Курсовая с практикой на тему Психолого-педогогические основы работы с трудными подростками.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 5
1.1. Характеристика подросткового возраста 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика «трудных» подростков 8
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 13
2.1. Виды трудновоспитуемости подростков 13
2.2. Типы и причины трудновоспитуемости подростков 16
2.3. Особенности работы педагога с трудными подростками 21
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 33
3.1. Диагностика склонностей к нарушению поведения у подростков 33
3.2. Содержание и особенности программы работы с трудными подростками 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Введение:
В настоящее время из-за экономической нестабильности, потери духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения, возник ряд опасных тенденций, прежде всего, рост асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (детская наркомания, алкоголизация, бродяжничество, нарушение моральных норм, рост суицида). Во всех этих случаях подросток, его психическое, возрастное и личностное развитие рассматривается со стороны его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой осуществляется его жизнедеятельность.
Изучение проблем трудновоспитуемости связано с именами отечественных и зарубежных авторов (А. Адлер, М. Раттер, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, и др.). В трудах для обозначения трудности несовершеннолетних используются различные термины, такие как: трудные дети, дезадаптированные дети, трудно обучаемые, социально запущенные, педагогически запущенные, безнадзорные, трудновоспитуемые, девиантные, делинквентные, криминальные, дискомфортные дети и подростки.
Данная проблема актуальна и в современном обществе, она не перестает набирать обороты. Необходимо принимать меры для ее преодоления. Трудновоспитуемых нужно готовить к жизни в социуме, и, следовательно, воспитывать их. В категорию «трудных», дезадаптированных, трудновоспитуемых определяли лиц преимущественно подросткового возраста.
Недостаточное внимание родителей, педагогов, государства к проблемам «трудновоспитуемых» подростков, недостаток эффективной работы по преодолению «трудности», недостаточное количество исследований по профилактике и поиску современных средств преодоления трудновоспитуемости подростков, позволяет рассматривать данную тему в русле актуальных.
Объект исследования – трудные подростки.
Предмет исследования — содержание психолого-педагогической деятельности с трудными подростками.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных представить комплекс мероприятий по психолого-педагогической деятельности с трудными подростками.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психолого-педагогическая деятельность с трудными подростками должна осуществляться в соответствии с комплексом мероприятий, который включает в себя следующие направления: 1) гражданско-патриотическое воспитание, результатом которого является гражданско-патриотическое сознание; 2) развитие социальной компетентности у трудных подростков, которое включает в себя уверенность в себе и формирование интереса у них к социальной жизни.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику «трудных» подростков.
2. Изучить особенности работы педагога с трудными подростками.
3. Проанализировать склонности к нарушению поведения у подростков.
4. Разработать программу работы с трудными подростками.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, синтез, сравнение;
• эмпирические методы: анализ документации, опрос, анкетирование, беседа.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Трудновоспитуемость – это проблема, которая актуальна уже многие десятилетия подряд. Для подросткового возраста проблема трудновоспитуемости является приоритетной и требует особого в рассмотрения, ведь именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность самоутверждения, самореализации и признания взрослыми его действий.
Впервые термин «трудновоспитуемость» вошел в науку в 30-е годы 20 века, благодаря научной и практической деятельности Виктора Николаевича Сорока-Росинского. В последующие годы проблема трудновоспитуемых получила широкое распространение в зарубежной и в отечественной науке в трудах А. Адлера, М. Раттера, Л.С. Выготского, Е.В. Змановской, А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаева, В.А. Сухомлинского, и др. и рассматривалась как сознательное или бессознательное сопротивление подростка целенаправленному педагогическому воздействию.
Современное понимание трудновоспитуемости раскрывается вокруг такие понятий как: отклонение от социальных норм, девиация, дезадаптации, выраженные акцентуации характера и др.
Изучение путей преодоления трудновоспитуемости у подростков подчеркнуло значимость профилактической работы, направленной на создание условий, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, отношение к другим людям, в свою систему ценностей. При этом анализ научных и практических исследований показал, что для современного младшего подростка важно, чтобы при профилактике трудновоспитуемости использовались новые технологии, созвучные современной детской субкультуре.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
1.1. Характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст – это период развития человека, который наступает в 10-11 лет и продолжается до 13-15 лет, является промежуточным этапом между детством и взрослостью. Принято выделять младший (10-12 лет) и старший (13-15 лет) подростковый период. Подростковый возраст означает переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, оставляют след на всю последующую жизнь. Подростковый возраст был предметом исследования ученых социологов, педагогов, психологов. Л.С. Выготский, обобщая результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных авторов, писал: «Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте» [10].
Согласно российскому социологу и психологу И.С. Кону, существуют следующие виды взросления. У одних людей юность — период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими. У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциируются с юностью, им не свойственны; такие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь [20].