5. Обосновать педагогические условия преодоления дислексии у младших школьников средствами звуко-буквенных моделей на уроках иностранного языка;

6. Разработать и экспериментально опробовать методику преодоления дислексии у младших школьников средствами звуко-буквенных моделей на уроках иностранного языка.

Объект исследования – психологические предусловия формирования дислексии у учащихся начальной школы.

Предмет исследования – процесс преодоления дислексии у младших школьников средствами звуко-буквенных моделей на уроках иностранного языка.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс преодоления дислексии у младших школьников будет происходить более успешно при условии использования звуко-буквенных моделей.

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами в работе осуществлен анализ научно-теоретической и методической литературы, социально-культурной практики изучаемого региона. Апробация методики формирования навыков чтения младших школьников средствами звуко-буквенных моделей была проведена с помощью констатирующего и формирующего экспериментов.

Опытно-экспериментальная работа по проверке выдвинутой гипотезы проводилась в естественных условиях образовательного процесса на базе школы № 1 города Видное Московской области. В эксперименте приняли участие 20 учеников 1 класса.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в организации учебно-воспитательного процесса начальной школы, при дальнейшем научном исследовании заявленной проблемы.

Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Первая глава посвящена теоретическим основам использования звуко-буквенных моделей в качестве средства формирования навыков чтения младших школьников. Во второй главе представлены результаты экспериментального исследования заявленной проблемы. Заключение подводит итоги исследования.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Чтение является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, средством воспитания и интеллектуального развития общества, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни и показателем конкурентоспособности страны.

Чтение – междисциплинарное явление. Действительно, знакомясь с разными текстами, ученик старается понимать их, чувствовать тот мир, который изображается автором. Поэтому важно не разрушить живое непосредственное читательское восприятие ребёнка, а помочь ему фантазировать, осмыслить произведение, перевести его на новый уровень сознательного открытия его понимания, смысла.

Школьная практика показывает, что младшие школьники могут одинаково эмоционально воспринять произведение, но понимают его смысл совершенно по-разному. Именно это и является наиболее ценным. Ведь атмосфера урока литературного чтения должна способствовать свободному самовыражению, изложению разных точек зрения, формирования позиции читателя.

Одним из актуальных аспектов формирования читательской компетентности младшеклассников является использование звуко-буквенных моделей слова.

Использование звуко-буквенных моделей в обучении младших школьников навыкам иноязычного чтения является мощным дополнительным фактором, способствующим активизации мотиваций у обучаемых подопечных. Младший этап школьного обучения является одним из тех экспериментальных площадок, где данная образовательная технология может быть внедрена с максимальной успешностью и минимальными шансами на неудачу.

Как правило, для детей, лишь недавно окончивших дошкольный этап своего обучения, одной из важнейших сфер любой продуктивной деятельности является игра и различные её формы. Этот фактор является неотъемлемой составляющей частью общей карнавализации как одной из ключевых характеристик, формирующих культурный срез человеческой жизнедеятельности. Через игровые элементы занятия формируется желание постигать умения и навыки чтения в дальнейшем, на основе полученных знаний сформулировать собственные высказывания. Такая работа очень важна и оказывает непременное влияние на будущее всестороннее развитие школьника, в частности, в сфере гуманитарного знания.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Методы и приемы обучения иноязычному чтению

Дислексия (от греческих «dys» – «сложность с» и «lexis» – «слова», «словарь») – частичная неспособность к освоению навыков чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Согласно современным представлениям, дислексия рассматривается как нейробиологическое расстройство, значительную роль в развитии которого играют генетические механизмы. В большинстве случаев дислексия сочетается с дисграфией – сложностями в овладении письмом, хотя в некоторых случаях они встречаются и по отдельности.

Урок чтения в начальных классах занимает особое место среди других учебных дисциплин. Ведь общеизвестно, какую роль в жизни человека играет литература, как она влияет на формирование его как личности. И хотя в начальных классах литература не изучается как собственно предмет, при определении роли уроков классного чтения необходимо учитывать именно эти факторы.

Итак, если говорить в общем, то на уроках классного чтения решаются следующие основные задачи:

1. Совершенствование навыков правильного, сознательного, выразительного и быстрого чтения.

2. Формируется вдумчивый читатель, который любит книгу и умеет работать с ней.

3. Расширяются, углубляются знания об окружающем мире. Формируются элементы научного мировоззрения.

4. Осуществляется нравственное, духовное, экологическое, эстетическое, трудовое, физическое воспитание школьников.

5. Происходит развитие речи и мышления.

Бесспорно, каждая из задач имеет свои конкретные пути реализации, но решается во взаимосвязи с другими в процессе всей работы на уроках чтения.

Формирование навыков чтения это достаточно сложный и длительный процесс, который тесно связан с формированием умений работать с текстом. Выпускник начальной школы должен овладеть и собственно чтением как предметом, и как средством для освоения других предметов, в частности: правильно читать любой текст на уроках и вне их, с умением ориентироваться в учебной книге, искать текст, задачи, иллюстрации, понимать смысл; самостоятельно подбирать, книгу, пользоваться каталогом, справочной литературой, детской периодикой; планировать и анализировать свою работу, оценивать работу товарища, обосновывать, доказывать собственные суждения, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, уметь слушать и слышать доводы другого; говорить в надлежащем темпе. Заканчивая начальное звено школы, ученик должен научиться сознательно, правильно, выразительно читать текст целыми словами вслух (до 100 слов в минуту) и молча (на 50-60 слов больше). Это тот минимальный уровень, без которого нельзя успешно овладевать основами наук в средних классах, где сегодня детям предлагается от 8 до 10 страниц текстового материала для самостоятельной работы.

Педагоги-новаторы, учителя-мастера сегодня доказали, что можно сформировать у детей довольно высокие уровни навыков сознательного, выразительного, по мере быстрого и правильного чтения. Опыт их работы свидетельствует и о том, что, формируя эти умения у учащихся, они особое внимание обращают на первую часть программных требований научить читать правильно, сознательно, выразительно. Именно с помощью этих качеств ребенок лучше всего выражает понимание смысла прочитанного и отношение к нему, не оставляя при этом без внимания и темпа.

Относительно именно техники чтения, то следует ввести обязательное чтение вслух, рассчитанное на определенное время (2-3 минуты) чтение текста, который будет обрабатываться; самостоятельное, вслух или молчаливое чтение определенной части (всего) текста по специальным направлениям: без единой ошибки; быстро (скороговоркой), но запомнить больше; задать 3-5 вопросов по прочитанному тексту товарищу; использовать упражнения в перечитывании (разным темпом) слов, представленных после текста в учебниках или на доске. Такие упражнения позволяют развивать не только технику чтения, но и познавательные возможности ребенка, привлекать к искусству слова. Технически в самом умении большое значение имеет не столько продолжительность упражнения, сколько его частотность.

Важную роль здесь играет образ слова, поскольку оно связано с определенным смыслом. Часто, видя слово при многократном чтении, мы воспринимаем и буквы, и его общую форму, и слова в виде отдельных образов и целых частей фраз.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы